АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2012 года
Дело N А51-1775/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шарова О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Фортуна» (ИНН , ОГРН ) к Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН , ОГРН ) третье лицо Управление лесным хозяйством ПК, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (ИНН , 2540155517, ОГРН , 1092540004424)

об оспаривании решения

при участии: от заявителя - Хетагуров А.В. (доверенность от 20.01.2012), от ответчика - консультант отдела Крахмалова Е.С. (доверенность от 27.12.2011 N 29/03/04-09/24568)

Дачное некоммерческое товарищество «Фортуна» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 26.10.2010 N 29/06-20-17660 об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 243 846 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе б. Емар, для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, - и об обязании ответчика произвести предусмотренные законом действия по обращению ДНТ «Фортуна» о предоставлении указанного земельного участка, то есть обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровым плане соответствующей территории.

Третьи лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ заседание проводится в их отсутствие.

В судебном заседании Товарищество заявленные требования поддержало, указав, что испрашиваемый им земельный участок свободен от прав третьих лиц, никаких ограничений и обременении, препятствующих для передачи его в собственность не имеется. Утверждает, что спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, в настоящее время отнесен к территориальной зоне Ж-4, в которой ведение дачного хозяйства является одним из основных видов разрешенного использования.

Департамент заявленные требования оспорил, ссылается на нахождение спорного участка на землях лесного фонда, полагает, что отсутствуют доказательства его перевода в земли других категорий, поскольку само по себе включение земель лесного фонда в черту города не влечет прекращение либо изменение федеральной собственности на землю. В связи с этим, по мнению ответчика, он не уполномочен распоряжаться спорным участком.

Управление лесным хозяйством Приморского края в письменном отзыве с требованиями ДНТ «Фортуна» не согласилось, указав, что все леса Владивостокского лесхоза были отнесены к лесам первой группы государственного лесного фонда распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р. Границы земель лесного фонда на территории Владивостокского лесничества, количественные и качественные характеристики лесов определены материалами лесоустройства. Ссылается на сведения государственного лесного реестра согласно выписке по состоянию на 01.01.2011.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае письменное отношение к требованиям не выразило.

При рассмотрении дела суд установил, что Дачное некоммерческое товарищество «Фортуна» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2010 Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003452795 и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1102539004622.

ДНТ «Фортуна» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 243756 кв.м, расположенного примерно в районе б. Емар в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.

Письмом от 26.10.2010 N 29/06-20-17660 Департамент отказал Товариществу в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, указав, что не является органом, уполномоченным распоряжаться землями, находящимися в собственности Российской Федерации, так как согласно сведениям Управления лесным хозяйством Приморского края испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 22 части выделов 5,7,8,9, квартал 23 части выделов 1,12,13,14 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защитности лесопарковая зона).

ДНТ «Фортуна» посчитало, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.05.2011 по настоящему делу, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011, требования заявителя были удовлетворены с возложением на Департамент обязанностей совершить действия в целях восстановления нарушенных прав Товарищества.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2011 N Ф03-3763/2011 названные судебные акты были отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суд учитывает положение части 2 статьи 289 АПК РФ, согласно которому указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой, апелляционной инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно статье 1 данного закона под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 этого закона садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, которая предусматривает, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.

Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.

В силу пункта «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Так, согласно пунктам 3-4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка, лишь при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом.

Вместе с тем, в спорном случае оснований для отказа в предоставлении земельного участка и уклонения от направления обращения в орган местного самоуправления у ответчика не имелось.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 «О включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов. Согласно статье 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. В силу части 2 статьи 83 кодекса границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы населённого пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462. Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, в границах населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, испрашиваемый Товариществом земельный участок входит в состав земель населённых пунктов, а не земель лесного фонда.

Определениями от 10.10.2011, 24.11.2011, 27.02.2012 суд предлагал ответчику и Управлению лесным хозяйством Приморского края представить доказательства отнесения территории Владивостокского лесничества и Лазурного участкового лесничества к лесным участкам в составе земель лесного фонда, однако к отзыву от 24.11.2011 Управление приложило копии тех же документов, которые ранее были представлены в материалы дела: проект организации и развития лесного хозяйства Владивостокского лесхоза 1992-1993 гг., лесохозяйственный регламент 2009 г., выкопировку из планшета Лазурного участкового лесничества.

Данные доказательства сами по себе не свидетельствуют о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, на также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», однако доказательств постановки на кадастровый учет спорного земельного участка как лесного участка и нахождения его в реестре федеральной собственности Департамент не представил.

Из Схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.

Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты установлены с учетом:

фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом Владивостокского городского округа;

видов территориальных зон;

требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Из сведений Информационной система обеспечения градостроительной деятельности от 31.10.2011 N 1281 следует, что в настоящее время земельный участок в районе б. Емар, испрашиваемый ДНТ «Фортуна», входит в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4).

Согласно статье 25.1 Правил землепользования и застройки данная зона специально предусматривает ведение дачного хозяйства в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков.

Напротив, размещение городских лесов предусмотрено в рекреационной зоне Р-1.

Более того, согласно статье 15 Федерального закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Следовательно, до фактического выделения указанных зон и закрепления соответствующего решения в определенной правовой форме формирование земельных участков и их предоставление для ведения дачного хозяйства должно осуществляться по правилам, установленным земельным законодательством.

Формирование земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к полномочиям Департамента и входит в компетенцию Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, которое согласно пунктам 1.1, 1.3, 4.18 Положения, утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры, утверждает схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Учитывая, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и его использование для ведения дачного хозяйства допускается, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края правомочен распоряжаться им, не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду ДНТ «Фортуна» и обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования. В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ нарушенное право заявителя подлежит восстановлению путем обязания ответчика направить в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, и с учетом срока, предусмотренного статьей 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в орган местного самоуправления заявление для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. Однако на взыскание этих расходов выдан исполнительный лист, который до настоящего времени не отзывался.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 26.10.2010 N 29/06-20-17660 об отказе в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Фортуна» земельного участка примерной площадью 243 846 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе б. Емар, для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двадцатидневный срок направить в орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 243 846 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе б. Емар, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка