• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2013 года Дело N А46-33151/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3275/2013) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2013 по делу № А46-33151/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения № 5570-р от 02.07.2010,

при участии в судебном заседании представителей:

от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Екатерина Витальевна по доверенности № Исх-ДИО/19740 от 04.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от общества с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» города Омска - Плотников Владимир Владимирович по доверенности б/н от 16.04.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

установил:

общество с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» (далее - ООО ТК «Скорс», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) № 5570-р от 02.07.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Материальная, дом 51 А в Кировском административном округе города Омска».

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2013 по делу № А46-33151/2012 требования общества удовлетворены.

С решением суда первой инстанции департамент не согласился, что послужило основанием для его обжалования в порядке апелляционного производства.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

20.05.2008 ООО ТК «Скорс» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 по делу № А46-22530/2008 суд обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить акт выбора земельного участка между улицей Дунаевского и переулком Луначарского в Кировском административном округе города Омска для строительства следующих объектов недвижимости: стояночный бокс площадью 2000 кв.м, ремонтный бокс площадью 600 кв.м, три складских помещения площадью 750 кв.м, автомобильная стоянка площадью 3500 кв.м и передать его для принятия соответствующего решения в Главное управление по земельным ресурсам Омской области.

Во исполнение указанного решения суда департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было издано распоряжение № 536-р от 16.06.2009 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Дунаевского - улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска».

Письмом от 09.07.2009 № 09/7443 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в Главное управление по земельным ресурсам Омской области акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по улице Дунаевского - улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска с приложением технических условий и утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для принятия решения в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.

22.07.2009 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области № 2931-р издано распоряжение «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска».

Основанием для принятия указанного распоряжения явилось отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09.

Названное заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу № А46-24497/2009 было признано недействительным; 28.02.2011 ООО ТК «Скорс» было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области № 55.01.02.000.Т.000157.02.11.

В дальнейшем ООО ТК «Скорс» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением об отмене распоряжения от 22.07.2009 № 2931-р. В письме от 29.02.2012 № 0202/1903 Главное управление по земельным ресурсам Омской области указало на отсутствие основания для принятия решения о признании утратившим силу распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 22.07.2009 № 2931-р.

Решением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2012 по делу № А46-18446/2012 распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 2931-р от 22.07.2009 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска» было признано недействительным. Указанным решением суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по улице Дунаевского - улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-18446/2012 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было издано распоряжение № 2426-р от 29.10.2012 «О предварительном согласовании места размещения стояночного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска», в пункте 3 которого заявителю было предложено установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт. После получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.

Поскольку при обращении ООО ТК «Скорс» за услугой по межеванию земельного участка выяснилось, что на части запрашиваемой ООО ТК «Скорс» территории уже сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3245, ООО ТК «Скорс» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался изложенными обстоятельствами, которые ему позволили заключить вывод о том, что решение о размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений и автомобильной стоянки по улице Дунаевского - улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска было принято Главным управлением по земельным ресурсам Омской области только в октябре 2012 года. Поскольку ООО ТК «Скорс» заявило о своём намерении использовать испрашиваемый им земельный участок, ранее чем обжалуемым распоряжением была утверждена схема расположения земельного участка для размещения коммерческой автостоянки, исходя из принципа справедливости предоставления земельных участков, суд признал недействительным распоряжение департамента.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для признания недействительным спорного ненормативного правового акта, поскольку оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и не нарушает прав заявителя. Податель жалобы считает, что заявитель и суд первой инстанции не указали нормы права, которой не соответствует распоряжение департамента, а также не обосновали, каким образом данное распоряжение нарушает права общества.

ООО ТК «Скорс» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило доводы о нарушении распоряжением департамента подпункта 12 пункта 20 Постановления Мэра г. Омска от 10.08.2005 № 395-п «О департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска», а также статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что права общества нарушены спорным распоряжением ввиду невозможности осуществить кадастровый учет земельного участка, на который претендует заявитель.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заинтересованного лица и заявителя, представивших устные пояснения сообразно изложенным выше доводам и возражениям.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Спорным распоряжением утверждена схема расположения земельного участка для размещения коммерческой автостоянки.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Пунктом 4 указанной статьи определено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Как было установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, ООО ТК «Скорс» обратилось с заявлением о выборе земельного участка, расположенного между улицей Дунаевского и улицей Луначарского в Кировском административном округе города Омска, ещё в 2008 году. Схема расположения земельного участка по заявлению ООО ТК «Скорс» была утверждена распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска № 536-р от 16.06.2009.

По независящим от ООО ТК «Скорс» причинам решение о размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений и автомобильной стоянки по улице Дунаевского - улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска было принято Главным управлением по земельным ресурсам Омской области только в октябре 2012 года.

Поскольку ООО ТК «Скорс» заявило о своём намерении использовать земельный участок, расположенный между улицей Дунаевского и улицей Луначарского в Кировском административном округе города Омска, ранее чем обжалуемым распоряжением была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:140102, относящегося к категории земель населённых пунктов, для целей, не связанных со строительством, площадью 4200 кв.м, для размещения коммерческой автостоянки, исходя из принципа справедливости предоставления земельных участков, суд первой инстанции обоснованно признал спорное распоряжение департамента недействительным.

Доводы заинтересованного лица о том, что распоряжение было вынесено в соответствии с действующими на тот период нормативными правовыми актами судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку изложенными обстоятельствами подтверждается нарушение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в части соблюдения принципа справедливости.

Кроме того, формальное соответствие действий органа местного самоуправления по вынесению оспариваемого распоряжение нормам права, не может быть признано достаточным для признания его законным.

В рассматриваемом случае распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка является в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

В силу пункта 4 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3245, часть которого при межевании войдет в состав земельного участка образуемого по заявлению ООО «ТК Скорс», носит временный характер. Следовательно, ООО «ТК «Скорс» не может установить границы земельного участка для строительства и осуществить его государственный кадастровый учёт, что нарушает права ООО «ТК «Скорс».

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:3245 осуществлен на распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 5570-р от 02.07.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Материальная, дом 51 А в Кировском административном округе города Омска».

В виду того, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает каких-либо процессуальных моментов и согласовательных процедур, кроме как при утверждении схемы расположения земельного участка, а так же того, что какие-либо права на данный земельный участок до настоящего времени не зарегистрированы, права ООО «ТК «Скорс» нарушены именно оспариваемым распоряжением.

Таким образом, спорное распоряжение является препятствием для реализации прав и законных интересов общества, притом, что вины последнего в данном обстоятельстве не имеется, что является достаточным основанием для удовлетворения требований заявителя.

Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают своё несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2013 по делу № А46-33151/2012 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     О.А. Сидоренко

     Судьи

     Н.А. Шиндлер

     А.Н. Лотов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 08АП-3275/2013
А46-33151/2012
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 июня 2013

Поиск в тексте