АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2012 года
Дело N А51-21428/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра Л.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучерук О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй Комплект» (ИНН 2536187562, ОГРН 1072536006850) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о признании незаконным решения и возврате из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей при участии:

от заявителя - представитель Потапов А.Д. по доверенности от 24.11.2010 (пост., со спец. полн.),

от таможенного органа - главный государственный таможенный инспектор Токмакова Е.С. по доверенности N 105 от 19.04.2011 (пост., со спец. полн.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Комплект» (далее - заявитель, общество, ООО «Строй Комплект», декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, изложенного в письме N 27-26/30114 от 15.11.2011 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/010711/0039649 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по указанной ДТ в размере 96 175,90 руб.

Общество в обоснование своего заявления указало, что корректировка таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/010711/0039649 была произведена таможней неправомерно и повлекла за собой необоснованное увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров; к заявлению о возврате общество приложило все необходимые документы, в связи с чем отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей считает необоснованным.

Таможенный орган требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагает, что общество документально не подтвердило факт излишней уплаты таможенных платежей. Кроме того, оспариваемое решение, по мнению таможни, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Комплект» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.05.2007 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002700295.

Во исполнение внешнеторгового контракта N ESSK2009 от 06.12.2009 заключенного между обществом и предприятием «EAST CITY INTERNATIONAL DEVELOPMENT LIMITED», в июле 2011 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары.

В целях таможенного оформления товаров заявитель представил в таможенный орган ДТ N 10702030/010711/0039649, в которой таможенная стоимость товаров была определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.

02.07.2011 таможней было принято решение б/н о проведении дополнительной проверки, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

В ответ на запрос таможни общество представило имеющиеся в распоряжении декларанта документы, а также сообщило о невозможности представления иных запрошенных документов ввиду их отсутствия.

В связи с тем, что общество не представило все запрошенные таможенным органом документы и сведения, таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

01.07.2011 декларант самостоятельно заполнил декларацию таможенной стоимости по форме ДТС-2, в которой применил резервный метод на базе цены сделки с однородными товарами. Указанная таможенная стоимость была принята таможней.

Полагая, что таможенным органом неправомерно принята таможенная стоимость товаров, определенная по шестому резервному методу с применением метода по стоимости сделки с однородными товарами, и оснований для непринятия стоимости по первому методу таможенной оценки у таможни не имелось, декларант 09.11.2011 обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

15.11.2011 письмом N 27-26/30114 таможня возвратила заявление общества без рассмотрения, мотивировав возврат тем, что к заявлению не приложены необходимые для осуществления возврата денежных средств документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, предусмотренные статьей 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ.

Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.

Частью 1 статьи 4 настоящего Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).

Согласно части 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 2 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 данной статьи).

На основании части 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 указанной статьи).

Из материалов дела следует, что в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товаров по цене сделки, декларант представил в таможенный орган контракт N ESSK2009 от 06.12.2009, дополнение N 11-1 от 02.03.2011 к контракту, инвойс N ESSK2011051 от 23.05.2011, упаковочный лист N ESSK2011051 от 23.05.2011, спецификацию N ESSK2011051 от 23.05.2011, коносамент N FVLAD1006997, паспорт сделки N 10010055/2733/0000/2/0 от 27.01.2010, заявление на перевод N 81 от 07.06.2011.

Статьей 66 данного Кодекса таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля, предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения. Однако таможенным органом доказательств наличия указанных оснований в материалы дела не представлено.

Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

Порядок проведения дополнительной проверки установлен Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.

Приложением N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров установлен Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки.

Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, приведен в статьях 183-184 ТК ТС.

Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров приведен в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.

В соответствии с пунктом 3 статьи 111 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

Обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

При этом суд исходит из того, что со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значения для выяснения всех обстоятельств сделки.

Как следует из материалов дела, в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены в таможенный орган все документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенных товаров. При этом цена вывозимых товаров указана без каких-либо условий, является фиксированной. Доказательств недостоверности представленных обществом документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.

Так, судом установлено, что контракт, инвойс, спецификация содержат сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товаров, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.

Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

Представленные в ходе таможенного оформления документы позволяют прийти к однозначному выводу о том, какой товар, в каком количестве и по какой стоимости ввезён на территорию Российской Федерации по спорной ДТ, а также о том, что ввезённый товар, указанный в графе 31 ГТД, полностью соответствует тому, который является предметом вышеуказанного контракта как по наименованию, так и по количеству. Представленной в материалы дела ведомостью банковского контроля подтверждается оплата товара по стоимости, согласованной сторонами внешнеэкономической сделки.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения о принятии таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/010711/0039649, оформленного путем проставления отметки «Таможенная стоимость принята 05.07.2011» в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.

Решение по таможенной стоимости повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей на сумму 96 175,90 руб., которые в соответствии со статьей 89 ТК ТС признаются излишне уплаченными. Указанные денежные средства были уплачены заявителем в бюджет, о чем свидетельствуют чеки об оплате от 05.07.2011 NN 6392,6393.

Статья 90 настоящего Кодекса предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ от 27.11.2010) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, установлен пунктом 2 указанной статьи.

Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, подлежащие уплате при определении таможенной стоимости товаров с применением первого метода таможенной оценки, суд приходит к выводу, что 96 175,90 руб. являются излишне уплаченными таможенными платежами.

Следовательно, таможне следовало возвратить обществу указанные таможенные платежи по заявлению от 09.11.2011.

К указанному заявлению ООО «Строй Комплект» приложило все необходимые документы в соответствии со статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010.

В связи с этим таможенный орган обязан был произвести возврат излишне уплаченных обществом таможенных платежей, но не сделал этого. Доказательств наличия у заявителя задолженности по таможенным платежам таможенный орган суду не представил.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные заявителем судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с таможни в пользу общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Строй Комплект».

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, оформленное письмом N 27-26/30114 от 15.11.2011, об отказе в возврате из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/010711/0039649, как не соответствующее положениям Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Обязать Владивостокскую таможню возвратить из бюджета на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Строй Комплект» излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10702030/010711/0039649 в сумме 96 175 (девяносто шесть тысяч сто семьдесят пять) руб. 90 коп.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строй Комплект» 5 847 (пять тысяч восемьсот сорок семь) руб. 40 коп. государственной пошлины по заявлению.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Кузюра Л.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка