• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2012 года  Дело N А40-124529/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2012г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Д.Г. Вигдорчик

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Игумновой А.В.

рассмотрев дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (ОГРН 1027700000679, ИНН 7701285928, 129110, г.Москва, Олимпийский проспект, дом 5, стр. 1 )

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690, ИНН 7724559170, 117105, г.Москва, Варшавское шоссе, дом 39 А)

о

признании незаконным и об отмене постановление № 12-35/2220 от 05.09.2012г.

при участии: от заявителя - Соколов Е.А, по доверенности №12/45 от 01.01.2012г., от ответчика - Фомин П.С., доверенность № 76 от 06.11.2012 г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконным и об отмене постановления № 12-35/2220 от 05.09.2012г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении требований.

Ответчик в судебное заседание явился, письменный отзыв и материалы административного дела не представил.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

05.09.2012г. старшим государственным инспектором по ЦФО начальником отдела геологического контроля и охраны недр Фомина П.С. вынесено постановление № 12-35/2220 о назначении административного наказания на основании ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании реше­ния административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий адми­нистративного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, со­блюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ, оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе рассмотрения фактов 28 августа 2012г. ходе рассмотрения фактов по обращению УФНС России по Московской области (Вх. №20/11377 от 27.03.2012г.) установлено ООО «ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт», расположенное по адресу: 129110, Москва, Олимпийский проспект, д. 5, стр. 1, осуществляет самовольное пользование недрами, а именно: добычу подземных вод, в отсутствии права пользования недрами, которое оформляется специальным государственным разрешением в виделицензии, на АЗС, расположенных в районах Московской области, в том числе в Мытащинском районе Московской области, 38 км автодороги Москва-Дубна, АЗС № 204 ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» при осуществлении своей основной деятельности, связанной с обеспечением запросов населения, предприятий и прочих потребителей бензином на данной АЗС, осуществляют самовольное пользование недрами с целью добычи (извлечения) подземных вод из одной скважины глубиной 21 м. для хозяйственно - бытового и (технологического) производственного водоснабжения обслуживающего персоналии и посетителей в отсутствии специального государственного разрешения в виде лицензии на пользования недрами, оформленного в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах», - нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 23, п. 3 ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации «О недрах».

Из всех запрашиваемых документов (материалов) представителями ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» представлены паспорт на скважину (шахтный колодец), налоговые декларации по водному налогу за 2011 и 1-2 кварталы 2012гг, платежные поручения по уплате водного налога за указанный период и сведения (справка) по расходу воды по каждой АЗС за 1-2 кварталы 2012 (далее расход), в том числе по данной АЗС.

В паспорте на скважину (шахтный колодец) приведена конструкция шахтного колодца, но согласно СаНПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» конструкция данного водозаборного сооружения другая, кроме того, в паспорте не указано из какого водоносного горизонта извлекается (добывается) вода.

В налоговых декларациях общества, заполняемых самим обществом указано, что водным объектом является артезианская скважина.

Добыча (извлечение) воды из водозаборных сооружений, не соответствует тому, что подземные воды используются для своих нужд Общества.

Из справки расходов воды по АЗС № 204 следует, что за 1 и 2 кварталы 2012г по данной станции расход воды составил 488,7м3.

Норма приведенная в справке не соответствует установленной СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация», которая составляет 25л/сут. на человека, по данным АЗС водоотбор будет составлять не 438 м3, а 684,4 м3.

У общества отсутствует какой - либо учет и расчет (баланс) по водопотреблению и водоотведению по данной АЗС, который должен осуществляться в соответствии с приказом МИР России от 08.07.2009г № 205 по установленной форме. Обществом не осуществляется контроль за соответствием качества подземных вод, используемых для хозяйтвенно-бытового водоснабжения, а также соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, представляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок (приказ МПР России № 205).

На основании вышеизложенного, административный орган пришел к выводу что ООО «ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт» с 2003г. и по настоящее время осуществляет добычу подземных вод в отсутствии права пользования недрами, которое оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользования недрами, оформленного в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах», - нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 23, п. 3 ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации «О недрах», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

28.08.2012г. старшим государственным инспектором по ЦФО, начальником отдела геологического контроля и охраны недр Фоминым П.С., в присутствии представителя ООО «ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт» Кокушева Н.А. по доверенности № 12/46 от 01.01.2012г., составлен протокол № 12-33/2105 об административном правонарушении.

05.09.2012г. старшим государственным инспектором по ЦФО начальником отдела геологического контроля и охраны недр Фомина П.С., в присутствии законного представителя ООО «ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт» Хлопковской С.В. по доверенности № 12/55 от 01.01.2012г. вынесено постановление № 12-35/2220 о назначении административного наказания на основании ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000000 руб.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено. Постановление вынесены в срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обя­занность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, при­нявший оспариваемое решение.

Учитывая данную норму права административный орган обязан был доказать наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, а также вины в его совершении.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом и не оспариваются заявителем.

Как следует из содержания Постановления и Протокола об административном правонарушении, основанием для привлечения Заявителя к административной ответственности явилось совершение административного правонарушения - самовольное пользование недрами (добыча подземных вод) на АЗС № 204 в отсутствие права пользования недрами, оформленного в виде лицензии, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, вменяемого Заявителю, состоит в действиях по использованию недр без лицензии.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 02.12.2009 г. № 1061/51 (далее - «Порядок»), владелец земельного участка имеет право по своему усмотрению в его границах осуществлять:

1) добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров;

2) строительство подземных сооружений (овощных, выгребных ям, котлованов и т.п.) без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров;

3) устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Согласно п. 3 Порядка для осуществления деятельности, указанной в п. 2 Порядка, получение лицензии на право пользования недрами не требуется.

Таким образом, при привлечении Заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ Административный орган должен был проверить:

1) является ли скважина на АЗС Заявителя источником централизованного водоснабжения;

2) затрагивает ли скважина на АЗС Заявителя второй и последующий водоносные горизонты (поскольку для устройства скважины на первый водоносный горизонт лицензия не требуется).

Указанные обстоятельства Административным органом не были исследованы и отражены в Протоколе и Постановлении. Административным органом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о событии вменяемого Заявителю административного правонарушения.

Между тем, скважина на АЗС Заявителя не затрагивает второй и последующие водоносные горизонты, что подтверждается прилагаемыми паспортом шахтного колодца № 9 для хозяйственно-питьевого водоснабжения, выданным ООО «Гидросфера» в 2003 году, и картой «Примерные глубины залегания водоносных известняков в Московской области».

Так, в паспорте шахтного колодца № 7 указана общая глубина колодца, расположенного на территории АЗС Заявителя № 204, -21,0 метр.

Необходимо также отметить, ссылка Административного органа в Постановлении на отсутствие указаний о первом водоносном горизонте в паспорте шахтного колодца как на доказательство устройства указанных колодцев с нарушением законодательства РФ, необоснованна, поскольку действующим законодательством, как РФ, так и Московской области, не установлено требований к содержанию паспортов шахтных колодцев, представляющих собой внутренние локальные акты юридического лица.

По данным карты «Примерные глубины залегания водоносных известняков в Московской области», подготовленной гидрогеологами ООО «АкваГеоКомплекс», на территории Мытищинского района, где обустроена скважина на АЗС № 204, глубина залегания первого водоносного горизонта составляет 60-120 метров.

Помимо того, шахтный колодец на АЗС № 204 как инженерное сооружение, не относящееся к централизованной системе водоснабжения (под этим термином следует понимать комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданами и(или) юридическими лицами), представляет собой источник водоснабжения, обработки и подачи воды исключительно для работников АЗС Заявителя, т.е. открытый лишь для частного пользования.

Согласно п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 г. по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 № 583) «не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).»

Таким образом, ст. 19 Закона «О недрах», п. 2 Порядка от 02.12.2009 г. № 1061/51 и п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 г. закреплено право собственника земельного участка, без получения лицензии на право пользования недрами, осуществлять устройство и эксплуатацию шахтного колодца для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный орган привлек ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, что влечет незаконность и необоснованность оспариваемого постановления Департамента.

В соответствиях ч. 2 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление и предписание признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.8.32, 24.2, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1-26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО № 12-35/2220 от 05.09.2012г. о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на основании ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Г.Вигдорчик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-124529/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 30 ноября 2012

Поиск в тексте