• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2012 года  Дело N А40-123819/2012

Резолютивная часть объявлена 27 ноября 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего Махлаева Т.И.

судьей: единолично

протокол ведет секретарь судебного заседания Бельмасова О.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО «Ивэнергосбыт»

к ответчику: Некоммерческому партнерству «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью».

о признании незаконным решения № 17/2012 от 16.08.2012 г.

в задании приняли участие:

от истца - Хохлов Ю.Н., уд-е № 11747, дов. № 63 от 07.09.2012 г.

от ответчика - Богатов Д.В., паспорт, дов. № ср-07/11-131 от 30.12.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ивэнергосбыт» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным, недействительным решение Дисциплинарной комиссии Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» № 17/2012 от 16.08.2012 г.

Оспариваемым решением установлено в отношении ОАО «Ивэнергосбыт» по состоянию на 23 июля 2012 года наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 5.1.1 Положения о реестре, а именно, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по оплате электрической энергии, мощности по договорам, заключенным на оптовом рынке, за два расчетных периода - апрель, май 2012 года в размере 358594972,83 рублей; рекомендовано Наблюдательному совету НИ «Совет рынка» лишить ОАО «Ивэнергосбыт» статуса субъекта оптового рынка, исключить Общество из Реестра субъектов оптового рынка и лишить права на участие в торговле электрической энергией (мощностью).

В обоснование заявленных требований ОАО «Ивэнергосбыт» ссылается на следующие обстоятельства.

31 марта 2008 года между Ответчиком, ОАО «Администратором торговой системы оптового а электроэнергии», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», ОАО федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Центр финансовых четов» и Заявителем был подписан договор о присоединении к торговой системе оптового рынка 130-ДП/08 (далее - Договор о присоединении).

Неотъемлемой частью Договора о присоединении в соответствии с пунктом 1.4.1 являются регламенты оптового рынка, в том числе Положение о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности (Приложение № 21 к Договору о присоединении) (далее - Положение о санкциях), которое регулирует отношения сторон по Договору о присоединении, вязанные с применением санкций за нарушение положений Правил оптового рынка и Договора о присоединении.

Согласно части 1 Положения о санкциях, данное положение определяет цели и задачи применения санкций, устанавливает виды таких санкций, а также условия и порядок их применения, компетенцию и полномочия Ответчика по применению санкций.

Статья 13 Положения о санкциях предусматривает, что уполномоченным органом по рассмотрению дел о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности является Дисциплинарная комиссия Ответчика (далее - Комиссия). Члены Комиссии, в том числе председатель и его Заместитель, назначаются приказом Председателя Правления Ответчика. В соответствии с пунктом 13.2. статьи 13 Положения о реестре деятельность Комиссии может быть крашена на основании решения Наблюдательного совета НП «Совет рынка».

Пунктом 36.1 статьи 36 Положения о санкциях предусмотрен состав правонарушения, за которое Положение о санкциях предусматривает применение санкции, установленной пунктом «в» статьи 5 Положения о санкциях, а именно вынесение рекомендации Наблюдательному совету НП «Совет рынка» о лишении статуса субъекта оптового рынка, исключении субъекта оптового рынка из реестра субъектов оптового рынка и (или) лишении права участия в торговле электрической энергией (мощностью). Указанное правонарушение состоит в установлении в отношении субъекта оптового рынка несоответствия требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, участникам обращения электрической энергии и мощности, установленным Правилами оптового рынка, Положением о реестре и (или) Договором о присоединении, и (или) установлении обстоятельства, предусмотренного п. 5.1.1 Положения о реестре.

В соответствии пунктом 5.1.1 Положения о реестре, одним из таких обстоятельств, является неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом оптового рынка обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности за два периода оплаты по соответствующим договорам, или нарушение требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном Договором о присоединении. При этом данный пункт под неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности за два периода оплаты по соответствующим договорам понимается наличие задолженности по договорам купли-продажи электрической энергии и (или) мощности длительностью 60 и более дней фиксируется 21 число месяца, следующего за расчетным, являющееся вторым периодом оплаты, в котором у участника оптового рынка наблюдается задолженность по договорам купли-продажи электрической энергии и (или) мощности.

Деятельность Дисциплинарной комиссии Ответчика, основания применения санкций, предусмотренных Положением о санкциях, составы правонарушений, за совершение которых предусмотрены данные санкции, являются условиями Договора о присоединении. Соответственно, компетенция Дисциплинарной комиссии Ответчика не распространяется на субъектов оптового рынка, не заключивших договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а санкции, предусмотренные Положением о санкциях, не могут применяться к указанным субъектам оптового рынка.

Между сторонами Договора о присоединении отсутствует согласованное условие о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств, включая процедуру определения размера и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

Как указывает заявитель, с учетом вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 432 ГК РФ договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 от 31.03.2008 является не заключенным.

В связи с тем, что указанный Договор о присоединении является незаключенным, то Дисциплинарная комиссия Ответчика не имела правовых оснований для принятия решения № 17/2012 от 16.08.2012 и применении санкций, предусмотренных пунктом 36.1 статьи 36 Положения о санкциях, в отношении Заявителя.

По утверждению заявителя, решение Дисциплинарной комиссии НП «Совет рынка» принято не в рамках гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве субъектов, отношений, а применяемые санкции не являются мерой гражданско-правовой ответственности, в силу прямого указания статьи 5 Положения санкциях, в соответствии с которым принято оспариваемое решение.

Мера ответственности, возложенная Ответчиком на Заявителя, относится к мерам дисциплинарного воздействия административного характера и, соответственно, для возложения данной меры ответственности НП «Совет рынка» должен обладать соответствующей компетенцией.

Принимаемые Ответчиком решения являются обязательными для субъектов оптового рынка (в том числе для Заявителя) и влекут для них правовые последствия.

Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемое решение не нарушает законных прав и интересов заявителя, соответствует нормам закона, в том числе ГК РФ, ФЗ «Об электроэнергетике», функциям НП «Совет рынка», Положению о применении санкций на оптовом рынке.

Ответчиком также указано на следующие обстоятельства.

Согласно пункту 8.1 Договора о присоединении ОАО «ЦФР» оказывает участнику оптового рынка комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, СО и ФСК, а также выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам. Согласно п. 8.2.11 Договора о присоединении ОАО «ЦФР» осуществляет контроль за наличием у участников оптового рынка задолженности по оплате электрической энергии (мощности).

Письмом № 12-4916 от 25.07.2012 ОАО «ЦФР» представило в НП «Совет рынка» справку о расчетах ОАО «Ивэнергосбыт» по договорам купли-продажи электрической энергии и мощности, заключенным на оптовом рынке, за расчетные периоды - апрель-июнь 2012 года по состоянию на 21 июня 2012 года. Из указанной справки следует, что у ОАО «Ивэнергосбыт» по состоянию на 23.07.2012 имеются неисполненные обязательства по договорам, заключенным на оптовом рынке, сформировавшиеся в апреле, мае, июне 2012 года.

НП «Совет рынка» в рамках осуществления контроля соблюдения субъектами оптового рынка Правил оптового рынка и Договора о присоединении провело проверку предоставленной ОАО «ЦФР» информации. По результатам проверки Департаментом контроля за участниками рынка НП «Совет рынка» было подготовлено и направлено в Дисциплинарную комиссию уведомление о совершении нарушения №УК-02/12-115 от 03 августа 2012 года. Решением Председателя Комиссии № б/н от 03.08.2012 уведомление о совершении нарушения №УК-02/12-115 от 03.08.2012 принято к рассмотрению. В отношении ОАО «Ивэнергосбыт» было возбуждено дело №17/2012. В рамках подготовки дела к заседанию в целях актуализации информации о состоянии задолженности ОАО «Ивэнергосбыт» Дисциплинарная комиссия запросила в ОАО «ЦФР» справку о расчетах Общества на оптовом рынке по состоянию на дату, предшествующую дате заседания Комиссии, - 15 августа 2012 года. Письмом № 12-5427 от 16.08.2012 ОАО «ЦФР» представило в Дисциплинарную комиссию указанную справку.

По результатам рассмотрения дела на основании указанных справок ОАО «ЦФР» Дисциплинарная комиссия установила по состоянию на 23.07.2012 обстоятельство, предусмотренное пунктом 5.1.1 Положения о реестре, а именно, неисполнение (ненадлежащее исполнение) Обществом обязательств по оплате электрической энергии, мощности по договорам, заключенным на оптовом рынке, за два расчетных периода - апрель, май 2012 года в размере 358594972,83 рублей. При этом согласно справке ОАО «ЦФР» по состоянию на 15.08.2012 задолженность по обязательствам, сформировавшимся в апреле 2012 года, была погашена ОАО «Ивэнергосбыт» частично и составляла 59323579,32 рублей; задолженность по обязательствам, сформировавшимся в мае 2012 года, также была погашена только частично и составляла 166670744,24 рублей. На основании указанного Дисциплинарная комиссия НП «Совет рынка» приняла оспариваемое Решение.

Как указывает ответчик, оспариваемое Решение Дисциплинарной комиссии носит рекомендательный характер.

В исковом заявлении ОАО «Ивэнергосбыт» указывается на то, что «между сторонами Договора о присоединении отсутствует согласованное условие о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств», которое, по его мнению, является существенным, и «в соответствии с положениями статьи 432 ГК РФ договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 от 31.03.2008 является незаключенным».

Таким образом, фактически, Обществом заявлено требование о признании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 от 31.03.2008 (далее -Договор о присоединении) незаключенным.

Договор о присоединении был заключен Истцом, НП «Совет рынка», ОАО «АТС», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ОАО «ЦФР» 31 марта 2008 года, на что указывает и сам заявитель.

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Настоящим НП «Совет рынка» заявляет о применении к указанному требованию срока исковой давности и просит отказать в иске по данному основанию.

Предмет Договора о присоединении определен в п. 2.1 Договора и, таким образом, условие о предмете договора является согласованным. На основании указанного, вопреки утверждению Истца, сторонами при заключении Договора о присоединении было достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Все стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, являющиеся приложениями к Договору о присоединении, также устанавливают, что стороны договоров, нарушивших сроки оплаты по ним, уплачивают неустойку в размере и порядке, установленных Регламентом финансовых расчетов (например, п.п. 8.2 и 8.3 Регулируемого договора купли-продажи электрической энергии и мощности - Приложение Д. 1.1 к Договору о присоединении; п. 10.2 Договора купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед - Приложение № Д.2.1 к Договору о присоединении и другие стандартные формы договоров).

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из представленных материалов, дисциплинарная комиссия Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее - НП «Совет рынка», Ответчик) рассмотрела 16.08.2012 дело № 17/2012 о ненадлежащем исполнении Заявителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, заключенным на оптовом рынке, за расчетные периоды апрель, май 2012 года и приняла решение № 17/2012 от 16.08.2012 (далее -Решение), состоящее из следующих пунктов: установить в отношении Заявителя по состоянию на 23 июля 2012 года наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 5.1.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденного решением Наблюдательного совета Ответчика 26 ноября 2009 года (Протокол № 30/2009 заседания Наблюдательного совета Ответчика) (далее - Положение о реестре), а именно, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности по договорам, заключенным на оптовом рынке, за два расчетных периода - апрель, май2012 года в размере 358594972,83 руб.; рекомендовать Наблюдательному совету НП «Совет рынка» лишить Заявителя статуса субъекта оптового рынка и лишить права участия в торговле электрической энергией (мощностью).

31 марта 2008 года между Ответчиком, ОАО «Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Центр финансовых расчетов» и Заявителем был подписан договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 (далее -Договор о присоединении).

Дисциплинарная комиссия Ответчика рассматривала совершенные Заявителем действия как нарушение пункта 36.1 статьи 36 Положения о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности (Приложение № 21 к Договору о присоединении) (далее -Положение о санкциях). Данным пунктом предусмотрен состав правонарушения - установление обстоятельства, предусмотренного п. 5.1.1 Положения о реестре, за которое Положение о санкциях предусматривает применение санкции, установленной пунктом «в» статьи 5 Положения о санкциях, а именно вынесение рекомендации Наблюдательному совету НП «Совет рынка» о лишении статуса субъекта оптового рынка, исключении субъекта оптового рынка из реестра субъектов оптового рынка и (или) лишении права участия в торговле электрической энергией (мощностью). По результатам рассмотрения Дисциплинарная комиссия Ответчика приняла решение установить в отношении Заявителя по состоянию на 23 июля 2012 года наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 5.1.1 Положения о реестре, а именно, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности по договорам, заключенным на оптовом рынке, за два расчетных периода - апрель, май 2012 года.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона и п. 37 Правил оптового рынка порядок принятия решения Ответчиком о лишении организации статуса субъекта оптового рынка, исключении из Реестра субъектов оптового рынка устанавливается по решению Ответчика в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка. Согласно статье 36 Положения о санкциях наличие или отсутствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом оптового рынка обязательств по оплате электрической энергии, мощности устанавливает Дисциплинарная комиссия Ответчика в порядке, установленном разделом 3 Положения о санкциях.

Решение Дисциплинарной комиссии Ответчика фиксирует наличие или отсутствие оснований для лишения организации статуса субъекта оптового рынка, а Наблюдательному совету Ответчика остается только проголосовать за те рекомендации, которые были выданы Дисциплинарной комиссией Ответчика.

Необходимость наличия решения Дисциплинарной комиссии Ответчика об установлении оснований для лишения организации статуса субъекта оптового рынка для принятия решения Наблюдательным советом Ответчика решения о лишении организации статуса субъекта оптового рынка подтверждена судебной практикой, например постановлением ФАС Московского округа от 13.01.2009 по делу № А40-5151/08-106-51.

Оспариваемое решение Дисциплинарной комиссии Ответчика, содержат слово «рекомендовать», однако в действительности, решение фиксирует наличие оснований для принятия Наблюдательным советом Ответчика решения о лишении статуса субъекта оптового рынка.

На основании решения Дисциплинарной комиссии Ответчика № 17/2012 от 16.08.2012, Наблюдательный совет Ответчика должен был в кратчайшие сроки принять решение о лишении Заявителя статуса субъекта оптового рынка и исключении его из реестра субъектов оптового рынка.

Ответчик в своем Отзыве заявляет о применении срока исковой давности к заявленным ОАО «Ивэнергосбыт» в исковом заявлении требованиям.

Заявитель не заявлял в Арбитражный суд г. Москвы требования о признании Договора о присоединении незаключенным.

Срок исковой давности в отношении требований указанных в исковом заявлении о признании решения Дисциплинарной комиссии Ответчика незаконным на момент обращения Заявителя в Арбитражный суд г. Москвы не истек.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктами 34, 35 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 (в редакции от 29.12.2007, действовавшей на момент заключения Договора о присоединении) (далее - Правила переходного периода), был предусмотрен перечень существенных условий и/или необходимых условий для договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Подпунктом «ж» пункта 35 Правил переходного периода было предусмотрено, что договор о присоединении к торговой системе оптового рынка должен включать в себя также условие о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств, включая процедуру определения размера и порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на оптовом рынке.

Исходя из содержания нормы пункта 35 Правил переходного периода, данное условие должно быть включено в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка как необходимое для договоров данного вида.

На необходимость согласования данного условия в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка указывает, и положения пункта 14 Правил переходного периода. Пункт 14 Правил переходного периода предусматривал следующее: «В целях своевременного обеспечения требований поставщиков по оплате электрической энергии (мощности), поставленной покупателям, на оптовом рынке действует система гарантий исполнения обязательств, функционирующая в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка».

Условие о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств, включая процедуру определения размера и порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на оптовом рынке не было включено в Договор о присоединении и, соответственно, не согласовано сторонами Договора о присоединении.

С учетом изложенного и в соответствии с положениями статьи 432 ГК РФ договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 от 31.03.2008 является незаключенным.

В Договоре о присоединении на момент его заключения должны были быть согласованы условия о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств, включая процедуру определения размера и порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на оптовом рынке. Гарантиями исполнения обязательств является набор специальных мер, направленных на побуждение должника исполнить основное обязательство, например, оплатить купленную электрическую энергию (способы исполнения обязательств). Гражданское законодательство устанавливает, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст.329 ГК РФ).

При этом, необходимо учитывать, что обеспечительное обязательство должно быть основано исключительно на обеспечительном интересе, который состоит в создании внешнего по отношению к обеспечиваемому обязательству «резервного» источника его исполнения.

Ответчик в отзыве на заявление указывает на то, что организация коммерческой инфраструктуры оптового рынка - ОАО «АТС» в соответствии с пунктом 6.2.1 Договора о присоединении осуществляет организацию системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, осуществления расчетов за электрическую энергию и мощность, и оказываемые услуги, проведения сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников оптового рынка. Исполнение данных функции ОАО «АТС», по мнению Ответчика, является составной частью системы гарантий и расчетов на оптовом рынке.

Пунктом 2 статьи 31 Закона предусмотрено, что организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия совета рынка в разработке правил оптового рынка и формировании постоянно действующей системы контроля за соблюдением указанных правил.

Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая образована в форме некоммерческого партнерства, объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии и создана в соответствии с положениями статьи 33 Закона.

Целями создания Ответчика являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией (пункт 1 статьи 32 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Одним из ключевых договоров данной системы, заключение которого в силу пункта 1 статьи 35 Закона и пункта 25 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее - Правила оптового рынка), является одним из условий получения организацией статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке и начала осуществления купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке, является договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. Несмотря на то, что пункт 1 статьи 30 Закона предусматривает, что правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Законом, а также Правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка, фактически, многие отношения, возникающие при осуществлении субъектами оптового рынка деятельности на оптовом рынке электрической энергии и мощности, регулируются условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Положения Правил оптового рынка изобилуют отсылочными нормами на условия, которые субъекты оптового рынка должны определить в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Подпунктами 21, 24 пункта 40 Правил оптового рынка предусмотрено, что порядок применения мер ответственности за неисполнение обязательств по оплате электрической энергии и "мощности и иных обязательных платежей на оптовом рынке, порядок исключения из реестра субъектов оптового рынка, основания и порядок принятия советом рынка оптового рынка решений о применении к участникам оптового рынка мер ответственности за нарушение настоящих Правил и регламентов оптового рынка, являются существенными условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Неотъемлемой частью Договора о присоединении в соответствии с пунктом 1.4.1 являются регламенты оптового рынка, в том числе Положение о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности (Приложение № 21 к Договору о присоединении) (далее -Положение о санкциях), которое регулирует отношения сторон по Договору о присоединении, связанные с применением санкций за нарушение положений Правил оптового рынка и Договора о присоединении.

Согласно части 1 Положения о санкциях, данное положение определяет цели и задачи применения санкций, устанавливает виды таких санкций, а также условия и порядок их применения, компетенцию и полномочия Ответчика по применению санкций.

Под существенными условиями ГК РФ понимает условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с параграфом 2 Договора о присоединении, который описывает предмет Договора о присоединении, настоящий договор регулирует отношения сторон, связанные с обращением электрической энергии на оптовом рынке, с определением оснований, способов и условий поддержки и развития производства электрической энергии на генерирующих объектах ВИЭ, включая, в том числе процедуру определения размера и порядка предоставления Участником оптового рынка обеспечения (финансовых гарантий) исполнения договоров, обеспечивающих покупку/продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке и договоров оказания услуг, заключение которых является условием получения статуса субъекта оптового рынка (подпункт 2.1.16 Договора о присоединении).

Несмотря на то, что процедура определения размера и порядка предоставления Участником оптового рынка обеспечения (финансовых гарантий) исполнения договоров, обеспечивающих покупку/продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке и договоров оказания услуг, заключение которых является условием получения статуса субъекта оптового рынка, указана как один из предметов регулирования Договора о присоединении, в настоящий момент ни Договор о присоединении, ни приложения к нему, указанные в пункте 1.4.1 Договора о присоединении, не содержат вышеуказанной процедуры.

Таким образом, между сторонами Договора о присоединении отсутствует согласованное условие о порядке функционирования системы гарантий исполнения обязательств, включая процедуру определения размера и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

С учетом изложенного и в соответствии с положениями статьи 432 ГК РФ договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 130-ДП/08 от 31.03.2008 является незаключенным.

В связи с тем, что указанный Договор о присоединении является незаключенным, то Дисциплинарная комиссия Ответчика не имела правовых оснований для принятия решения № 17/2012 от 16.08.2012 и применении санкций, предусмотренных пунктом 36.1 статьи 36 Положения о санкциях, в отношении Заявителя.

По смыслу нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке, предусмотренном данной главой, оспариваются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) не только государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, но и иных, т.е. не являющихся государственными и муниципальными, органов. В соответствии со сложившейся судебно-арбитражной практикой в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, как решения иных органов рассматриваются, в частности, решения саморегулируемых организаций, затрагивающие права членов данных саморегулируемых организаций Аналогичным образом рассматривались дела об оспаривании решений НП «АТС», являвшегося правопредшественником НП «Совет рынка». Таким образом, порядок, установленный главой 24 АПК РФ, применяется при рассмотрении дел об оспаривании решений, принятых ответчиками по таким делам, как органами, обладающими определенными властно-распорядительными полномочиями в рамках отношений, не основанных на равенстве их субъектов.

Решение Дисциплинарной комиссии НП «Совет рынка» № 17/2012 от 16.08.2012 г. принято не в рамках гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве субъектов, отношений, а применяемые санкции не являются мерой гражданско-правовой ответственности, в силу прямого указания статьи 5 Положения санкциях, в соответствии с которым принято оспариваемое решение.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ст.ст. 8, 12, 13, 432 ГК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным в судебном порядке.

Расходы по уплате госпошлины возложить на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 8, 12, 13, 432 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 66, 71, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным, недействительным решение Дисциплинарной комиссии Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» № 17/2012 от 16.08.2012 г.

Проверено на соответствие положениям ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» в пользу Открытого акционерного общества «Ивэнергосбыт» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (две тысячи рублей).

Возвратить Открытому акционерному обществу «Ивэнергосбыт» из дохода федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб. (две тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Т.И.Махлаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-123819/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 28 ноября 2012

Поиск в тексте