АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 03 апреля 2013 года Дело N А40-6934/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03.04.13

Полный текст решения изготовлен 03.04.13

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего:  судьи Бурмакова И. Ю. (единолично) (шифр 48-66)

протокол вела секретарь Загородникова А. А.

рассмотрев в  открытом  судебном заседании дело по иску  Открытого акционерного общества "Кашинское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1026901660334)

к  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)

3-е лицо Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области

о взыскании 5 527 924,10 рублей

при участии

от истца и ответчика согласно протоколу

от 3-го лица не явка, извещено

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании убытков.

Истец доводы поддержал.

Ответчик возражал, ссылаясь на необоснованность требований. Судом отклонены ходатайства ответчика об отложении дела и  объявлении перерыва.

3-е лицо не явилось, извещено надлежащим образом, что подтверждено реестром отправки почты, данными сайта Почты России, данными сайта ВАС РФ.

Исследовав материалы дела,  суд установил, что исковые требования подлежат  удовлетворению, так как считает нашедшими подтверждение в ходе рассмотрения дела указанные ниже доводы истца.

Истец - Открытое акционерное общество «Кашинское автотранспортное предприятие» (ОАО «Кашинское АТП») - является транспортной организацией.

ОАО «Кашинское АТП» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 789 Гражданского кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

ОАО «Кашинское АТП» осуществляет деятельность на основании Лицензии № АСС-69-033511 от 6 апреля 2006г.

Свои услуги пассажирам предприятие оказывает в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ, на основании публичного договора.

Деятельность предприятия направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг, то есть является предпринимательской (п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Выручка предприятия формируется за счёт провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 23.08.2006г. № 207-па «Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом» государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее также - РЭК ТО).

Для ОАО «Кашинское АТП» в 2010-2011 годах тарифы были определены приказами РЭК ТО от 15 июля 2008г. № 95-нп, от 17 декабря 2010г. № 986-нп.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 122-ФЗ), при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного закона, необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Статьёй 153 указанного закона предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, закон № 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных законом.

Так как право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования являлось гарантией, носящей компенсаторный характер, то, предоставив это право, государство взяло на себя публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан не ухудшать условия предоставления данной льготы.

16 февраля 2005г. было принято Постановление Администрации Тверской области № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее также - Постановление № 32-па).

Постановлением Администрации Тверской области от 1 сентября 2008 г. № 262-па «Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2012 годы» действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2012 года.

Постановлением № 32-па был утверждён статус единого социального проездного билета (далее также - ЕСПБ) как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 2 Постановления).

Пунктом 4 Постановления № 32-па было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.

Пунктом 1.1. Положения установлено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме маршрутного такси), включенных в установленное расписание движения транспорта.

Раздел 2 Положения регулирует порядок приобретения ЕСПБ.

Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи ФГУП «Почта России». Согласно пунктам 1.2-1.3 Раздела 1 «Общие положения» данного Положения правом приобретения ЕСПБ по цене 64 рубля обладают граждане, включённые в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» был сформирован федеральный регистр получателей государственной социальной помощи, в который вошли все категории льготников, льгота по оплате проезда для которых была заменена в федеральном законодательстве на денежные выплаты из федерального бюджета.

Льготники федерального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета (статья 6.4 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.).

Раздел 3 Положения, утверждённого Постановлением № 32-па, представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.

Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между «полной стоимостью льготного проезда» и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (п.3.3).

При этом «полная стоимость льготного проезда» для Кашинского района Тверской области с 1 октября 2006 года (п.6 Постановления Администрации Тверской области от 30.10.2006г. № 268-па) была в одностороннем порядке определена Администрацией Тверской области в размере 210 рублей (п.3.2 Положения, утвержденного Постановлением № 32-па).

Постановление № 32-па не даёт никакого представления о том, на основании чего была определена величина «полная стоимость льготного проезда». Указанная величина никак не связана с тарифами на проезд, с фактическими расходами транспортных предприятий. То, что она распределяется между перевозчиками пропорционально транспортной работе, то есть пробегу подвижного состава (п.3.8 Положения), позволяет отнести компенсацию, установленную Постановлением № 32-па, к субсидиям юридическим лицам на покрытие убытков (ст.ст. 69, 78 Бюджетного кодекса РФ).

Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (п.3.7 Положения). Пунктом 3.1 Положения территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением № 32-па. Частью второй пункта 3.2 территориальные отделы социальной защиты населения обязаны прописывать установленную Постановлением «полную стоимость льготного проезда» в договорах с предприятиями, осуществляющими перевозки граждан на основании ЕСПБ.

Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ). ЕСПБ является публичным договором перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготникам право проезда на своём транспорте на основании ЕСПБ.

В 2010-2011 годах истец осуществлял бесплатные перевозки граждан на основании ЕСПБ. Это подтверждается договором и справками Территориального отдела социальной защиты населения Конаковского района.

При этом возмещения расходов в размере не полученной с пассажиров провозной платы истец не получил.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ).

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ч.1 ст.124 Гражданского кодекса РФ).

Гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, на коммерческие предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не может быть возложено бремя осуществления государственных социальных расходов. Это явилось бы нарушением принципа имущественной самостоятельности участников гражданского оборота (ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Поэтому гражданским законодательством для отношений, возникающих в связи с предоставлением льгот на основании закона, предусмотрено специальное правовое регулирование.

Согласно части 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Под расходами предприятий общественного транспорта, с учётом статей 786, 789 Гражданского кодекса РФ и единообразной практики применения части 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, следует понимать недополученную в результате введения льгот провозную плату (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. № 23).

Как указывал Высший Арбитражный Суд РФ, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство публично-правового образования может быть прекращено только путём его исполнения. Право требования возмещения с публично-правового образования понесённых юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определённым категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере.

Истец получил в качестве компенсации за 2010 год 928 830 руб., из которых на льготников федерального регистра приходится 511 560 руб.

За тот же период не полученная от льготников федерального регистра провозная плата составила 2 662 695, 85 руб.

Таким образом, имуществу истца в 2010 году причинён реальный ущерб на сумму 2 151 135, 85 руб.

Истец получил в качестве компенсации за 2011 год 1 787 399, 38 руб., из которых на льготников федерального регистра приходится 894 934, 51 руб.

За тот же период не полученная от льготников федерального регистра провозная плата составила 4 271 722, 76 руб.

Таким образом, имуществу истца причинён реальный ущерб на сумму 3 376 788, 25 руб.

Общая сумма убытков за 2010-2011 годы, составила, таким образом, 5 527 924, 10 руб. Истцом представляются соответствующие расчёты.

Расчёт расходов (не полученной провозной платы) представляет собой произведение количества приобретенных льготниками ЕСПБ на тариф на перевозку и на количество поездок по ЕСПБ. Последний показатель истец взял из Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», №1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», который содержит сведения о количестве поездок, совершаемых льготником на основании ЕСПБ.

Согласно п. 54 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автобусного транспорта, утверждённом Постановлением Росстата от 19.01.2007г. № 9, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.

При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).

Распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.

Данное доказательство отвечает требованиям относимости и допустимости, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ истец избрал возмещение убытков в качестве способа защиты своих нарушенных гражданских имущественных прав.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). В результате незаконного уклонения публично-правового образования от исполнения своих обязательств по компенсации расходов истца (бездействия) истцу был причинен вред, выразившийся в уменьшении его имущества на сумму произведенных, но не возмещенных расходов. В соответствии со статьей 53 Конституции РФ вред, причиненный  имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса РФ возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда. В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием. Незаконное бездействие государства выразилось в уклонении органов государственной власти от создания механизмов учёта, расчёта и возмещения фактических расходов предприятий. Противоправность деяния, совершённого государством, состоит в том, что им не выполнено обязательство, возложенное на него законом, возместить эти расходы в полном объёме.  Причинно-следственная связь между противоправным деянием и возникшими убытками заключается в том, что ущерб имуществу предприятия стал результатом незаконного бездействия государства, выразившегося в уклонении от перечисления предприятию денежных средств в количестве, достаточном для покрытия расходов. Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами или должностными лицами оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В силу ст.1064 Гражданского кодекса РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния). Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств; федеральный законодатель вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении государством выплат и льгот компенсаторного характера, но только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.  В силу принципа единства бюджетной системы, который основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение с целью финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и местного самоуправления, в случае невозможности установления на необходимом уровне мер социальной поддержки за счет средств субъекта Российской Федерации не исключаются и иные формы взаимодействия бюджетов всех уровней, с тем чтобы было обеспечено соблюдение требования о недопустимости снижения при переходе к новому правовому регулированию достигнутого уровня гарантий льготных категорий граждан, их социальной защищенности.