ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2012 года Дело N А53-2602/2011

15АП-209/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Николаева Д.В., судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирдеевым А.А.

при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Вектор": не явился, извещен надлежащим образом; от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области: представители по доверенности Репьева И.Л., доверенность от 07.02.2012 г., Рак Ю.С., доверенность от 10.01.2012 г., Касьянова А.Н., доверенность от 10.01.2012г,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 17.10.2011 по делу N А53-2602/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" ОГРН 1086150001630; ИНН 6150056525 к заинтересованному лицу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области о признании недействительным решения, принятое в составе Ширинской И.Б.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N13 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N894 от 09.12.2010 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Решением суда от 17.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов (копии книг покупок, деклараций, кассовых чеков, иных документов) к материалам дела в обоснование возражений относительно доводов апелляционной жалобы.

Суд, совещаясь на месте, вынес протокольное определение: удовлетворить ходатайство с учетом положений абзаца 2 части 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ.

Представитель Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17.06.2010 на основании решения N6370 была проведена выездная налоговая проверка ООО «Вектор» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, ЕСН, налог на прибыль, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственных налог, ЕНВД, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на игорный бизнес, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с 27.02.2008 по 31.12.2009, НДФЛ за период с 27.02.2008 по 31.05.2010 года.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N470 от 11.10.2010, в котором отражены налоговые правонарушения.

Налогоплательщику было направлено уведомление N01 -19/327 от 22.10.2010, в котором указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 19.11.2010 года в 11 часов.

Общество обратилось в налоговый орган с просьбой о переносе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в связи с командировкой руководителя.

19.11.2010 года заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N13 по Ростовской области принял решение N32 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Решением налогового органа N49 от 19.11.2010 срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлен до 29.11.2010 года.

26.11.2010 года налогоплательщиком в инспекцию были представлены возражения на акт выездной налоговой проверки.

29.11.2020 состоялось рассмотрение возражений налогоплательщика и материалов проверки в присутствии представителей общества, что подтверждено протоколом N22/470.

Налоговым органом принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N84 от 29.11.2010 года.

01.12.2010 года налогоплательщик был ознакомлен с документами, полученными в ходе проведения выездной налоговой проверки, что подтверждено протоколом.

01.12.2010 налогоплательщику было выставлено требование N9807 от 01.12.2010 о предоставлении документов.

07.12.2010 года налогоплательщику была вручена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.

09.1 2.2010 года документы во исполнения требования были представлены в налоговый орган.

09.12.2010 года состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий в присутствии представителей общества, что подтверждено протоколом N22-06/84.

09.12.2010 года заместителем руководителя налогового органа принято решение N894 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Указанным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 12569154руб., пени по НДС в сумме 1403293,12 руб., налоговые санкции по НДС в сумме 2513830,80руб., налог на прибыль в сумме 3102871руб., пени по налогу на прибыль в сумме 485375,86руб., налоговые санкции по налогу на прибыль в сумме 620574,20руб.

31.01.2011 заместитель руководителя Управления ФНС России по Ростовской области, рассмотрев апелляционную жалобу налогоплательщика, принял решение N15 - 14/391. Указанным решением Управления решение налоговой инспекции от 09.12.2010 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, в соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства и правомерно указал на соблюдение налоговым органом требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество настаивает, что налоговым органом не соблюдена процедура, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия признает данный довод не соответствующим материалам дела, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (статья 87 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания налоговой проверки.

Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Акт выездной налоговой проверки N470 от 11.10.2010 был получен представителями налогоплательщика лично, что подтверждено подписями и не оспаривается налогоплательщиком.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (акта и приложенных к нему материалов) выносится решение.

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 100.1 Кодекса).

Федеральным законом от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Уведомления о рассмотрении материалов проверки и результатов дополнительных мероприятий были получены налогоплательщиком, что не оспаривается заявителем.

Представитель заявителя утверждает, что налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки и результатов дополнительных мероприятий инспекцией не были приняты и рассмотрены документы представленные налогоплательщиком 09.12.2010 по требованию N 9807.

Судом первой инстанции, правильно установлено следующие обстоятельства.

Обществом 09.12.2010 года по требованию были частично представлены документы.

Согласно описи представленной обществом в налоговый орган были представлены следующие документы: копии карточек счета 60 по контрагентам ООО «УПТК и О» ИНН 6168913562; ООО «Росгидропром» ИНН 6155923059 за 2008-2009, заверенные копии договоров заключенных с ООО «Вектор+» ИНН 6150056525 с ООО «УПТК и О» ИНН 6168913562, ООО «Росгидропром» ИНН 6155923059 за 2008 -2009, копию журнала проводок по счету 62, 90 за 2009, копии карточек 60 за 2008 -2009, копии счетов-фактур N397 от 07.09.2009, N465 от 28.10.2009, N501 от 04.11.2009, N528 от 09.11.2009, N543 от 11.11.2009, N548 от 12.11.2009 и товарные накладные N397 от 07.09.2009, N465 от 28.10.2009, N501 от 04.11.2009, N528 от 09.11.2009, N543 от 11.11.2009, N548 от 12.11.2009, копии актов сверок с ООО «УПТК и О» и ООО «Росгидропром» на 31.12.2009.

При этом в суде первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела представители инспекции пояснили, что заявителем перечисленные документы представлены сшивом и при рассмотрении документов 09.12.2010 года было установлено, что копия договора с ООО «Росгидропром» ИНН 6155923059 и акт сверки с указанным предприятием в данном сшиве отсутствуют.

Кроме того, установлено, что копии журнала проводок по счетам 62, 90 были рассмотрены 09.12.2010 при рассмотрении материалов проверки и установлено, что представленный журнал представлялся в ходе проверки.

09.12.2010 налоговым органом установлено, что представленный журнал проводок не соответствует журналу проводок, представленному в ходе проверки, данный вывод изложен инспекцией на 49 странице оспариваемого решения.

При рассмотрении материалов проверки были представлены копии карточек счета 60 за 2008-2009, которые были представлены и в ходе налоговой проверки. Представленные 09.12.2010 года копии карточек счета 60 за 2008-2009 годы были рассмотрены в момент их представления, и нашло отражение на страницах 48-49 решения. Одновременно налоговым органом в решении было установлено, что карточки счета 60 представленные 09.12.2010 не соответствуют карточкам, представленным в ходе проверки.

Представленные заявителем 09.12.2010 счета-фактуры и товарные накладные были рассмотрены налоговой инспекцией в момент представления и приняты к налоговому вычету, что нашло отражение на странице 27 решения N894 от 09.12.2010, в связи с чем, было уменьшено доначисление НДС и налога на прибыль.

09.12.2010 налоговым органом были рассмотрены копия договора заключенного заявителем с ООО «УПТК и О», а также акт сверки.

Более того, представитель заявителя в суде первой инстанции не смог пояснить и не назвал документы, которые не были рассмотрены налоговым органом из числа представленные налогоплательщиком 09.12.2010.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные заявителем 09.12.2010 были рассмотрены налоговым органом.

Судом первой инстанции правильно отклонены доводы заявителя о том, что налогоплательщик был лишен права представить свои возражения по результатам проведения мероприятий налогового контроля, так как решение налоговой инспекции 09.12.2010 ему было вручено в виду следующего.

В соответствии с протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 09.12.2010 года на рассмотрении присутствовали два представителя заявителя. Представителем заявителя в протоколе указано, что установленные в ходе дополнительных мероприятий факты не свидетельствуют об отсутствии взаимоотношений с ООО «Вектор» и не свидетельствуют о недобросовестности общества. Кроме того, представителем указано, что иных возражений общество не имеет. На рассмотрение материалов дополнительные документы не представлены.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что налогоплательщик не был лишен права участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий, представить дополнительные документы которые были рассмотрены и приняты частично. Более того, в суде первой инстанции представители заявителя лично указали, что иных возражений общество не имеет. Обществом в протоколе не указано, что ему необходимо время для предоставления возражений по результатам дополнительных мероприятиям.

При этом справка по результатам дополнительных мероприятий была вручена заявителю 07.12.2010 года.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры, рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Данный вывод соответствует позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума N12566/07 от 12.02.2008.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Суд первой инстанции, учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция представила доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также представила заявителю возможность, высказать свои возражения, отразив их в протоколе рассмотрения материалов проверки и представить дополнительные доказательства, которые были рассмотрены в ходе рассмотрения материалов проверки и результатов дополнительных мероприятий.

При таких обстоятельствах, налоговым органом соблюдены требования статьи 101 НК РФ, доводы общества отклоняются как необоснованные.

Вместе с тем, согласно доводам апелляционной жалобы, общество обжалует решение инспекции от 09.12.2010 N894 не только по процессуальным основаниям (ст. 101 НК РФ), но и по существу произведенных инспекцией доначислений сумм налога и пени (в суде первой инстанции указанные доводы обществом не заявлялись).