ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2013 года Дело N А19-1671/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  13.06.2013.

Полный текст постановления  изготовлен 21.06.2013.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей Клочковой Н.В.,  Юдина С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления  агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2013 года по делу № А19-1671/2013 по иску Прокурора Иркутской области (ОГРН 1033801014532; ИНН 3808014899 664011, г. Иркутск,  ул. Володарского, 5) к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133; ИНН 3818023395  666703, Иркутская обл., Киренский р-н, г. Киренск, ул. Коммунистическая, 8), Областному государственному автономному учреждению «Киренский лесхоз» (ОГРН 1023802601063; ИНН 3831000421  666703, Иркутская Область, Город Киренск, Центральный Микрорайон, Улица Коммунистическая, 8) о признании договора недействительным (суд первой инстанции: Черняева Э.Е.),

при участии  в судебном заседании:

от истца: Решетникова Т.Д., по поручению от 10.06.2013,

от ответчиков: представители не явились, извещены,

установил:

Прокуратура Иркутской области обратилась в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с иском к ОГАУ «Киренский лесхоз», Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому  лесничеству о  признании недействительным договора на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Киренского  лесничества от 12.01.2012 г. № 1.

Решением  Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2013 года  исковые требования удовлетворены,  договор на выполнение работ по охране, защите и  воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Нижнеудинского лесничества от 12.01.2011 № 1, заключенный между Областным государственным автономным учреждением «Киренский лесхоз» и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому  лесничеству  признан  недействительным.

С  Областного государственного автономного учреждения «Киренский  лесхоз»  в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

С  территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству  в доход федерального бюджета взыскана государственная  пошлина в сумме 2 000 руб.

С принятым судебным актом  не согласен ответчик - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, обратился с апелляционной жалобой.  Полагает, что данное решение суда незаконно и подлежит отмене. Указывает на  то, что ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни приказом Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 года № 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" не установлено требование, согласно которому размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов должно осуществляться только путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона. Считает, что заключение заказчиком государственного контракта (гражданско-правового договора) на общую сумму контракта до 100 тыс. руб., в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ является одним из способов размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Прокуратура Иркутской области представила письменный  отзыв  на апелляционную жалобу.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы представленного отзыва.

Представители иных  лиц, участвующих в деле,  судебное заседание не явились,  о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 12.01.2012 года между ТУ Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (заказчик) и ОГАУ «Киренский лесхоз» (исполнитель) заключен договор № 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Киренского лесничества.

Предметом договора является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, и купля-продажа лесных насаждений для заготовки древесины на территории Киренского лесничества.

Требования к содержанию, объему, стоимости, место выполнения, сроки и требования к выполнению и качеству работ определены в Техническом задании на выполнение работ (приложение № 1 к договору).

Заявляя требования о признании данного договора недействительным истец указал, что оспариваемый договор заключен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 года № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров».

Суд первой инстанции, исходя из того, что  договор  от 12.01.2012 не соответствует  требованиям  статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерациистатьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции»  и положениям Приказа Минэкономразвития России от 05.07.2010 № 270,  удовлетворил иск.

Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации  в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации  особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 N 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ N 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 приказа N 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Судом при системном толковании содержания части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров,  правомерно указано на то, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины, означает что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимого конкурса.

Следовательно,  Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому  лесничеству в спорном случае заключило договор в одностороннем порядке и без проведения торгов стоимость работ по охране, защите, воспроизводству лесов без учета стоимости лесных насаждений, подлежащих продаже в ходе выполнения указанных работ,  тем самым, нарушило требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 7. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона № 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими  в момент его заключения.

Таким образом, правомерным  является вывод суда первой инстанции о том, что договор от 12.01.2012 № 1  на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Киренского  лесничества, заключенный в отсутствие публичных процедур установленных законом  не соответствует требованиям статьи 19 Лесного кодекса РФ, Федеральному закону № 94-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. № 270; в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающей правовых последствий для сторон с момента её заключения согласно статье 168 Гражданского кодекса  Российской Федерации.

В этой связи суд правомерно  удовлетворил исковые требования.    При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.

Руководствуясь  статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области  от 15 апреля 2013 года по делу № А19-1671/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

     Председательствующий
  Е.Н.Скажутина

     Судьи
  Н.В.Клочкова

     С.И.Юдин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка