АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2013 года Дело N А40-7191/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Лисицына К.В. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения здравоохранения «Алексинский родильный дом» (ОГРН 1027103671650)

к Российской Федерации в лице Министерства  финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)

о взыскании убытков в размере 134 486,40 руб.

3е лицо - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

при участии:

ЛУД не явились (извещены)

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение здравоохранения «Алексинский родильный дом» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству  финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 134 486,40 руб. на основании ст.ст. 15, 16 ГК РФ.

К участию в деле в качестве 3го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о дате, времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом своих представителей в суд не направили; заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела на момент проведения судебного разбирательства не поступило, в связи с чем дело рассмотрено в т.ч. в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ЛУД по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска,  доводы отзыве на иск, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленный в настоящем деле иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.06 № 869 «О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни» утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - Правила финансирования в 2007 году); типовую форму договора между региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения (а при его отсутствии - медицинской организацией, в которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

Также Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни; утвердить форму документа, на основании которого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования будет перечислять в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации средства на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Также Фонду социального страхования Российской Федерации поручено осуществлять в 2007 году финансирование расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, в размере 14 500 000 руб.

Согласно ч. 1.4 ст. 19 ФЗ РФ № 243-ФЗ от 29.12.2006 года установлено, что Фонд в 2007 году за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме 14 500 000 тыс. рублей, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг в части медицинской помощи оказанной женщинам в период беременности в сумме 3,0 тыс. рублей, а в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1,0 тыс. рублей за каждого ребенка.

Правила  финансирования  в  2007  году  расходов,  связанных  с  оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 8 69 от 30.12.2006 года.

В силу п. 9 указанных Правил порядок и условия расходования указанных средств утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Так приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 50 от 19.01.2007 года утвержден Порядок и условия расходования средств связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при  их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установлю законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или)  муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансере наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее Порядок), который регулировал условия и порядок расходования средств, связанных  с  оплатой  государственным и муниципальным  учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни

Согласно п. 6, 7 Порядка, утвержденного приказом № 50 от 19.01.2007 года распределение средств на оплату услуг осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения. Средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно  оказывающим  амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением № 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с Положением об оплате труда.

В свою очередь приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 51 н от 05.02.2008 года был утвержден Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который регулировал правила расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ (далее - учреждения здравоохранения), по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическом) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (далее - средства на оплату услуг).

Согласно п. 2 Порядка, утвержденного приказом № 51 н от 05.02.2008 года расходование средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющим: диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни.

Из п.6 Порядка, утвержденного приказом № 51 н от 05.02.2008 года следует, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением № 2, а также между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими /диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил финансирования в 2006 году региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют оплату услуг из расчета:

2 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности, за каждую женщину, получившую такие услуги;

5 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам во время родов, за каждую женщину, получившую такие услуги.

Оплата услуг осуществляется на основании талонов родового сертификата - документа, выдаваемого женщинам врачами учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов, при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более при явке к врачу на очередной осмотр.

Пунктом 10 Правил финансирования в 2006 году предусмотрено, что средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями (их структурными подразделениями), в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период беременности, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 60 процентов от суммы указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных услуг), а также учреждениями, в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период родов, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 40 процентов от суммы указанных средств), обеспечение лекарственными средствами и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных услуг).

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил финансирования в 2007 году региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют средства на оплату услуг в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, заключаемыми между региональными отделениями Фонда и учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в части осуществления работ и оказания услуг по специальности "акушерство и гинекология".

Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют оплату услуг из расчета:

2 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности, за каждую женщину, получившую такие услуги;

5 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам во время родов, за каждую женщину, получившую такие услуги.

Оплата услуг осуществляется на основании талонов родового сертификата - документа, выдаваемого женщинам врачами учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов, при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более при явке к врачу на очередной осмотр.

Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями (их структурными подразделениями), в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период беременности, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 60 процентов от суммы указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных услуг), а также учреждениями, в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период родов, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 40 процентов от суммы указанных средств), обеспечение лекарственными средствами и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных услуг) (п. 10 Правил финансирования в 2007 году).

В 2006 и 2007 годах Фонд в полном объеме перечислил Учреждению субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения.

Вместе с тем медицинским работникам Учреждения, выполнявшими в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, средний заработок, в том числе для расчета отпускных, исчислялся без учета выплаченных за счет субвенций денежных средств. Полагая, что при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания, медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с Учреждением, обратились с исками в суд.

Решениями городского суда Тульской области с истца в пользу работников МУЗ «Алексинский родильный дом» были взысканы суммы недоплаченных заработных плат в пользу Зеленковой В.А., Корсаковой Г.Ф., Берестовой Э.Е., Демчевской В.А.

В рамках исполнительного производства с истца в принудительном порядке было списано 134 486,40 руб. Кроме того, в рамках исполнительного производства истец уплатил 39.219 руб. 22 коп.  налогов и отчислений (л.д. 83-93).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Поскольку необходимость расходов Учреждения подтверждена вступившими в законную силу судебными актами - решениями мирового судьи и платежными документами, суд приходит к выводу, что сумма 134 486,40 руб. является для Учреждения убытками (реальным ущербом).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что указанный истцом размер убытков с достаточной степенью достоверности подтверждается представленными в дело доказательствами.

Учитывая изложенное арбитражный суд, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства, исходя из представленных суду доказательств, судом установлена вина ответчика в возникших у истца убытков, а также размер и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, приходит к выводу о том, что иск о заявленном предмете и по указанным в иске основаниям с учетом представленных суду доказательств является правомерным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в данном конкретном случае за счет средств казны Российской Федерации.

Расходы по госпошлине по иску распределяются в порядке ст.110 АПК РФ.

Исходя из изложенного и на основании ст.ст. 8, 11, 12, 15, 16, 125, 307, 309, 310, ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 27, 64-68, 71, 75110, 112, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ, Арбитражный суд города Москва

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения здравоохранения «Алексинский родильный дом» (ОГРН 1027103671650) убытки в размере 134 486 (Сто тридцать четыре тысячи четыреста восемьдесят шесть) рублей 40 коп., а также расходы по госпошлине по иску в размере 5 050 (пять тысяч пятьдесят) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 259, 260, 273-277 АПК РФ.

Судья:    К. В. Лисицын

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка