АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2013 года Дело N А40-8502/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013г.

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2013г.

Арбитражный суд  г.Москвы в составе:

председательствующего судьи Е.Н. Коротковой (шифр 113-79)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аливердиевой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску ООО «Газпромтранс» к ответчику ООО «ЛЕБРО»

о взыскании 2 236 972 руб.

при участии:

от истца - Занина В.В., доверенность от 02.10.2012г.;

от ответчика - не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен  о взыскании штрафа и убытков в размере 2 236 972 руб.  на основании договора № 1102131 транспортно-экспедиторского обслуживание (во внутрироссийском сообщении) от 20 сентября 2011г. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком предусмотренного договором срока оборота вагонов и обнаружением в порожних вагонах  остатков, превышающих норму.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал  по доводам, изложенным в иске.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, письменный отзыв на исковое заявление не представил.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истца,  исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 20 сентября 2011г.  истец (экспедитор) и ответчик (заказчик) заключили договор № 1102Р31 транспортно-экспедиторского обслуживание (во внутрироссийском сообщении) от 20 сентября 2011г., в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с внутрироссийскими перевозками грузов.

В период с ноября  2011г. по февраль 2012г.  истцом оказывались услуги, связанные с внутрироссийскими перевозками грузов.

В соответствии с п. 2.2.10. договора клиент, либо указанный клиентом грузоотправитель и/или иное лицо (в совокупности) обязуется осуществлять погрузку груза в течение 2 суток (срок оборота вагонов у грузоотправителя), учтенных в стоимости услуг экспедитора, исчисляемых с момента прибытия порожних вагонов к получателю на станцию назначения до момента отправления груженых вагонов. Моментом прибытия вагона к получателю принимаются сутки прибытия вагона на станцию назначения (неполные сутки считаются полными), определяемые по данным  Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО «РЖД» в электронном формате о дате прибытия вагона на станцию назначения. Моментом отправления порожних вагонов принимаются сутки отправления (неполные сутки считаются полными), определяемые по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО «РЖД» в электронном формате.

Согласно п.4.13 договора в случае превышения срока, в случае превышения срока, установленного п. 2.2.10. настоящего договора не более чем на 2 (двое) суток, клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере: 1 800 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки сжиженного углеводородного газа; 1 550 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки нефтепродуктов.

В случае превышения срока, установленного п. 2.2.10. настоящего договора более чем на двое суток, клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере 3 600 руб., за каждый вагон в сутки.

Из материалов дела следует, что при исполнении договора обязанности по соблюдению сроков оборота вагонов-цистерн на станциях назначения Новороссийск и Абинская ответчиком были нарушены, установлено превышение срока оборота 112 вагонов под выгрузкой (всего 661 сутки).

Согласно п.1 ст.330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Истец просит взыскать с ответчика штраф за нарушение срока оборота вагонов в сумме 2 215 600 руб.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что материалами дела подтверждается нарушение ответчиком условий договора о сроке оборота вагонов. Расчет размера штрафа соответствует условиям договора, представленным доказательствам. Оснований для применения ст.333 ГК РФ суд не усматривает в связи с отсутствием заявления ответчика.

В соответствии с п. 2.2.11. договора клиент  обязуется обеспечить выгрузку груза (грузополучателем и/или иным лицом) в соответствии с требованиями действующего законодательства (ГОСТ 1510-84 и другими действующими нормами). При этом остаток груза не должен превышать количество, допускаемое по действующим нормам, а в случае перевозки сжиженных углеводородных газов остаточное давление в вагоне после слива должно быть не менее 0,04МПа и не более 0,07МПа. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи. Клиент обязан обеспечить отсутствие посторонних предметов в котле вагона, в том числе использованных запорно-пломбировочных устройств. Очищенными признаются вагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов (следов облива).

Пунктом 1 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 46, установлено, что после выгрузки грузов вагоны должны быть очищены внутри и снаружи. При этом очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов (п. 2 указанных Правил).

Согласно п. 4.12. договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных п. 2.2.11. договора при обнаружении в порожних вагонах остатков перевозимого груза, ответчик уплачивает истцу штраф в размере 7 500 руб., за каждый вагон, а также возмещает истцу ж.д. тариф за отправку вагона в/из очистки (промывки) и иные убытки, понесенные истцом в связи с очисткой (промывкой, пропаркой, дегазацией вагонов).

Фиксирование фактов нарушения обязательств, указанных в настоящем пункте, осуществляется путем составления одного из следующих документов: акта по форме ГУ-7а, акта, составленного истцом в произвольной форме или акта общей формы. Указанные акты стороны считают надлежащим образом оформленными доказательствами.

Из материалов дела следует, что обязанности по выгрузке груза не были исполнены ответчиком надлежащим образом. Так,  на станции Стенькино-2 был обнаружен остаток перевозимого груза по прибытию двух  порожних вагонов №№50724731, 50903772, что зафиксировано в актах формы ГУ-7а от 10.01.2012г., 20.12.2011г. о недосливе цистерн (бункерского полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промыво-пропарочной станции, составленными согласно п. 8 Правил составления актом при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В связи с данным нарушением условия договора истец просит взыскать с ответчика штраф в размере 15 000 руб.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что материалами дела подтверждаются обстоятельства, послужившие основание для начисления штрафа в соответствии с условиями договора.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, е право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из материалов дела следует, что истцом затрачены денежные средства на очистку остатков груза в вышеуказанных вагонах в сумме 6 372 руб., что подтверждается соответствующим актами, счетами.

Таким образом, с ответчика подлежат взысканию убытки в сумме 6 372 руб.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании  изложенного, руководствуясь ст.ст.10, 12, 15, 309-310, 330, 393 ГК РФ, ст.ст.4, 9, 65, 110, 123, 156, 167-171, 176, 256 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛЕБРО» (ОГРН 1077757448449, ИНН 7728626029, дата регистрации 02.07.2007г.) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс»  (ОГРН 1027728000871,  ИНН 7728262893,  дата регистрации 24.07.2002г.) штраф за нарушение срока оборота вагонов  в размере 2 230 600 (два миллиона двести тридцать тысяч шестьсот) руб., убытки в размере 6 372 (шесть тысяч триста семьдесят два) руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 34 184 (тридцать четыре тысячи сто восемьдесят четыре) руб. 86 коп.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  Е.Н.Короткова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка