АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2012 года  Дело N А40-124435/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ананьиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козицыной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Паномедиа» (ОГРН 1027739360978; 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, корп. 1)

к Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы (ОГРН 1117746153480, 121205, г. Москва, ул. Н.Арбат, д. 36/9)

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от истца (заявителя) - Жаворонкова Е.В. (дов. № 132 от 20.04.2012 г.);

от ответчика - Бабина Р.А. (дов. № 02-40-36/2 от 16.01.2012 г.),

У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью «Паномедиа» (далее - ООО «Паномедиа», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в приеме заявления на подготовку разрешения на установку ОНРИ (об отказе в приеме документов для оказания государственной услуги по выдаче разрешения на установку ОНРИ) на здании по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 4, стр. 1А, и об аннулировании заявления № 3501 от 27.08.2012 г., вынесенное в отношении ООО «Паномедиа» и обязании Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы отменить указанное решение и принять заявление ООО «Паномедиа» № 3501 от 27.08.2012 г. на установку объекта наружной рекламы и информации на здании по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 4, стр. 1А к рассмотрению и выдать ООО «Паномедиа» разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации на здании по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 4, стр. 1А.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что рекламная конструкция, размещенная на здании по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 4, стр. 1А, является крышной установкой, в связи с чем основание для отказа в приеме заявления на подготовку разрешения на установку ОНРИ, содержащиеся в решении Департамента, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на него, сославшись на то, что заявителем не доказано каким образом оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, также пояснил, что рекламная конструкция имеет крепление к фасаду нежилого здания, в связи с чем, заявленный объект наружной рекламы и информации был классифицирован как настенное панно, что согласно п. 2.1.1. Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве является основанием для отказа.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, ООО «Паномедиа» осуществляет свою деятельность по распространению рекламы третьих лиц на принадлежащих ему рекламных конструкциях.

06 октября 2006 г. ООО «Паномедиа» было получено разрешение Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы на установку объекта наружной рекламы и информации (крышная установка) № 35239-37314, по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 4, стр. 1, сроком действия до 05 октября 2011 г.

В связи с тем, что срок действия разрешения № 35239-37314 от 06.10.2012 г. истек, общество 27 августа 2012 г. обратилось в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы с заявлением № 3501 на установку объекта наружной рекламы и информации.

По результатам рассмотрения заявления общества Департаментом принято решение об отказе в приеме заявления на подготовку разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и аннулировании заявления № 3501 от 27.08.2012 г.

Основанием для отказа ООО «Паномедиа» в приеме документов послужило то, что в соответствии с п. 2.1.1 постановления Правительства Москвы от 21.11.2006 г. № 908-ПП, не допускается размещение (установка и эксплуатация) на территории города Москвы объектов наружной рекламы на фасадах (в том числе торцевых и дворовых) зданий, строений, сооружений, а из представленной заявителем проектной документации на рекламную конструкцию, следует, что конструкция (крышная установка) имеет крепление к фасаду нежилого здания, в связи с чем заявленный объект наружной рекламы и информации был классифицирован как настенное панно.

Полагая, что решение Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы об отказе в приеме заявления на подготовку разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и аннулировании заявления № 3501 от 27.08.2012 г. не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из того, что оспариваемое заявителем решение не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы заявителям в режиме «одного окна» утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (далее - Правила) и Регламент подготовки Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы в режиме «одного окна» (далее - Регламент).

Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве приняты в целях усиления государственного контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации, использованием имущества города Москвы в целях распространения наружной рекламы и информации.

Настоящие Правила устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, условия использования имущества города для установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, порядок выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.

Пунктом 3.1 Правил установлено, что установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на территории города Москвы допускается при наличии разрешения на их установку по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо на основании заявления владельца объекта наружной рекламы и информации, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.

Обращение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с заявлениями о выдаче соответствующих разрешений, их рассмотрение и выдача разрешения осуществляется службой «одного окна» Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы в соответствии с территориальной принадлежностью к зонам установки объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (приложение 2 к Правилам) в порядке и в сроки, предусмотренные настоящими Правилами.

Регламент подготовки документов Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы заявителям в режиме «одного окна» устанавливает порядок организационного, документационного и информационного обеспечения работы службы «одного окна» Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы с заявителями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), определяет порядок установления отношений с уполномоченными организациями, участвующими в подготовке и согласовании документов, выдаваемых заявителям, порядок и сроки сбора необходимых сведений, сроки рассмотрения и выдачи запрашиваемых документов.

В соответствии с п. 2.1 Регламента заявитель подает в службу «одного окна» Департамента заявление установленного образца с пакетом документов, представленных в приложении 1 к Регламенту, в зависимости от типа конструкции, предполагаемого к установке, с приложением бланка технического паспорта рекламного места, заверенного ГУП «Горинфор», и документа, подтверждающего оплату госпошлины, с целью оформления разрешительной документации на установку объекта наружной рекламы и информации. Если заявитель предоставляет право получения заключений уполномоченных организаций службе «одного окна», то он прикладывает к заявлению количество экземпляров документов, необходимое для отправки в уполномоченные организации. В случае обращения в службу «одного окна» уполномоченного заявителем лица необходимо представление соответствующей доверенности и паспорта, удостоверяющего личность.

Специалист службы «одного окна» осуществляет прием заявления от заявителя на бланке (приложение 2 к Регламенту) в двух экземплярах. Лицевая сторона заявления содержит данные о заявителе, характеристики объекта наружной рекламы и информации и адресную привязку места его установки и заполняется заявителем самостоятельно, заверяется печатью организации. На оборотной стороне заявлений графа "Перечень принятых документов" заполняется специалистом службы «одного окна» в присутствии заявителя. Перечень и количество принятых документов заверяется подписью специалиста и заявителя. Второй экземпляр заявления выдается на руки заявителю (п. 2.2 Регламента).

Согласно п. 2.3 указанного регламента в трехдневный срок специалист службы «одного окна» проверяет наличие, состав (комплектность), легитимность и подлинность исходных документов, представляемых заявителем и необходимых для исполнения данного заявления в соответствии с перечнем, указанным в заявлении, о чем делается соответствующая отметка с оборотной стороны заявления в строке «Служебные отметки». Проверяет соответствие заявленного типа объекта наружной рекламы и информации нормативным документам, наличие оформленных ранее договорных отношений на данный объект (сведения из реестра рекламных мест), проверяет наличие финансовой задолженности по ранее заключенным договорам. В случае несоответствия либо отсутствия необходимых документов заявление не принимается. При обнаружении несоответствий представленных документов специалист службы «одного окна» извещает заявителя и осуществляет возврат ему комплекта принятых документов с письменным указанием причин возврата.

В соответствии с ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ  «О рекламе» решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Пунктом 2.2.10.6 Правил установлено, что крышные объекты наружной рекламы - объекты (объемные или плоскостные), устанавливаемые полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше.

Крышные объекты наружной рекламы состоят из элементов крепления, несущей части конструкции и информационной установки.

В соответствии с п. 2.2.10.7 Правил к стационарным объектом наружной рекламы относятся, в том числе настенные панно - объекты наружной рекламы, устанавливаемые на плоскости стен зданий в виде:

- изображения (информационного поля), непосредственно нанесенного на стену;

- объектов, состоящих из элементов крепления к стене, каркаса и информационного поля.

Настенные панно выполняются по типовым или индивидуальным проектам.

Для настенных панно, имеющих элементы крепления к стене, в обязательном порядке разрабатывается проект крепления объекта с целью обеспечения безопасности при эксплуатации.

Площадь информационного поля настенного панно определяется габаритами каркаса информационного поля.

В соответствии с п. 2.1.1 Правил объекты наружной рекламы и информации не должны ухудшать архитектуру города Москвы. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) на территории города Москвы объектов наружной рекламы типа транспаранты-перетяжки, а также объектов наружной рекламы и информации на стационарных и временных оградах, строительных сетках. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) объектов наружной рекламы на фасадах (в том числе торцевых и дворовых) зданий, строений, сооружений;

Согласно п. 2.6.1 ч. 2.6 Регламента причинами отказа в приеме документов у заявителя в службе «одного окна» Департамента является обращение заявителя о выдаче документов, оформление которых не осуществляется службой «одного окна» Департамента.

Так, 27 августа 2012 г. ООО «Паномедиа» обратилось в службу «одного окна» Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы с заявлением № 3501 на установку объекта наружной рекламы и информации, с указанием типа рекламной конструкции - крышная установка.

Из проектной документации на рекламную установку, представленной обществом следует, что заявленная обществом рекламная конструкция - крышная установка имеет крепление к фасаду нежилого здания.

В этой связи Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы сделан обоснованный вывод о том, что заявленный объект наружной рекламы является настенным панно, и, следовательно, его размещение не допускается на фасадах зданий.

На основании изложенного, а также учитывая, что Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы не осуществляет выдачу разрешения на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы такого типа, суд приходит к выводу о законности решения Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и аннулировании заявления общества № 3501 от 27.08.2012 г.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ООО «Паномедиа» отказать.

Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 13 марта 2007 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Е.А.Ананьина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка