ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 апреля 2012 года Дело N А68-8667/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г.,

судей Стахановой В.Н. и Тучковой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-676/2012) общества с ограниченной ответственностью «Технотекс» на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2012

по делу N А68-8667/11 (судья Рыжикова Н.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Технотекс» (ИНН 7104501484, ОГРН 1077154007370) к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078),

третье лицо: администрация г. Тулы, о признании незаконным бездействия, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: не явились;

от ответчика: Кузнецова И.В., доверенность от 22.12.2011 N 35-01-14/11000;

от третьего лица: Комаров С.В. - начальник отдела (доверенность от 05.07.2011 N 24);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Технотекс» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившегося в необеспечении выбора участка, оформления акта выбора (с приложением утвержденной схемы расположения участка на кадастровой карте (плане) территории), и обязании ответчика в месячный срок с момента даты принятия судебного акта оформить акт об выборе земельного участка и совершить иные действия для устранения допущенных нарушений прав и интересов (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. ООО «Технотекс» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно, что подтверждается почтовым извещением от 28.02.2012.

Как следует из материалов дела, ООО «Технотекс» обращалось первоначально (29.06.2011) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в администрацию г. Тулы (т. 1, л д. 43-48).

Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы письмами разъяснило заявителю, что в связи с принятием Закона Тульской области N 1168-ЗТО от 10.12.2008 полномочия администрации г. Тулы по распоряжению земельными участками прекращены с 01.01.2009, для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо обращаться в администрацию Тульской области (т. 1, л.д. 49-50).

ООО «Технотекс» 31.08.2009 подало в администрацию Тульской области заявление о выборе земельного участка площадью 2 250 кв. м по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького, до границы с территорией ОАО «КМЗ», с предварительным согласованием места размещения объекта (т. 1, л.д. 33-36).

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области 12.10.2009 после обращения ООО «Технотекс» направил в адрес администрации г. Тулы письмо об обеспечении выбора земельного участка для строительства производственного здания по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького.

Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы письмом от 24.11.2009 уведомило заявителя о необходимости представления предпроектной документации на производственный объект, получения согласования по схеме планировочной организации земельного участка в ряде надзорных служб (т.1, л.д. 37-38). До получения указанной информации работы по выбору земельного участка приостановлены.

Считая бездействие ответчика незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно ст. 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» (далее - Закон N 1168-ЗТО), вступившего в законную силу с 01.01.2009, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008 N 874 «О реализации закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

В иных случаях Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками (п. 2 названного постановления).

Согласно разделу IV Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области» утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 N 6, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта.

В силу п. 19 Положения Департамент направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса.

В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Департамент осуществляет подготовку проекта постановления администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае невозможности размещения объекта на земельном участке Департамент направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ (п. 20 Положения).

Согласно п. 21 Положения решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается администрацией Тульской области.

Следовательно, выбор земельного участка, оформление акта выбора земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории обеспечивает орган местного самоуправления, которым является администрация г. Тулы. Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области готовит проект постановления о предварительном согласовании месте размещения объекта, которым утверждается акт выбора земельного участка на основании документов, полученных от органа местного самоуправления. Дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что Министерство при рассмотрении заявления общества своевременно совершало предписанные законодательством действия.

13.10.2009 Департамент (правопредшественник министерства) направил в адрес администрации города Тулы письмо об осуществлении работ по выбору земельного участка. Как следует из письма Управления и градостроительства и архитектуры г. Тула от 24.11.2009, направленного в адрес Департамента имущественных отношений и ООО «Технотекс», работы по выбору земельного участка приостановлены до предоставления обществом документации, согласованной со службами города. Данное письмо доведено до заявителя. Проект решения о предварительном согласовании места размещения объекта не мог быть подготовлен Министерством и направлен в администрацию Тульской области ввиду непредставления администрацией города Тулы документов, необходимых для подготовки такого проекта. Кроме того, в данном случае способ устранения нарушений прав ООО «Технотекс», изложенный в заявлении (исковом заявлении), не соответствует характеру возникших между сторонами отношений. Выбор земельного участка осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями. Правомерность проведения вышеназванных процедур, их соответствие градостроительному и земельному законодательству, неправомерному возложению на заявителя конкретных обязанностей по согласованию размещения объекта с государственными службами предметом спора не являлись.

Необоснованной является ссылка заявителя на положения ст. 313 Гражданского кодекса РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, представляет собой властную деятельность государственных органов в отношении граждан или юридических лиц. Отношения, возникающие между частными лицами и государственными органами в ходе этой деятельности, - не гражданско-правовые, а административно-правовые. Ссылка заявителя на нарушение судом первой инстанции ст. 47 АПК РФ не может быть признана состоятельной по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

По смыслу приведенной нормы, при рассмотрении этого ходатайства суд, не вдаваясь в выяснение материально-правовых вопросов, такую замену должен произвести. Иными словами, при наличии ходатайства истца на замену ненадлежащего ответчика надлежащим проведение такой замены является не правом, а обязанностью суда. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ст. 9 АПК РФ). Оспариваемый заявителем судебный акт принят по делу в отношении государственного органа, избранного самим заявителем. Федеральным законом не предусмотрено обязательное участие в деле данной категории другого лица в качестве ответчика. ООО «Технотекс» не было лишено права заявить ходатайство о привлечении администрации г. Тулы в качестве второго ответчика. Кроме того, судом признано, что действия Министерства не нарушают прав и законных интересов заявителя, так как они не лишают его права на получение земельного участка в установленном порядке. Также, по мнению заявителя жалобы, при рассмотрении настоящего дела произошла необоснованная замена судьи.

В соответствии со статьями 127, 133 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие искового заявления к производству, возбуждение производства по делу, подготовка дела к судебному разбирательству не являются стадиями рассмотрения дела по существу и предусмотрены Кодексом в качестве основы для своевременного рассмотрения дела.

Из содержания судебных актов усматривается, что судья Елисеева Л.В. вынесла лишь определение о принятии искового заявления к производству и непосредственного участия при рассмотрении дела в суде не принимала. В определении о принятии искового заявления к производству от 05.10.2011 содержится оговорка о том, что дело будет рассмотрено судьей Рыжиковой Н.А. При таких обстоятельствах нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Дело рассмотрено в судебном заседании 26.03.2012, продолжено после перерыва - 30.03.2012.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2012 по делу N А68-8667/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.     


     Председательствующий
А.Г.Дорошкова
Судьи
В.Н.Стаханова
О.Г.Тучкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка