ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 мая 2013 года Дело N А35-10982/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Семенюта Е.А.,

судей    Протасова А.И.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,

при участии:

от Губернатора Курской области А.Н. Михайлова: Лукьянчиковой С.А., представителя по доверенности № 01-09/1046 от 29.12.2012;

от Администрации Курской области: Лукьянчиковой С.А., представителя по доверенности № 01-09/1046 от 29.12.2012;

от  Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области: Луневой О.Ю., представителя по доверенности № 1 от 10.09.2012;

от общества с ограниченной ответственностью «Межрайонное общество охотников и рыболовов»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межрайонное общество охотников и рыболовов» на решение Арбитражного суда Курской области от 14.02.2013 по делу №А35-10982/2012 (судья Д.В. Лымарь) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Межрайонное общество охотников и рыболовов» (ОГРН 1074623000627) к Губернатору Курской области А.Н. Михайлову, третьи лица: Администрация Курской области, Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Межрайонное общество охотников и рыболовов» (далее - ООО «МООиР», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Приложения №2 к Постановлению Губернатора Курской области от 25.07.2012 №316-пг «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Курской области на период до 1 августа 2013 года», в части не установления квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотугодий, закрепленных за ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов», а также об обязании Губернатора Курской области внести изменения в приложение №2 к Постановлению Губернатора Курской области от 25 июня 2012 года №316-пг «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Курской области на период до 1 августа 2013 года», в части установления квот на добычу охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, закрепленных за ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов», согласно заявке, в следующем размере: косуля европейская всего 7 особей (взрослых - 4, до года - 3), кабан 136 особей (взрослых - 68, до года - 68), барсук 2 взрослых особи (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Курской области от 14.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции  неправильно истолкованы положения ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минприроды РФ от 29.06.2010 №228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию». Полагает, что приведенный в Приказе перечень оснований для неустановления квот добычи охотничьих ресурсов является исчерпывающим, и рассматриваемый случай под такие основания не подпадает. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправомерно добавлено еще одно основание для отказа в установлении квот добычи охотничьих ресурсов - несвоевременность подачи заявки. Заявитель ссылается на то, что по причине неустановления Обществу квот добычи охотничьих ресурсов, ООО «МООиР» не представлены разрешения на добычу объектов животного мира, соответственно Общество не может осуществлять их реализацию и осуществлять предпринимательскую деятельность по пользованию объектами животного мира, что является существенным нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель Губернатора и Администрации отзыв на апелляционную жалобу не представил, против ее удовлетворения возражал в судебном заседании апелляционного суда, полагает принятое решение не подлежащим  отмене.

Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области (далее - Управление) против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. В обоснование своих возражений указывает, что правовым основанием для отказа Обществу в установлении квот добычи охотничьих ресурсов являются пункты 7 и 9.1 Приказа №228. Ссылается на то, что действующим законодательством установлены жесткие сроки, в том числе и на подачу заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых определяется лимит добычи, и не предусмотрена возможность их продления. Управление также указывает, что поскольку заявка Общества поступила в уполномоченный орган позднее срока, установленного законом, а именно - 27.04.2012, то есть после окончания сбора заявок и формирования материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, заявка ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» не была учтена ни при формировании лимитов, ни при их утверждении.

Заявитель жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации Курской области №210 от 12.07.2008 «О предоставлении ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира» Обществу безвозмездно предоставлена территория, акватория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, сроком на 25 лет общей площадью 28 686,6 гектаров на территории Беловского района в границах согласно приложению.

Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области 30.07.2008 ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия ОР №000008.

ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» 27.04.2012 г. в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области (далее - Курскоблохотуправление) была подана заявка на установление квот добычи охотничьих ресурсов в Беловском районе Курской области на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, в следующем размере: косуля европейская всего - 7 особей (взрослых - 4, до года - 3), кабан - 136 особей (взрослых - 68, до года - 68), барсук - 2 взрослых особи.

Управление письмом №074-378 от 03.05.2012 сообщило ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» о том, что заявка Общества не может быть удовлетворена и квота добычи в силу п.7 и п.9.1 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №228 от 29.06.2010, не может быть установлена.

Постановлением Губернатора Курской области от 25.07.2012 №316-пг «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов, на территории Курской области на период до 1 августа 2013 года» были утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов на территории общедоступных угодий Курской области (приложение №1) и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий Курской области (приложение №2).

Поскольку в приложении № 2 для ООО «МООиР» квота добычи охотничьих ресурсов не была установлена, Общество, полагая данное Приложение в части неустановления для него соответствующих квот незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассмотренным  требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявка Общества правомерно не была учтена при формировании соответствующих квот, как поданная за пределами установленного законом срока подачи таких заявок. Суд области исходил из отсутствия совокупности предусмотренных оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта в заявленной Обществом  части.

Апелляционная инстанция полагает позицию суда первой инстанции верной на основании следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя. Отсутствие одного из этих условий влечет за собой отказ в иске.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулирует Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2009 (далее - Федеральный закон «Об охоте»).

В соответствии со ст. 24 данного закона, перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, за исключением охотничьих ресурсов, указанных в части 4 настоящей статьи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.24).

Объем добычи охотничьих ресурсов, включенных в указанный в части 1 настоящей статьи перечень охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов (ч.2 ст.24 Федерального закона «Об охоте»).

Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (ч.3 ст.24 названного закона).

В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (ч.7 ст.24 Закона об охоте).

Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.18 ст.24 указанного Закона).

Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.9 ст.24 Закона).

В соответствии с п.1.1 Положения об Управлении по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (далее - Управлением), утвержденного Постановлением Губернатора Курской области №196 от 23.04.2008, Управление является исполнительным органом государственной власти Курской области, созданным для осуществления на территории Курской области полномочий органов исполнительной власти Курской области, отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее - порядок), утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №228 от 29.06.2010.

Согласно п.4 Порядка, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля, подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В названной норме перечислены сведения, которые необходимо указать в заявке для каждого вида охотничьих ресурсов.

В соответствии с п.9 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи;

до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;

до 15 апреля на основании заявок, поданных на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на территориях, являющихся средой обитаниях охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяет объем добычи охотничьих ресурсов на этих территориях;

определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями;

до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу;

после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи.

Из анализа приведенных положений усматривается, что действующее законодательство императивно устанавливает жесткие сроки подачи заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых определяется лимит добычи, и не предусматривает возможности продления, переноса указанных сроков либо возможности их восстановления.

В силу п.9.1 названного Порядка, сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, осуществляется до 15 апреля.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что заявка на установление квот добычи охотничьих ресурсов в Беловском районе Курской области на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года в следующем размере: косуля европейская всего 7 особей (взрослых - 4, до года - 3), кабан 136 особей (взрослых - 68, до года - 68), барсук 2 взрослых особи, была подана ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» в Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области 27.04.2012г., то есть с существенным нарушением срока, установленного для окончания приема заявок.

Полномочиями на рассмотрение заявок в иные сроки, отличные от установленных в законе, Управление не наделено.

В соответствии с п.7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается:

при отсутствии заявки;

в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;

в случае, при котором определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.

По смыслу приведенных положений закона, подача заявки за пределами установленного срока равноценна отсутствию такой заявки на момент сбора уполномоченным органом заявок и формирования материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, что предусмотрено абз. 1 п. 7 Порядка в качестве основания для отказа лицу в установлении квоты в целях принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов.

Учитывая, что до истечения установленного срока (15 апреля 2012 г.) заявка ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» подана не была, и поступила только 27.04.2012 г., данные, указанные ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов», не были учтены уполномоченным органом при формировании лимита, а соответственно квоты добычи охотничьих ресурсов для ООО «Межрайонное общество охотников и рыболовов» не были установлены.

Таким образом, заявка Общества правомерно не была учтена ни при формировании лимитов, ни при их утверждении.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое Постановление Губернатора Курской области от 25.07.2012 №316-пг «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Курской области на период до 1 августа 2013 года» в оспариваемой заявителем части соответствует требованиями действующего законодательства и  не нарушает прав заявителя, в связи с чем, обоснованно  отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд находит, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и вынес законное и обоснованное решение по делу, не допустив нарушения принципа состязательности сторон в арбитражном судопроизводстве.

Довод апелляционной жалобы, касающийся неправомерного добавления судом области в качестве основания для отказа в установлении квот добычи охотничьих ресурсов - несвоевременности подачи заявки, основан на неверном понимании закона.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам,  заявленным в суде области,  они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.