АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 04 апреля 2013 года Дело N А40-4656/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2013 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-47),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)

Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края

к Министру обороны РФ

о признании незаконным приказа от 26.05.2012 № 1355

при участии:

от заявителя - Шестов В.Г., дов. от 29.12.2012 г. № 3.19/2869

от ответчика - Старостин А.Л., дов. от 12.11.2012 г. № 207/820д

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.05.2012 № 1355 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края».

Заявление мотивировано тем, что Федеральным законом от 08.12.2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ - города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не предусмотрена возможность передачи высвобождаемого имущества вооруженных сил РФ в собственность муниципальных районов.

Ответчик требования заявления не признал по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, пояснив, что в соответствии с полномочиями по распоряжению имуществом, предоставленными Министерству обороны Российской Федерации, Министерство правомерно распорядилось своим имуществом, в том числе путем издания оспариваемого приказа.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, 26.05.2012 г.  Министром обороны издан приказ  № 1355 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края», в соответствии с которым из федеральной собственности в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края переданы объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к оспариваемому приказу.

Не согласившись с изданным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Согласно ч.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, из федеральной собственности в муниципальную собственность регулирует Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 №423-Ф3).

Передаче в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1)  в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2)  в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположено жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Частью 1 ст. 3 указанного Федерального закона от 08.12.2011 №423-Ф3 установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с подп. «е» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании подп. 71 п.7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с п.6 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423 - ФЗ если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Поскольку вышеуказанное имущество не использовалось в интересах Минобороны России, приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.05.2012 № 1355 объекты недвижимого имущества переданы  в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый приказ издан 26.05.2012 г. Копия оспариваемого приказа получена заявителем 20.08.2012 г., что подтверждается письмом ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» (л.д. 7).

Процессуальный срок, установленный ч. 4 ст. 198АПК РФ для оспаривания ненормативного правового акта  истек  в ноябре 2012 года.

Однако заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд г. Москвы  только 25.12.2012  года.

Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство не мотивировано. Таким образом, процессуальный срок, установленный ч.4 ст. 198 АПП РФ пропущен  заявителем  без уважительных причин.

В силу положений ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных или иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела в судебном заседании суда первой инстанции.

На основании  изложенного,  руководствуясь ст.ст.  29, 64-66, 71, 75167-170, 176, 198200, 201 АПК РФ, суд

Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края к Министру обороны Российской Федерации о признании недействительным приказа от 26.05.2012 № 1355 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (проверено на соответствие Федеральному закону от 08.12.2011 г. № 423-ФЗ).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья  И.В. Корогодов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка