ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июня 2013 года Дело N А28-12703/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Сергеева Д.М., действующего на основании доверенности от 24.07.2012;

представителя ответчика Корякина А.С., действующего на основании доверенности от 11.01.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу негосударственного частного дошкольного образовательного учреждения «Тэрос»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.03.2013

по делу №А28-12703/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,

по заявлению негосударственного частного дошкольного образовательного учреждения «Тэрос» (ИНН: 4345013632, ОГРН: 1034316558528)

к Отделу надзорной деятельности города Кирова Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ИНН: 4345091888, ОГРН: 1044316712241)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.12.2012 № 445/446/447,

установил:

негосударственное частное дошкольное образовательное учреждение «Тэрос» (далее - заявитель, НЧ ДОУ «Тэрос», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности города Кирова Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - ответчик, ОНД города Кирова, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.12.2012 № 445/446/447, в соответствии с которым Учреждение было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и к нему применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

Решением суда от 25.03.2013 требования заявителя удовлетворены частично, оспариваемое постановление административного органа изменено в части административного наказания, Учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, НЧ ДОУ «Тэрос» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Заявитель полагает, что при вынесении решения суд необоснованно отклонил доводы о малозначительности совершенных правонарушений и незаконно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения данной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Кроме того, по мнению Учреждения, суд не учел конкретные обстоятельства дела, а именно: первичное привлечение к административной ответственности, финансовое положение заявителя, отсутствие доказательств продолжения противоправного поведения в сфере охраняемых общественных отношений, принятие мер для устранения нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности.

Также НЧ ДОУ «Тэрос» указывает на то, что административным органом в пунктах 15, 19 оспариваемого постановления незаконно по причине недоказанности были вменены нарушения пункта 6.12* государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), пункта 5.2.12 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171 (далее - СП 1.13130.2009), статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) (пункт 15 постановления), а также пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, пункта 5.2.14 СП 1.13130.2009 (пункт 19 постановления).

Относительно вменения нарушений, поименованных в пунктах 5, 7, 22 постановления (несоблюдение пунктов 20, 22, 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила № 390)), заявитель жалобы отмечает, что субъектом ответственности за несоблюдение поименованных в них положений могут являться лишь руководители юридических лиц, а не само юридическое лицо, следовательно, неисполнение Учреждением содержащихся в них требований не образует противоправного бездействия, которое может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

ОНД города Кирова в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании апелляционного суда опроверг доводы жалобы заявителя.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, НЧ ДОУ «Тэрос» в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием его учредителей 16.04.2012, является гражданским, светским, некоммерческим учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению (л.д. 137-138).

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2012 основным и единственным видом осуществляемой Учреждением деятельности является дошкольное и начальное общее образование (л.д. 53-55).

Здание, расположенное по адресу: г. Киров, ул. Большевиков, д. 73/ул. Энгельса, д. 2, общей площадью 709,2 кв.м. находится в муниципальной собственности и на основании договора аренды нежилого помещения (здания) от 13.03.2009 № 6709, заключенного с Управлением (комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова, передано Учреждению во временное пользование и владение с целью использования под детский сад (л.д. 36-38).

В соответствии с пунктом 2.2.5 названного договора на заявителя возложена обязанность по содержанию арендуемого здания в надлежащем противопожарном состоянии.

18.10.2012 на основании распоряжения заместителя начальника ОНД Первомайского района города Кирова от 17.09.2012 № 391 (л.д. 34-35) должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением НЧ ДОУ «Тэрос» требований пожарной безопасности.

В ходе проверки составлен протокол осмотра здания детского сада НЧ ДОУ «Тэрос» по адресу: г. Киров, ул. Большевиков, д. 73/ул. Энгельса, д. 2 (л.д. 73-75), с участием понятых, директора Учреждения Малюгиной О.В., в ходе осмотра применялась фотосъемка (л.д. 76-78), с Малюгиной О.В. взяты письменные объяснения от 18.10.2012 (л.д. 79).

В ходе проверки были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации Учреждением объекта защиты, которые отражены в акте проверки от 19.10.2012 № 391 (л.д. 26-28). Заявителю выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 19.10.2012 № 391/1/151 (л.д. 22-25).

01.11.2012 государственным инспектором ОНД города Кирова по факту выявленных нарушений в отношении НЧ ДОУ «Тэрос» в присутствии его законного представителя Малюгиной О.В. составлены протоколы № 445, 446, 447 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 88-93).

05.12.2012 заместитель главного государственного инспектора города Кирова по пожарному надзору по результатам рассмотрения названных протоколов и иных материалов дела об административных правонарушениях вынес в отношении Учреждения постановление № 445/446/447, которым НЧ ДОУ «Тэрос» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, а именно:

- нарушения, квалифицированные по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ:

1) руководитель организации не обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (места размещения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, звуковых оповещателей, эвакуационные пути и выходы не обозначены знаками пожарной безопасности) в нарушение пункта 43 Правил № 390, пункта 2.1.9 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Приказом Гособразования СССР от 14.07.1989 № 541 (далее - ППБ 101-89), ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387-ст);

2) на окнах помещений раздевалки и туалета групповой ячейки № 3, помещения медкабинета на первом этаже, помещений групповой ячейки № 1 на первом этаже, помещений групповой ячейки № 4 на первом этаже, на окнах приямков цокольного этажа установлены несъемные металлические решетки в нарушение пункта 2.1.21 ППБ 101-89;

3) слуховые окна чердачного помещения не остеклены в нарушение пункта 2.1.17 ППБ 101-89;

4) помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (дверь кладовой на втором этаже в лестничной клетке не сертифицированная (выполнена деревянной), данное помещение кладовой отделено от помещения методиста гипсокартонной перегородкой, не имеющей требуемого предела огнестойкости; дверь склада продуктов в цокольном этаже не сертифицированная (выполнена деревянной) в нарушение пунктов 5.14*, 7.4 СНиП 21-01-97*, статьи 52, частей 1, 2 статьи 88 Закона №123-ФЗ, пункта 5.1.10 СП 4.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174 (далее - СП 4.13130.2009);

5) для помещений кладовой на втором этаже в лестничной клетке и склада продуктов в цокольном этаже не определена и не вывешена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Закона № 123-ФЗ в нарушение пункта 20 Правил № 390;

6) отдельная лестница, соединяющая цокольный этаж и коридор первого этажа в групповой ячейке № 1 не имеет тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре в нарушение пункта 7.23* СниП 21-01-97*, статьи 88 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.26 СП 4.13130.2009;

7) не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (в стенах и перегородках цокольного этажа имеются монтажные отверстия) в нарушение пункта 22 Правил № 390;

8) в цокольном этаже в помещении бойлерной хранится шкаф в нарушение пункта 23 Правил № 390;

- нарушения, квалифицированные по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ:

9) соединения, оконцевания и ответвления жил проводов в открытой распределительной коробке на лестничной площадке второго этажа выполнены не с помощью опресовки, сварки, пайки или специальных зажимов (выполнены при помощи «скрутки», имеются видимые нарушения изоляции) в нарушение пункта 2.3.3 ППБ 101-89, пункта 42 Правил № 390;

10) светильник в тамбуре эвакуационного выхода из лестничной клетки на первом этаже и светильник в цокольном этаже эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в нарушение пункта 42 Правил № 390, пункта 2.3.11 ППБ 101-89;

11) соединения, оконцевания и ответвления жил проводов в открытой распределительной коробке в помещении склада продуктов в цокольном этаже выполнены не с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов (выполнены при помощи «скрутки», имеются видимые нарушения изоляции) в нарушение пункта 2.3.3 ППБ 101-89, пункта 42 Правил № 390;

- нарушения, квалифицированные по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ:

12) на лестничной площадке второго этажа у кабинета методиста размещен шкаф (мебельная полка) в нарушение пункта 36 Правил № 390, пункта 6.32* СНиП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.4.4 СП 1.13130.2009, пункта 2.1.10 ППБ 101-89;

13) двери лестничных клеток не имеют уплотнений в притворах и не оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии, в нарушение пункта 2.1.11 ППБ 101-89, пункта 6.18* СНиП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009;

14) из помещений игровой комнаты (музыкального зала) на втором этаже отсутствует второй эвакуационный выход в нарушение пункта 6.12* СНиП 21-01-97*; статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.2.12 СП 1.13130.2009;

15) из помещений групповой ячейки № 3 на втором этаже отсутствует второй эвакуационный выход в нарушение пункта 6.12* СНиП 21-01-97*; статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.2.12 СП 1.13130.2009;

16) над вторым эвакуационным выходом из групповой ячейки № 2, над вторым эвакуационным выходом из групповой ячейки № 1 отсутствуют световые оповещатели «выход» в нарушение статьи 84 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.3 СП 3.13130.2009, пунктов 3.1, 3.11 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее - НПБ 104-03);

17) в полу на пути эвакуации (лестничная площадка первого этажа возле медкабинета) допускается перепад высот менее 45 см (11 см) в нарушение пункта 6.28* СНиП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009;

18) прибор приемно-контрольный, установленный в лестничной клетке, не обеспечен раздельной передачей извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Допускается несанкционированный доступ к прибору приемно-контрольному. Извещения о пожаре не передаются в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых организаций, транслирующих эти сигналы, в нарушение статьи 83 Закона № 123-ФЗ, пунктов 13.14.5, 14.4 СП 5.13130.2009, пункта 12.48* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001», утвержденные Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31 (далее - НПБ 88-2001);

19) ширина дверей тамбура у эвакуационного выхода из лестничной клетки на первом этаже на улицу составляет 0,97 м в свету, вместо требуемых не менее 1,2 м в свету в нарушение пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.2.14 СП 1.13130.2009;

20) в лестничной клетке на первом этаже, у лестницы, имеющей три ступени и высоту более 45 см, не предусмотрены перила в нарушение пункта 6.28* СниП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009;

21) высота эвакуационного выхода из туалета групповой ячейки № 4 составляет 1,68 м. в свету вместо требуемых не менее 1,9 в свету в нарушение пункта 6.16 СниП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;

22) дверь второго эвакуационного выхода из групповой ячейки № 4 закрывается на ключ в нарушение пункта 35 Правил № 390;

23) высота эвакуационного выхода из цокольного этажа составляет 1,67 м в свету вместо требуемых не менее 1,9 м в свету в нарушение пункта 6.16 СниП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;

24) высота входной двери в бойлерную, из которой имеется эвакуационный выход из цокольного этажа наружу, составляет 1,56 м в свету вместо требуемых не менее 1,9 м в свету в нарушение пункта 6.16 СниП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;

25) высота горизонтального участка пути в коридоре цокольного этажа составляет 1,82 м в свету вместо требуемых не менее 2 м в нарушение пункта 6.27 СниП 21-01-97*, статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009;