• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2013 года Дело N А40-124798/2012

Резолютивная часть объявлена 30 января 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Кастальской М.Н.

Членов суда: единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой М.С.

рассмотрел дело по заявлению ОАО "Мосэнергосбыт"

к ответчику: ЦМТУ Росстандарта

о признании незаконным и отмене предписания от 20.08.2012 года №456/ПР/2

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Куралесов А.А. - дов. №б/н. от 12.12.2011 г.

от ответчика - не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительными предписания Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.08.2012 года №456/ПР/2, ссылаясь на несоответствие их статьям 1. 2. 36 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьям 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статье 6 Федерального закона № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» в их взаимосвязи.

По утверждению заявителя, поскольку нарушение качества поставляемой потребителям пос. Родники, равно как и вина ОАО «Мосэнергосбыт» в нарушении качества поставляемой электроэнергии не выявлены, событие правонарушения со стороны ОАО «Мосэнергосбыт» не установлено, требование Предписания в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» о разработке указанной выше Программы мероприятий, является незаконным и необоснованным.

Кроме того, как указывает заявитель, возложение на ОАО «Мосэнергосбыт обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего гражданского законодательства, так у последнего на балансе отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети, а в силу ст.210 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику указанного имущества.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, в период с 24.07.2012г. по 20.08.2012г. соответствии с Приказом заместителя Руководителя ЦМТУ Росстандарта Калинниковой М.Г. от 16.07.2012г. № 456 старшими государственными инспекторами территориального отдела (инспекции) ЦМТУ Росстандарта по Московской области по обращению Никитина Н.В. с жалобой на ненадлежащее качество электрической энергии, поставляемой в жилое помещение, принадлежащее заявителю, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Мосэнергосбыт».

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. № 982 в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает обязательные требования в части обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Частью 1 ст. 38 Федерального закона № 35 от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с п. 8.1, п.8.2 «Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.999г. № 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 03.01.2001г. № 1, от 21.08.2002г. № 80).

В ходе проверки сотрудники ответчика пришли к выводу, что ОАО «Мосэнергосбыт» при поставке и реализации электрической энергии нарушает подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции (электрической энергии), установленные ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», п.п. 8.1, 8.2. «Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999г. № 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 03.01.2001г. № 1, от 21.08.2002г. № 80.), то есть осуществляет выпуск в обращение продукции (электроэнергии), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без осуществления такого подтверждения соответствия (сертификат соответствия на реализуемую электрическую энергию отсутствует).

По результатам проверки ЦМТУ Росстандарта в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» было вынесено предписание №456-ПР/2, которым ОАО «Мосэнергосбыт» в срок до 31.08.2012 предписывается:

1. Разработать Программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии со ст.38 Федерального закона «О техническом регулировании». Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий.

2. В срок до 31.08.2012 согласовать Программу мероприятий по предотвращению причинения вреда с Заместителем Руководителя ЦМТУ Росстандарта Калиниковой М.Г.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не может подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Из представленных материалов следует, что в целях исполнения принятых на себя обязательств перед ОАО «Ильинская электросеть» ОАО «Мосэнергосбыт» закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у ОАО «Мосэнерго» для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г. Москвы и Московской области.

Порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999г. № 36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» (раздел VII) (далее - Правила № 36).

В соответствии с п. 2 Правил № 36 объектом сертификации является электрооборудование.

Протоколом Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006г. № 5 ОАО «Мосэнергосбыт» был присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Московской области.

Согласно уставным задачам, а также в соответствии с Разделительным балансом ОАО «Мосэнерго» (из которого в 2005 году выделились ОАО «Мосэнергосбыт» и ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ОАО «МОЭСК»), у ОАО «Мосэнергосбыт» отсутствует электросетевое оборудование и иное имущество, связанное с передачей электрической энергии по электрическим сетям, которое в полном объеме по Разделительному балансу перешло ОАО «МОЭСК».

Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО «Мосэнергосбыт», является сетевая организация (в данном случае - ОАО «Ильинская электросеть»).

В силу п. 8.1 Правил № 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 07.021992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно п. 8.9 Правил № 36 испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания).

В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил № 36 объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях.

Согласно п. 8.5 Правил заявка на сертификацию электрической энергии должна содержать приложение, в котором указывают перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.

ОАО «Мосэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.

Согласно ГОСТ Р 53333-2008 «Электрическая энергия. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008г. № 787-СТ под распределительной электрической сетью понимается электрическая сеть, присоединенная к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергии между потребителями электрической энергии (п.3.11 ГОСТ).

Под центром питания понимается распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей (п.3.16 ГОСТ).

Сетевая организация - энергокомпания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п.3.14 ГОСТ).

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТом 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998г. № 38.

Стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).

В соответствии с п. 3.1 ГОСТа 13109-97 под системой электроснабжения общего назначения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).

Электрической сетью общего назначения является электрическая сеть энергосбнажающей организации, предназначенной для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии, потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Согласно п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Таким образом, обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2012 г. по делу №А40-119521/12(92-1112), вступившем в законную силу, установлено, что ОАО «Мосэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии.

Обязательной сертификации подлежит не просто электрическая энергия как товар, а электрическая энергия как товар, поставляемый по электрическим сетям, следовательно, возложение на ОАО «Мосэнергосбыт обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего законодательства, так у последнего на балансе отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «Мосэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям.

Арбитражным судом по делу А40-119521/12(92-1112) также установлено, что передачу электроэнергии на территории Раменского района Московской области осуществляет ОАО «Ильинская электросеть», для которой Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.05.2012г. № 49-Р установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии. Кроме того, котловым держателем рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Московской области является ОАО «Московская объединенная электросетевая компания».

Для того, чтобы поставить электроэнергию потребителю необходимо заключение договора купли-продажи с генерирующей компанией (в случае с Московской областью такой компанией является ОАО «Мосэнерго» в лице своих филиалов (различный ТЭЦ и ГЭС) и заключение договора на услуги по передаче с электросетевой компанией (ОАО «Ильинская электросеть»), которая в оговоренных с гарантирующим поставщиком объемах ведет отбор с генерирующей мощностей (место физического присоединения электрической сети генерирующей и сетевой организации).

Для поставки электроэнергии конечному потребителю после отбора у производителя, электроэнергия трансформируется, т.е. изменяет напряжение в сторону его уменьшения, и в электрическую сеть потребителя она поступает совершенно иного качества, чем у производителя (напряжение на ТЭЦ или подстанции сетевой организации, как правило, составляет от 110 до 500 киловольт (тысяч вольт), однако в электрическую сеть потребителя по электрическим сетям сетевой организации данная электроэнергия поставляется напряжением 220-380 вольт, т.е. напряжением более чем в тысячу раз менее, чем данная электроэнергия была закуплена у генерирующей компании).

Из изложенного следует, что по пути следования от генерирующих установок до вводного устройства потребителя электрическая энергия меняет свое качество, трансформируясь на электрических подстанциях сетевой организации, т.е. фактически происходит изготовление электроэнергии нового качества и новых физических свойств (в электрическую сеть бытового потребителя технически невозможно отпустить электроэнергию свыше 380 вольт).

В соответствии с п. 2.6 Правил № 36 сертификат на серийный выпуск выдается только по заявке изготовителя. Изготовителем является организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям (в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Таким образом, в данном случае, поставляя электроэнергию по электрическим сетям потребителям Раменского района Московской области, ОАО «Ильинская электросеть», является изготовителем электроэнергии нового качества, т.е. физически измененного ее свойства. При этом указанное изменение качества электроэнергии производится ОАО «Ильинская электросеть» без возмещения расходов гарантирующему поставщику в связи с изменением качества электроэнергии, и взимает с гарантирующего поставщика за передачу электроэнергии по своим сетям плату за услуги по передаче электроэнергии, которая входит в структуры тарифа на электроэнергию.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО «Мосэнергосбыт», является сетевая организация ОАО «Ильинская электросеть».

В соответствии с п.5.1.5. договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.08.2009г. № 66-1529, заключенного между ОАО «Мосэнергосбыт» (Заказчик) и ОАО «Ильинская электросеть» (Исполнитель) предусмотрено, что качество и иные параметры передаваемой Исполнителем электроэнергии должны подтверждаться сертификатом соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, выданным Исполнителю уполномоченным органом.

Таким образом, обеспечивать сертификацию поставляемой потребителям электроэнергии по электрическим сетям общего назначения ОАО «Мосэнергосбыт» не обязана.

Согласно ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку из текста предписания от 20.08.2012 г. следует, что оно выдано в целях устранения административного правонарушения, суд считает необходимым применение положений КоАП РФ при оценке законности вынесенного оспариваемого акта.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих факт наличия нарушения качества поставляемой потребителям пос. Родники электроэнергии, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено. Административным органом также приведено норм права, в соответствии с которыми ОАО «Мосэнергосбыт» обязана обеспечивать сертификацию поставляемой потребителям электроэнергии по электрическим сетям общего назначения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя признаются правомерными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 69, 71, 75, 110, 123, 156, 167- 182, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью предписание ЦМТУ Росстандарта от 20.08.2012 года №456/ПР/2.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.Н. Кастальская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-124798/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 06 февраля 2013

Поиск в тексте