• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2012 года  Дело N А40-123699/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ОАО "Аэропорт Внуково"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве

о признании незаконным постановления.

при участии представителей: от заявителя - Березкина О.В. по дов. от 10.01.2012 № 05-8, паспорт; Марьясов И.К. по дов. от 12.10.2012 № 05-2443, паспорт;

от ответчика - Бойко И.В. по дов. от 02.03.2012, паспорт; Веретина И.А. по дов. от 20.11.2012, паспорт

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Аэропорт Внуково" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве № 614 от 03.09.2012г.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик требования заявителя отклонил по доводам, изложенным в представленном отзыве, представил заверенные копии материалов административного дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч.2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. Указанный срок заявителем соблюден.

На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом согласно ч. 7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ходе административного расследования по жалобе В. И. Толстопятова (коллективное обращение жителей мкр. Ново-Переделкино, в т.ч. В.И. Кривозубова, Баланцевой Л.А.) проживающего по адресу: г. Москва, мкр. Ново-Переделкино, ул. Скульптора Мухиной, д. 2, кв. 73, на шумы от пролета самолетов, которые осуществляют взлет и посадку в аэропорту Внуково ОАО «Аэропорт Внуково», установлено, что жилое помещение по адресу г. Москва, мкр. Ново-Переделкино, ул. Скульптора Мухиной, д. 2 кв. 73 расположено в границах санитарно-защитной зоны (санитарных разрывов) ОАО «Аэропорт Внуково».

Гр. В. И. Толстопятов зарегистрирован и фактически проживает по вышеуказанному адресу с 28 апреля 1998 года.

Результаты замеров шума в жилом помещении, расположенном в зоне санитарного разрыва, показали превышение допустимых норм как в дневное, так и в ночное время.

17.08.2012 года в отношении ОАО «Аэропорт Внуково» был составлен Протокол об административном правонарушении по 6.3 КоАП РФ в присутствии представителя по доверенности И. К. Марьясова. Копия настоящего протокола вручена под роспись.

30.08.2012 года Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем Руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве С. Г. Фокиным назначено рассмотрение дела в отношении ОАО «Аэропорт Внуково» на 03.09.2012 года.

03.09.2012 года по результатам рассмотрения материалов данного административного дела в отношении ОАО «Аэропорт Внуково» было вынесено постановление о назначении наказания и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей по ст. 6.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Судом проверена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Протокол от 17.08.2012г. об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Общества, действующей на основании доверенности, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии с требованиями ст.29.10 КоАП РФ.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ соблюден.

Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Новая редакция. Изменение 1,2,3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-08, 2.2.1/2.1.1.2555-09, 2.2.1/2.1.1.2739-10 (далее - Санитарные правила):

Пункт 1.4 Санитарных правил устанавливает класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и тль).

В соответствии с п. 1.5 указанных Правил Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц. деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

В соответствии с п. 2.2 Санитарных правил ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Пунктом 2.6 Санитарных правил установлено, что для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

В связи в вышеизложенным, определение «санитарно-защитная зона» абсолютно идентично определению «санитарный разрыв», основными задачами которых является установление расстояния (специальных территорий) от источника химического, биологического и физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений, установленных гигиеническими нормативами. Таким образом, санитарный разрыв имеет статус санитарно-защитной зоны.

Пункт 3.2. Правил гласит, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств».

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «... Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам». При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ, - Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Согласно ст. 46 Воздушного кодекса РФ, - проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ» "приаэродромная территория" -прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Следовательно, ОАО «Аэропорт Внуково», осуществляя функции аэропорта, то есть комплекса сооружений, включая аэродром, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, обязано путем проведения противошумных мероприятий обеспечить безопасные для человека условия проживания в жилых помещениях, расположенных в зоне санитарного разрыва аэропорта ОАО «Аэропорт Внуково», и /или провести отселение граждан в случае необходимости.

В этой связи ЗАО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» по заказу ОАО «Аэропорт Внуково» на основании результатов расчетных построений контуров равного уровня звука, измерений авиационного шума и наблюдений за прохождением воздушных судов по маршрутам полетов была выполнена работа по «Обоснованию санитарного разрыва международного аэропорта Внуково по фактору -авиационный шум». В данном документе, который является собственником заказчика -ОАО «Аэропорт Внуково», выполнена оценка пригодности к застройке территории в районе аэродрома Москва (Внуково), рассчитаны размеры санитарных разрывов вдоль стандартных маршрутов воздушных судов аэропорта по фактору - авиационный шум на настоящий момент и на перспективу после удлинения ВПП - 1 (06/24) и рекомендованы мероприятия по снижению авиационного шума на территории вблизи Аэропорта с учетом отмены полетов в ночное время суток самолетов, не отвечающих требованиям главы 3 ICAO, замены парка принимаемых воздушных судов и планируемого изменения интенсивности полетов.

Санитарный разрыв - это расстояние вдоль траекторий стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, за пределами которых химическое и физическое воздействие, оказываемое пролетающими воздушными судами на окружающую среду, не превышает гигиенических нормативов и является неотъемлемой частью санитарно-защитной зоны объекта.

Принимая во внимание, что результаты замеров шума в жилом помещении, расположенном в зоне санитарного разрыва, показали превышение допустимых норм как в дневное, так и в ночное время, мероприятия, рекомендованные для выполнения ОАО «Аэропорт Внуково» проектом «Обоснования санитарного разрыва международного аэропорта Внуково по фактору - авиационный шум», не выполнены либо недостаточно эффективны.

Невыполнение ОАО «Аэропорт Внуково» указанных мероприятий повлекло за собой нарушение требований п. 3.2 Санитарных правил.

За невыполнение требования п. 3.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по проведению мероприятий направленных на снижение уровня шума в жилых помещениях возникающего от пролета (взлете или посадки) воздушного судна над территорией зоны санитарного разрыва аэропорта ОАО «Аэропорт Внуково», ответственность несет ОАО «Аэропорт Внуково».

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер, для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.

Судом проверены все доводы заявителем, которые признаются судом не обоснованными, так как опровергаются материалами дела и не являются основанием для признания обжалуемого постановления незаконным.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.3 КоАП РФ, ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 117, 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОАО "Аэропорт Внуково" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 03.09.2012 №614 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М.Андриянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-123699/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 29 ноября 2012

Поиск в тексте