АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 03 декабря 2012 года  Дело N А40-123599/2012

Резолютивная часть объявлена 28 ноября  2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего- судьи  Корогодова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "МОЭСК"

к УФАС по Московской области

третьи лица - Беркун В.В., СНТ «Альтаир-2»

о признании недействительным решения от 17.11.2011 г. № 05/173/1-11

в заседании приняли участие:

от заявителя - Клементьева Е.А., дов. от 30.12.2011 г. № 2738-Д

от ответчика - Щеснович А.А., дов. от 07.09.2012 г. б/н

от третьих лиц - не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее - ОАО «МОЭСК») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным решения УФАС по Московской области от 17.11.2012 г. по делу № 05-15/173/1-11 о нарушении антимонопольного законодательства.

17.11.2011 г. управление ФАС по Московской области вынесло решение по делу №05-15/173/1-11 в соответствии с резолютивной частью которого ОАО «МОЭСК» признано нарушившим ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по  технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов гр. Беркун В.В., путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, в срок, установленный Правилами технологического присоединения. В связи с добровольным устранением ОАО «МОЭСК» нарушения антимонопольного законодательства, а именно направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область. Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать. Дело № 05-15/173-11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МОЭСК» производством прекратить. Материалы дела №05-15/173-11 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований ОАО «МОЭСК» ссылается на следующие обстоятельства.

Беркун В.В.  обратилась  в  ОАО  «МОЭСК»  с  заявкой  на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на участке № 87, СНТ «Альтаир-2», с/п Новопетровское, Истринского района Московской области.

По результатам рассмотрения заявки Беркун В.В. направлено информационное письмо № ЗП-2662 от 20.12.2010, в котором заявителю рекомендовано по вопросам электроснабжения энергопринимающих устройств обратиться в органы управления СНТ «Альтаир-2», основанием для которого явились следующие обстоятельства.

Как указывает заявитель, из представленных документов (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17.08.2007 г. №НБ №411021) следует, что -энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии Беркун В.В. размещены на земельном участке, расположенном в пределах территории земель, выделенных юридическому лицу СНТ «Альтаир-2» в целях ведения садоводческого, огороднического и дачного хозяйства, находящихся в массиве уже существующей инженерной инфраструктуры. Ближайшие объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на балансе ЗЭС филиала ОАО «МОЭСК» уровня напряжения 0,4кВ, расположены примерно в 1000 метрах от границ участка заявителя. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Альтаир-2» (в том числе и ЭПУ, расположенные на участке №87 согласно плану застройки СНТ), произведено, о чем составлен Акт РБП и ЭО от 06.12.2004г.

Согласно п.1 ст.26 ФЗ-35 соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с данными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно п.5 статьи 34 (Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении) главы VII ФЗ РФ №66-ФЗ нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного коммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Техническая характеристика электрических сетей СНТ «Альтаир-2»: ЛЭП-ЮкВ протяженностью 400 метров; КТП с силовым трансформатором 100 кВА; низковольтные сети 0,3 8кВ; по имеющейся информации в СНТ «Альтаир-2» - 166 участков.

В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 г. №194) можно произвести расчет максимальной мощности на каждый участок с присоединенной мощностью 100 кВА: 100 кВА (номинал трансформатора) разделим (на 166 участков х 0,14 (коэффициент одновременности) х 0,8 (коэффициент спроса)) = 5,37 кВА.  5,37 кВА х 0,85 = 4,5 кВт на один участок.

В соответствии с гл.V ст.21 п.1 подпунктом 10 ФЗ РФ №66-ФЗ электроснабжение участков, расположенных на территории СНТ, относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ.

В соответствии с подпунктом 8 п.1 ст. 19 ФЗ РФ №66-ФЗ (Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного «некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.

Согласно п/п 9 п.1 ст. 19 ФЗ РФ №66-ФЗ (Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования.

В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ №66-ФЗ граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае принятия решения об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд указанное решение правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов.

Как указывает заявитель, строительство электрических сетей параллельно существующим по одному и тому же источнику и в той же местности за счет увеличения тарифа для всего населения относится к необоснованным требованиям к усилению сети (п. 25.1 «б» Правил технологического присоединения...», утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).

