ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 апреля 2012 года Дело N А09-7153/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2012 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области

от 30.01.2012 по делу N А09-7153/2011 (судья Мишакин В.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр-Капитал» (241000, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 136Б, ОГРН 1073250002100)

к администрации Брянской области (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 33),

Управлению имущественных отношений Брянской области (241002, г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 25, ОГРН 1053244057085), о признании частично недействительным ненормативного правового акта, при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Центр-Капитал» - Каверина И.А., адвоката, доверенность от 15.03.2012, паспорт; от ответчиков:

от администрации Брянской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Управления имущественных отношений Брянской области - Блажко В.А., начальника юридического отдела, доверенность от 30.12.2011 N 01-17128, паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр-Капитал» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Брянской области (далее - администрация) и Управлению имущественных отношений Брянской области (далее -Управление) о признании незаконным бездействия Управления по непринятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов; признании незаконным отказа (решения) Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в аренду без проведения торгов, изложенного в письме от 11.10.2011 N 12979; признании незаконным бездействия Управления по неутверждению и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязании Управления устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления ООО «Центр-Капитал» и принятия решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов с приложением проекта его границ (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте) (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Отказ (решение) Управления в предоставлении ООО «Центр-Капитал» земельного участка площадью 2400 кв. м, прилегающего к административному зданию, расположенному по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, в аренду сроком на 33 года без проведения торгов, изложенный в письме от 11.10.2011 N 31-12979, признан недействительным. Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Центр-Капитал». В удовлетворении требований ООО «Центр-Капитал» к Управлению в оставшейся части отказано. Требования ООО «Центр-Капитал» к администрации Брянской области оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей заявителя и Управления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Центр-Капитал» является собственником административного здания общей площадью 2141,60 кв.м, инв. N 1672/04, лит. Г, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.12.2007 серии 32-АГ N 277143 (т. 1, л. 23).

Между ООО «Центр-Капитал» и Управлением заключен договор аренды земельного участка от 20.07.1995 N 1709, находящегося в государственной собственности (т. 1, л. 28-31), а также дополнительное соглашение от 01.11.2008, согласно которому Управление (Арендодатель) передает Обществу (Арендатору) сроком на 35 лет и 8 месяцев земельный участок с кадастровым номером 32:28:041601:21, общей площадью 39609 кв.м, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7 (т. 1, л. 24-27).

В дальнейшем между ООО «Центр-Капитал» (Арендодатель) и УВД по Брянской области (Арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества N 107/03-11 от 11.03.2011, на основании которого часть помещений общей площадью 1011,4 кв.м в здании указанного выше административного корпуса передана в аренду для размещения многофункционального регистрационно-экзаменационного комплекса МРЭО УГИБДД УВД по Брянской области (т. 1, л. 32-37).

ООО «Центр-Капитал» в Управление подано заявление от 04.07.2011, в котором Общество просит в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу в аренду сроком на 33 года земельного участка площадью 2400 кв.м, прилегающего к административному зданию N 7 по пер. Московскому, для его обслуживания и проведения реконструкции. В заявлении Общество сообщило, что указанный объект находится в собственности Общества и расположен на земельном участке по пер. Московскому, 7, площадью 39609 кв.м, арендуемом Обществом (т. 1, л. 11).

Названное заявление рассмотрено 21.09.2011 на заседании областной земельной комиссии, по итогам которого комиссией принято решение (т. 1, л. 9-10):

- согласовать возможности предоставления земельного участка в аренду с разрешенным использованием согласно градостроительному зонированию (строительство производственного объекта);

- заявителю обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;

- заявителю обеспечить проведение рыночной оценки годового размера арендной платы в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- выставить на торги право на заключение договора аренды на земельный участок с установлением на торгах годового размера арендной платы, которое изложено в п. 35 Протокола заседания этой комиссии от 21.09.2011.

Письмом от 11.10.2011 N 31-12979 Управление сообщило ООО «Центр-Капитал» о том, что вопрос о возможности, порядке и условиях предоставления земельного участка для использования производственной базы площадью 2400 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, рассмотрен на заседании областной земельной комиссии 21.09.2011, в связи с чем направило ему выписку из протокола заседания земельной комиссии (т. 1, л. 129).

Считая отказ в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, изложенный Управлением в письме от 11.10.2011 N 31-12979, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Центр-Капитал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, требования которой распространяются по аналогии и в отношении предоставления земельных участков в аренду юридическим лицам.

В силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Как определено пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ, в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Брянска, осуществляется в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области в сфере управления государственным имуществом - управлением имущественных отношений Брянской области.

Подпунктами 2.4.1-2.4.4 Порядка определено, что при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица обращаются в управление с соответствующим заявлением.

В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право.

Управление принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с приложением проекта его границ.

Согласно п. 1.9 Порядка в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо управления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, за свой счет обеспечивает выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 1.1. ст. 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Из содержания названных норм следует, что право аренды земельного участка, испрашиваемого не для целей осуществления строительства, не предоставляется по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Так, ст. 38.1 и ст. 38.2 ЗК РФ предписывают обязательное проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства или для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Из положений Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, также следует, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду по результатам проведения торгов только в целях использования таких участков для строительства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Центр-Капитал» в Управление подано заявление от 04.07.2011, в котором Общество просит в соответствии со ст. 34 ЗК РФ рассмотреть возможность предоставления Обществу в аренду сроком на 33 года земельного участка площадью 2400 кв.м, прилегающего к административному зданию N 7 по пер. Московскому, для его обслуживания и проведения реконструкции.

В заявлении Общество сообщило, что указанный объект находится в собственности Общества и расположен на земельном участке по пер. Московскому, 7, площадью 39 609 кв.м, арендуемом Обществом (т. 1, л. 11).

К данному заявлению Обществом приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2007 32-АГ N 277143, копия дополнительного соглашения от 01.11.2008 к договору аренды земельного участка от 20.07.1995 N 1709, копия кадастровой выписки о земельном участке N 32/201/11-356220, копия выкопировки испрашиваемого земельного участка, копия приказа от 08.09.2010 N 6.

Из изложенного следует, что земельный участок площадью 2400 кв.м, прилегающий к административному зданию, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, испрашивался Обществом с целью его обслуживания и проведения реконструкции, а не с целью осуществления на нем строительства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указание Управления в письме от 11.10.2011 N 31-12979 фактически на то, что предоставление земельного участка площадью 2400 кв.м, прилегающего к административному зданию, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, испрашиваемого ООО «Центр-Капитал», будет определено в порядке и условиях, изложенных в протоколе заседания областной земельной комиссии от 21.09.2011, то есть по итогам проведения торгов, неправомерно, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования заявителя в части признания незаконным отказа (решения) Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в аренду без проведения торгов, изложенного в письме от 11.10.2011 N 12979.

Вместе с тем, оставляя без удовлетворения требования Общества в части признания незаконным бездействия Управления по непринятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов и по неутверждению и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, суд правомерно исходил из следующего.

Незаконное бездействие органа власти, его должностных лиц - это неисполнение, несовершение (в том числе в установленные сроки) ими определенных действий, обязанность по совершению которых возложена на них в силу каких-либо нормативных актов.

Однако из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что ответчиком совершены определенные действия по рассмотрению заявления ООО «Центр-Капитал» от 04.07.2011, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии факта допущения Управлением незаконного бездействия.

Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования об обязании Управления устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления ООО «Центр-Капитал» и принятия по его итогам решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов с приложением проекта его границ (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте), поскольку исходил из полномочий Управления осуществлять процедуру рассмотрения заявления ООО «Центр-Капитал» и принятия по ее итогам решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В части требований заявителя к ответчику - администрации Брянской области суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в их удовлетворении, поскольку заявителем не представлены доказательства принятия администрацией ненормативного правового акта, совершения каких-либо незаконных действий (бездействия), нарушивших права и законные интересы Общества, с учетом того, что Управление является самостоятельным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обладающим статусом самостоятельного юридического лица.

Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции неверно дал оценку заявке Общества, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Так, основным обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении данного спора и влияющим на совокупность норм, регулирующих данные правоотношения, является выяснение вопроса о том, с какой целью заявитель намерен использовать земельный участок.

При этом из заявления Общества явствует, что оно просит предоставить участок не для целей, связанных с осуществлением на нем строительства.

Кроме того, из буквального толкования текста заявления ООО «Центр-капитал» следует, что заявитель предполагал реконструкцию существующего здания, где реконструкция затронула лишь устройства и оборудования здания в рамках его существующих границ, что подтверждается представленным градостроительным планом земельного участка, техническим паспортом (по состоянию на 29.12.2011) на административное здание, расположенное по адресу: г. Брянск, Фокинский район, пер. Московский, д. 7-Г, и инвентарным делом N 03-18/1672 на административный корпус, расположенный по указанному адресу, а не строительство на испрашиваемом участке нового здания.

Таким образом, установив, что земельный участок испрашивается Обществом для целей, не связанных со строительством, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления не соответствует нормам, установленным ст. 34 ЗК РФ и п.п. 2.4.1 - 2.4.4 Порядка.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что письмо Управления от 11.10.2011 N 31-12997 не является решением, которое подлежит оспариванию в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку указание Управлением в названном письме на то обстоятельство, что предоставление испрашиваемого земельного участка ООО «Центр-Капитал» будет определено в порядке и на условиях, изложенных в протоколе заседания областной земельной комиссии от 21.09.2011, то есть по итогам проведения торгов, фактически представляет собой отказ (решение) Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в аренду без проведения торгов.

Довод подателя жалобы о том, что заявителем не указано, какие нормы законодательства нарушены Управлением и каким образом письмо от 11.10.2011 N 31-12997 затрагивает права и законные интересы Общества, отклоняется, поскольку заявление ООО «Центр-Капитал» от 04.07.2011 должно быть рассмотрено Управлением в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, а также п. 2.4 Порядка, которые не предусматривают предоставление права аренды на земельный участок по итогам проведения торгов в случае согласования вопроса о возможности предоставления юридическому лицу испрашиваемого земельного участка в аренду как такового.