• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2013 года Дело N А40-7101/2013

Резолютивная часть объявлена 04 апреля 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2013 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Махлаева Т.И.

судьей: единолично

протокол ведет секретарь судебного заседания Копотилова О.В.

рассмотрел в заседании суда заявление ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево»

к ответчику: РО ФСФР России по ЦФО

о признании незаконным и отмене постановления № 73-12-876/пн от 12.12.12

в задании приняли участие:

от истца - Волкова Е.В., паспорт, дов. от 04.12.2012

от ответчика - не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление РО ФСФР России по ЦФО о назначении административного наказания № 73-12-876/пн от 12.12.12 о привлечении ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево» к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево» ссылается на отсутствие в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Заявитель также указывает на то, что пункты с 13 по 18 требования Петухова А.В. являлись предметом рассмотрения дел об административном правонарушении, по которым вынесены постановления о назначении административного наказания и постановления обжалуются в Арбитражном суде г. Москвы, так 08.11.2012 было подано заявление об обжаловании постановления о назначении административного наказания. Привлечение Общества к административной ответственности по одному и тому же основанию противоречит положениям ст. 24.5. КоАП РФ, а именно, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, является обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Через канцелярию Арбитражного суда г. Москве 25.03.2013 г. ответчик представил отзыв, заверенные надлежащим образом материалы административного дела.

В отзыве на заявление ответчик указал, что возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюден.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа с наложением административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение о ФСФР), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии со ст. 23.47 КоАП РФ и на основании п. 2.1.5 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.10.2011 № 11-47/пз-н, п. 2.1.5 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.06.2012 №12-192/пз, РО ФСФР России в ЦФО рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

Согласно п. 10 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг), п. 1 Положения о ФСФР России Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по контролю за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон о защите прав и законных интересов инвесторов), п. 5.3.7 Положения о ФСФР России ФСФР России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее -Закон о защите прав инвесторов) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 6.6 Положения о ФСФР предусматривается, что ФСФР России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Проверка фактов нарушения прав акционеров в силу статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и пункта 5.3.14 Положения о ФСФР, отнесена к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам. В соответствии с п. 1.3 Положения о Региональном отделении Региональное отделение обеспечивает выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, т банковской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.

Согласно п. 10 ст. 42, п. 7 ст. 44 Закона о рынке, п. 2 ст. 11 Закона о защите прав инвесторов, ФСФР осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и вправе направлять обязательные для исполнения предписания, а также требовать представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в ее компетенции.

Согласно п. 4 Положения о ФСФР России ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п. 2.1.7 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 22.06.2006 г. № 06-69/пз-н, территориальный орган ФСФР России (региональное отделение) выдает предписания эмитентам.

Порядок вынесения предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации определен Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 № 07-107/пз-н (далее - Административный регламент), и Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено право РО ФСФР России в ЦФО направлять подконтрольным организациям предписания о представлении документов.

Как следует из материалов административного дела, РО ФСФР России в ЦФО 01.10.2012 (исх. № 73-12-07/52062) в отношении ОАО «ОТД «Ясенево» вынесено Предписание об устранении нарушении действующего законодательства Российской Федерации (далее -Предписание).

Обществу было предписано осуществить следующие действия: в срок до 23.10.2012 включительно осуществить комплекс организационно-распорядительных действий, направленных на недопущение нарушений, аналогичных указанным в Предписании, и представить в РО ФСФР России в ЦФО отчёт об организационно-распорядительных действиях, осуществленных в рамках исполнения данного пункта предписания, с приложением подтверждающих документов; в срок до 23.10.2012 включительно устранить нарушения, указанные в Предписании, и представить в РО ФСФР России в ЦФО отчёт об устранении с приложением подтверждающих документов.

Указанное предписание было получено Обществом 19.10.2012, что подтверждается распечаткой, содержащей результаты поиска сведений об операциях обработки регистрируемого почтового отправления, которому присвоен уникальный почтовый идентификатор № 11901753069343, размещенные в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» на официальном сайте Почты России (страница в сети Интернет - www.russianpost.ru), а также "письмом Общества № 263 от 23.10.2012 (вх. № 73-12-37133 от 23.10.2012).

Общество в установленные законодательством Российской Федерации порядке и сроки Предписание не обжаловало. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

В ответ на Предписание Общество представило в РО ФСФР России в ЦФО заявление о продлении срока устранения нарушений (вх. №73-12-37133 от 23.10.2012), в соответствии с которым «в ОАО «ОТД «Ясенево» 19.10.2012 поступило Предписание... Реальный срок поступления Предписания в центральный аппарат управления общества - 22.10.2012».

Согласно материалам административного дела, Предписание было направлено Обществу в связи с выявленными нарушениями, выразившимися в непредставлении акционеру Общества Петухову А.В. документов для ознакомления и в копиях по его требованиям от 13.07.2012, от 16.07.2012 и от 21.07.2012.

По данному факту РО ФСФР России в ЦФО 29.08.2012 возбуждены дела об административных правонарушениях. Копии протоколов, указывающих на нарушения, были вручены представителю Общества по доверенности Антроповой В.Н. в день составления протоколов - 29.08.2012.

Представитель ОАО «ОТД «Ясенево» - Антропова В.Н. - принимала участие при рассмотрении указанных дел и о результатах рассмотрения была поставлена в известность в процессе вынесения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, Обществу, начиная с 29.08.2012, было известно о выявленных нарушениях и необходимости устранить нарушения, послужившие основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Кроме того, Петуховым А.В. 05.10.2012 в адрес Общества было направлено письмо, содержащее информацию о том, что РО ФСФР России в ЦФО «в отношении ОАО «ОТД «Ясенево» вынесено предписание об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации, обязывающее ОАО «ОТД «Ясенево» предоставить Петухову А.В. доступ к оригиналам документов и представить их заверенные копии». Также была сообщена дата и время, в которое представитель Акционера прибудет в Общество для ознакомления с документами и получения их копий.

Ответчиком в материалы дела представлена копия письма № 268 с описью, согласно которым акционеру Петухову А.В. заявитель передал часть запрошенных документов. Однако согласно данному письму с описью документы были переданы акционеру 26.10.2012. В отношении оставшейся части запрошенных акционером документов заявитель представил административному органу письменные объяснения и копию распоряжения № 328 от 10.12.2012 УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве (о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков, местности и транспортных средств), согласно которым по мнению заявителя у общества отсутствуют обстоятельства, позволяющие предоставить данные документы акционеру.

В полном объеме указанное Предписание заявителем не исполнено, что подтверждается Актом РО ФСФР России в ЦФО № 73-12-696-07/акт от 08.11.2012 о непредставлении документов (информации) в РО ФСФР России в ЦФО, имеющимся в материалах административного дела.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

ОАО «ОТД «Ясенево» не выполнив обязательное для исполнения Предписание РО ФСФР России в ЦФО, нарушило требования части 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАПРФ.

Событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ образует неисполнение законного предписания. Предписание Заявителем оспорено не было, в виду чего оно является законным и обоснованным. Таким образом, в бездействии Общества полностью реализуется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводов и доказательств в порядке ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65 АПК, из которых бы следовало, что Заявитель не имел объективной возможности исполнить предписание РО ФСФР России в ЦФО к установленному в нем сроку в материалах дела не имеется и заявителем не представлено и не приведено.

Довод заявителя о полном исполнении обязанности по предоставлению документов по требованию акционера не принимается судом, поскольку не соответствует действительности, опровергается материалами дела и самим заявителем, которым утверждается, что общество передало 26.10.2012 акционеру только часть запрашиваемых документов.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по данному делу являлись: предписание РО ФСФР России в ЦФО от 01.10.2012 г. (исх. №73-12-07/52062), письмо ОАО «ОТД «Ясенево» № 263 от 23.10.2012 (вх. № 73-12-37133 от 23.10.2012); Акт РО ФСФР России в ЦФО № 73-12-696-07/акт от 08.11.2012; протокол об административном правонарушении №73-12-816/пр-ап от 08.11.2012; отчет ОАО «ОТД «Ясенево» № 329 от 11.12.2012 об организационно-распорядительных действиях и устранении нарушений (вх. № 73-12-43532 от Л2): иные материалы административного дела,

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела о нарушении Обществом законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг следует, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом РО ФСФР России в ЦФО было выявлено, что у общества имелась возможность исполнить законное Предписание, тем не менее, Обществом не было предпринято всех зависящих от него мер по исполнению Предписания. Общество не ходатайствовало о продлении срока исполнения Предписания с целью совершения предписываемых действий, не представило в РО ФСФР России в ЦФО документов, подтверждающих невозможность исполнения Предписания в целом или в части в установленный срок не по вине Общества, а по объективным причинам.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере рынка ценных бумаг. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а также отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что имели место событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и факт его совершения заявителем подтвержден ответчиком документально.

Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела о привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст.1.1, 1.2, 2.1, 2.1, 19.5 ч. 9, 24.1, 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст.71, 167-170, 176, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево» в удовлетворении заявления о признании незаконным, отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе № 73-12-876/пн от 12.12.12 о привлечении ОАО «Объединенный торговый дом «Ясенево» к административной ответственности на основании ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Т.И.Махлаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-7101/2013
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 05 апреля 2013

Поиск в тексте