Исходя из вышеизложенного, следует, что: мощность на данные ЭПУ ранее уже была учтена при технологическом присоединении СНТ «Альтаир-2» к электрическим сетям ОАО «МОЭСК», технические условия носят длящийся характер и являются обязательными для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению,

Таким образом, по утверждению заявителя, правовых оснований для заключения с Беркун В.В. договора об осуществлении  технологического  присоединения  энергопринимающих  устройств  заявителя к электрическим сетям ОАО «МОЭСК» не имелось, поскольку такие действия Противоречат действующему законодательству об электроэнергетике, в связи с указанными выше обстоятельствами, ОАО «МОЭСК» требования антимонопольного законодательства не нарушены.

По утверждению заявителя, в действиях Общества отсутствует объективная сторона, выраженная в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого решения.

Представители Беркун В.В., СНТ «Альтаир-2», извещенные надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей 3-х лиц, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электро сетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный  и  подписанный  ею  проект договора  в  2  экземплярах  и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

При отсутствии сведений и документов, предусмотренных Правилами технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Как следует из материалов дела, гр. Беркун В.ВУ. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50НБ № 411021 от 17.08.2007).

Технологическое присоединение необходимо заявителю исключительно для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с максимальной единовременной мощностью 8 кВт.

17.11.2010 гр. Беркун В.В. направила почтой в адрес ОАО «МОЭСК» заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, с приложением всех необходимых документов. Заявка зарегистрирована в ОАО «МОЭСК» за № 8303/3-10-00-911681/102 от 29.11.2010.

В соответствии с пунктом 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения ОАО «МОЭСК» должно было направить в адрес ОАО «Будапро - Завод № 1» для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в установленный срок.

07.12.2010 письмом за №ЗП-10282 ОАО «МОЭСК» сообщило заявителю о том, что в отношении СНТ «Альтаир-2», на землях которого расположен участок гр. Беркун В.В. мероприятия по технологическому присоединению выполнены, о чем свидетельствует разрешение на мощность №ЗП-2662 от 20.12.2004 и Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 06.12.2004. Таким образом, по вопросам энергоснабжения заявителю необходимо обратиться в органы управления СНТ «Альтаир-2».

Согласно материалам дела №05-15/173-11 о нарушении антимонопольного законодательства, земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, приобретен заявителем в 2007 году на основании договора купли-продажи. Гр. Беркун В.В. не является членом СНТ «Альтаир-2». Предыдущий владелец вышеуказанного участка не оплачивал целевые взносы на строительство инженерной инфраструктуры СНТ «Альтаир-2», поэтому мощность на участок 87 не учитывалась при подаче заявки об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств СНТ «Альтаир-2».

По информации, представленной председателем СНТ «Альтаир-2», процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Новопетровское, СНТ «Альтаир-2, уч. 87, не осуществлялась и на 14.09.2011 электроснабжение участка отсутствует.

Судом не установлено  обстоятельств, которые  препятствовали рассмотрению заявки от 17.11.2012 г. в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею Договор в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения сетевая организация обязана привести Договор в соответствие с Правилами технологического присоединения в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Из представленных сторонами материалов следует, что ОАО «МОЭСК» заявителю Договор о технологическом присоединении не направило.

В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, доказательств в обоснование наличия объективных причин, уклонения от своевременного направления в адрес заявителя проекта договора, соответствующего требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Таким образом, Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела №05-15/173-11 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО «МОЭСК» нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов гр. Беркун В.В., путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения в установленный Правилами технологического присоединения срок.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное уклонение заключения договора, нарушение порядка ценообразования.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение УФАС по Московской области от 17.11.2012 г. по делу № 05-15/173/1-11 о нарушении антимонопольного законодательства соответствуют положениям Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.11.2006г. № 135-ФЗ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания его недействительным.

Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 5, 10, 23, 48, 49  Федерального закона от 26.11.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 198 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОАО "МОЭСК" о признании недействительным решения УФАС по Московской области от 17.11.2012 г. по делу № 05-15/173/1-11 о нарушении антимонопольного законодательства отказать (проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  И.В. Корогодов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка