ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2013 года Дело N А40-171109/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.,

Судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саргсяном Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Международный аэропорт Сочи»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2013 г. по делу № А40-171109/2012, принятое судьей Полукаровым А.В.,

по заявлению ОАО «Международный аэропорт Сочи»  (ОГРН 1062317013087, 354355, г.Сочи, А-355, Аэропорт)

к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору) (ОГРН 1047796301057, 125993, г.Москва, Ленинградский пр-кт, д.37)

третьи лица:  ФГУП «Президент-Сервис», Управление делами Президента РФ

о признании недействительным предписания № 6.7.3-133 от 10.08.2012г.

при участии:

от заявителя: Матвеевская А.Ю. по доверенности № 87 от29.11.2012

от ответчика: 1.Нуриахметова О.С. по доверенности № АК-10/6-1883 от 06.07.2011

2. Кузнецова А.Ю. по доверенности № АК-10/7-0753 от 17.05.2013

третьи лица: 1. Кабалинов И.В. по удостоверению.

2. не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО «Международный аэропорт «Сочи» с заявлением о признании недействительным предписания № 6.7.3-133 от 10.08.2012г. вынесенного главным государственным инспектором отдела надзора за аэропортной деятельностью и организацией воздушных перевозок Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Ространснадзор Поповой Т. Н.

В качестве третьих лиц привлечены ФГУП «Президент-Сервис», Управление делами Президента РФ.

Решением суда от 01.04.2013 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что факт наличия нарушения установлен.

С решением суда не согласился заявитель - ОАО «Международный аэропорт Сочи»  и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого предписания. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Постановлением МС СУ № 92 Адлерского района г. Сочи не была дана совокупная оценка законности выданного предписания.

Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Третьим лицом (ФГУП «Президент-Сервис»)  возражений относительно решения суда не заявлено. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Представитель третьего лица (Управление делами Президента РФ), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 125, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г.  № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением УГАН НОТБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.07.2012 № 177 и приказом 06.07.2012 № АК-330фс «О включении в состав комиссии по проверке ОАО «Международный аэропорт «Сочи», согласно Плану проведения плановых проверок территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, согласованному в установленном порядке, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещенному на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.ru) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (www.rostransnadzor.ru ), проведена плановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества «Международный аэропорт Сочи», находящегося по адресу: 354355, Краснодарский край, г. Сочи, Аэропорт, о чем и.о. управляющего директора Общества В.Е. Ермаков был извещен надлежащим образом 06.07.2012.

В период «06» - «30» августа 2012 года был проведен выездной этап плановой проверки. 30 августа 2012 г. должностными лицами Ространснадзора был составлен Акт проверки № 162/05.

По результатам проверки было выдано инспекторское предписание от 10.08.2012 № 6.7.3-133

ОАО «Международный аэропорт «Сочи» посчитав, что предписание от 10.08.2012 № 6.7.3-133 не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в суд.

Согласно п.1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ, требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами.

Согласно п. 12 раздела 2 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 № 150  обязывает юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.01.2007 № 69 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 № 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации», открытие залов официальных лиц и делегаций, организуемых в пределах аэропортов г. Москвы, Московской области, Санкт - Петербурга и г. Сочи, производится Управлением делами Президента Российской Федерации, по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой.

Решение об организации залов официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах аэропортов г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и г. Сочи принимается Управлением делами Президента Российской Федерации и оформляется приказом Управления делами Президента Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой охраны Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1996 № 1116 «Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций» и приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 12.07.2010 № 245 «О залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу».

В соответствии с пунктами 3, 7 приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 12.07.2010 № 245 «О залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу», обслуживание пассажиров в соответствии с перечнем граждан, утвержденным соответствующим приказом Управления делами Президента Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах аэропортов г. Москвы,  Московской области, Санкт - Петербурга и г. Сочи производится в залах официальных лиц и делегаций - подведомственной Управлению делами Президента Российской Федерации организацией, в соответствии с договором между Управлением делами Президента РФ и подведомственной организацией.

В ходе проверки установлено, что зал официальных лиц и делегаций, в соответствии с требованиями законодательства, в аэропорту г. Сочи отсутствует. Также отсутствует Решение об открытии зала официальных лиц, организуемом в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленном в пределах аэропорта г. Сочи. Обслуживание официальных лиц и делегаций согласно Договору от 01.04.2011 № 78 между ОАО «Международный аэропорт Сочи» и ФГУП «Президент-Сервис» осуществляется в зале, не изолированном от других помещений, не имеющем оборудованные помещения для осуществления пограничного и таможенного контроля, не имеющие отдельные входы (подъезды) и специальную автостоянку, оборудованную на территории аэропорта.

Срок исполнения обжалуемого предписания от 10.08.2012 № 6.7.3 - 133 - 05.11.2012.

Не выполнение предписания послужило основанием к составлению протокола об административном правонарушении от 08.11.2012. Постановлением от 21.12.2012 по делу 5-2280/12 мировым судьей судебного участка № 92 Адлерского района г. Сочи Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, то есть за неисполнение в установленный срок законного предписания.

Таким образом, отказывая в удовлетворения заявления суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что факт наличия нарушения установлен, предписание для его устранения выдано уполномоченным лицом в соответствии с действующим законодательством и доказательств его незаконности и нарушения им прав заявителя не представлено, принимая во внимание также, что общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания.

Доводы заявителя о том, что Постановлением мирового судьи судебного участка  № 92 Адлерского района г. Сочи не была дана совокупная оценка законности выданного предписания, являются необоснованными, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что заявителем нарушаются требования п.1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ, п.2 раздела 1 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 23.06.2003 г. № 150, постановления Правительства РФ от 19.08.1996 г. № 116 «Об утверждении Положения о Залах официальных лиц и делегаций», то есть установлены обстоятельства связанные с выдачей оспариваемого предписания.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как пояснил заявитель, о нарушении своих прав обществу стало известно при получении 10.08.2012 г. оспариваемого предписания и заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 г. № 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.

Отказывая в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на подачу заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у заявителя имелась реальная возможность обжаловать предписание в установленный срок. При этом возможность обжалования предписания в суд не поставлена в зависимость от его обжалования в вышестоящий по отношению к ответчику орган.

Кроме того, доказательств обжалования бездействия (длительного не получения ответа на жалобу) не представлено.

Таким образом, заявителем не приведено обоснования и не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на подачу заявления в суд.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ОАО «Международный аэропорт Сочи» подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000  рублей.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2013 г. по делу № А40-171109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ОАО «Международный аэропорт Сочи» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
    Н.Н. Кольцова

     Судьи
    П.В. Румянцев

     Т.Т. Маркова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка