• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А60-51548/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С. П.,

судей Ясиковой Е.Ю., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя ООО "Успех-Опт" (ОГРН 1106674016536, ИНН 6674363139): не явились,

от заинтересованного лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области (ОГРН 1116674014775, ИНН 6679000019): не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2013 года

по делу № А60-51548/2012,

принятое судьей Ремезовой Н.И.,

по заявлению ООО "Успех-Опт"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области

о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Успех-Опт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 29.11.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ст. 21 Федерального закона от 08.08.2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, а также возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации ликвидации ООО "Успех-Опт".

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, межрайонная ИФНС России №25 по Свердловской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления.

Доводы жалобы сводятся к тому, что решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя. Ссылается на правомерный отказ в регистрации, поскольку в связи с наличием у общества задолженности ликвидационный баланс считается не представленным.

Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.

Приложенные апеллятором к апелляционной жалобе выписки из лицевого счета не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку ходатайство о приобщении к материалам дела в порядке ст.268 АПК РФ, а также причины невозможности представления в суд первой инстанции не заявлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что 22.11.2012 в соответствии со ст. 9 и 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее -Федеральный закон №129-ФЗ) заявитель представил в налоговый орган пакет документов, необходимых для регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов) регистрирующий орган решением от 29.11.2012 отказал обществу в государственной регистрации (л.д.18-19). Основанием для отказа явилось представление заявителем ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.

Полагая, что решение налогового органа является незаконным, общество с ограниченной ответственностью «Успех-Опт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа является недействительным.

Данные выводы арбитражного суда законны, обоснованны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (ст. 62 названного Кодекса). Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В силу ч.ч. 2, 5 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ч.8 ст.63 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что 25.06.2012 общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Успех-Опт" принято решение о ликвидации общества (л.д.12).

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации 11.07.2012 в «Вестнике государственной регистрации» было опубликовано сообщение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Успех-Опт", с указанием двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов (л.д.14).

В апелляционной жалобе межрайонная ИФНС России №25 по Свердловской области приводит доводы о том, что на момент представления регистрирующему органу промежуточного ликвидационного баланса у заявителя имелась задолженность по транспортному налогу в размере 1465 руб. В ликвидационном балансе заявителя по состоянию на 12.10.2012 не отражены остатки товарно-материальных ценностей на 31.12.2011 и 31.12.2010.

Из материалов дела следует, что после истечения срока для предъявления требований кредиторами, заявителем 12.09.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс в котором отражено, что требования, предъявляемые кредиторами, отсутствуют (л.д.15-16).

Ликвидационный баланс был составлен заявителем 12.10.2012 и представлен в налоговый орган в составе пакета документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 22-23). Следует учесть, что фактически в настоящее время задолженность заявителем перед бюджетом погашена, что заинтересованным лицом не оспаривается.

Для ликвидатора существуют установленные законом сроки для осуществления процедуры ликвидации, у налогового органа как кредитора существует не только право, но и обязанность заявить требования по задолженности юридического лица перед бюджетом.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих обращение налогового органа как кредитора с соответствующими требованиями до завершения ликвидационных процедур, в материалах дела не имеется.

Более того, в материалах дела имеется справка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области от 26.11.2012, составленная до вынесения оспариваемого решения, согласно которой задолженность заявителя перед бюджетом, в том числе по транспортному налогу отсутствует (л.д.37).

Принимая во внимание положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрен специальный порядок и особая очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности, возникшей в период добровольной ликвидации организации-налогоплательщика, налоговый орган в данном случае в срок, установленный ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, свои требования ликвидационной комиссии не заявил, в силу чего основания для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствуют.

Материалы дела не содержит доказательств того, что межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области воспользовалась предоставленными ей действующим законодательством как кредитору и контролирующему органу правами и полномочиями по осуществлению контрольных функций в период процедуры ликвидации общества.

Поскольку, в рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований считать ликвидационный баланс общества не представленным в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений, следовательно, отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.

Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал регистрирующий орган зарегистрировать в установленном законом порядке прекращение деятельности общества с ограниченной ответственностью "Успех-Опт" в связи с его ликвидацией.

Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Иных влекущих безусловную отмену судебного акта суда первой инстанции доводов апелляционная жалоба не содержит.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы межрайонной ИФНС России №25 по Свердловской области у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2013г. по делу №А60-51548/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №20 по Свердловской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

     Председательствующий

     С.П.Осипова

     Судьи

     Л.Х.Риб

     Е.Ю.Ясикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А60-51548/2012
17АП-4839/2013
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 мая 2013

Поиск в тексте