• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 апреля 2012 года Дело N А53-22409/2011

15АП-1620/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭК Южный Экспресс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2012 по делу N А53-22409/2011 по заявлению Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "ТЭК Южный Экспресс", при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Юг" о привлечении к административной ответственности, принятое судьей Паутовой Л.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Южное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТЭК Южный Экспресс» (далее - ООО «ТЭК Южный Экспресс», предприятие, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что ООО «ТЭК Южный Экспресс» является надлежащим субъектом административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заключенный договор фрахтования (ст. 787 ГК РФ) является разновидностью договора перевозки, регламентированного гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. ООО «ТЭК Южный Экспресс» заблуждается относительно правовой природы договора фрахтования, распространяя на него положения об аренде (фрахтования на время) транспортного средства, указанные в главе 34 § 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью "ТЭК Южный Экспресс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь на то, что ООО "ТЭК Южный Экспресс" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку предоставляет транспортные средства с экипажем для ООО "Нейс-Юг", которое организовывает и отвечает за систематические перевозки. Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по заказам лицензированию не подлежит. Кроме того указывает на пропуск трехмесячного срока давности.

В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Полагает, что годичный срок привлечения к административной ответственности не пропущен.

Представитель общества в судебном заседании пояснил, что не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. Имеется договор фрахтования. Перевозки нерегулярные.

Представитель Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебном заседании пояснил, что перевозки регулярные, поскольку имеются билеты, посадка и высадка в установленных местах, отсутствуют признаки договора фрахтования. По сроку привлечения квалифицированы как правонарушения в сфере защиты прав потребителя и имеют годичный срок давности.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения управления от 10.10.2011 N1925 в период с 12.10.2011 по 09.11.2011 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «ТЭК Южный Экспресс» на предмет соблюдения лицензионных требований и условии при осуществлении им лицензируемой деятельности по регулярным перевозкам пассажиров на территории РФ, в части проверки информации о нарушении правил эксплуатации пассажирских автобусов, принадлежащих ООО "ТЭК Южный Экспресс", отраженной в рапортах N 001646/419 от 22.09.2011, N 001652/432 от 01.10.2011 и N 171/430 от 05.10.2011.

В ходе проверки административным органом установлено, что предприятие регулярно осуществляет перевозки пассажиров по маршруту «Ростов-на-Дону (Привокзальная площадь, 6) - Астрахань (пл. Вокзальная, 17) - Ростов-на-Дону (Привокзальная площадь, 6)».

Указанные перевозки оформляются договором фрахтования с ООО «Нейс Юг», указанным в путевых листах как заказчик перевозки.

Как следует из акта проверки от 09.11.2011 (л.д. 12-15), протокола об административном правонарушении N 268 от 09.11.2011 (л.д. 8-11) административным органом выявлено, что общество осуществляет свою деятельность со следующими нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией):

- ходе проверки установлено, что при осуществлении данных перевозок имеются факты перевозки пассажиров до населенных пунктов находящихся на пути следования (согласно списку пассажиров от 01.10.2011, пассажир под N38 следовал от г.Астрахань до г.Элиста);

- предприятие не обеспечило водителей необходимыми документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами: отсутствует схема движения с указанием опасных участков, отсутствует график движения, в ходе проверки предприятием представлена схема движения с указанием опасных участков, график движения не представлен, что подтверждается рапортом N 001646/419 от 22.09.2011, путевым листом N 001278 от 21.09.2011 и актом проверки,

- транспортное средство не оборудовано тахографом - контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя, что подтверждается рапортом N 001652/432 от 01.10.2011, путевым листом N 001278 от 21.09.2011, свидетельством о регистрации АТС N61 YE771449 и актом проверки,

- использовались автобусы марки Ман гос. N м167мв161 и марки Кинг Лонг гос. N к352мм61, не имеющие лицензионных карточек, что подтверждается путевым листам N 001327 от 05.10.2011, N 001278 от 21.09.2011, N 001313 от 30.09.2011.

- ООО «ТЭК Южный Экспресс» на обслуживаемый маршрут «Ростов-на-Дону - Астрахань - Ростов-на-Дону» регулярных перевозок пассажиров не составлен паспорт. Место отправления в г.Ростове-на-Дону (Привокзальная площадь, 6) не является автовокзалом (автостанцией), а также не отведено для этих целей исполнительными органами государственной власти и соответствующим образом не оборудовано.

Данные обстоятельства расценены административным органом как нарушение требований п.2.3.6, п.5.2.1, п.5.2.3 п.5.4 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, п.4 а, б, в «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, требования п.2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, п.12 приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178.

Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление на основании ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "ТЭК Южный Экспресс" к административной ответственности.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава вмененного обществу административного правонарушения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в силу требований подпункта 24 пункта 1 статьи 12 названного Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионным условием при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Так, частью 1 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно частям 2 и 3 статьи 27 УАТ договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (пункт 4 статьи 27 УАТ).

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 регулируются порядок, оформление и условия регулярных перевозок и перевозок по заказу. Так, для регулярных перевозок характерно наличие расписания, остановки производятся на всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Перевозки по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, транспортное средство оформляется табличками с надписью "Заказной", посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с пунктом 3 названного приказа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Оценив с учетом названных выше норм обстоятельства дела, проанализировав условия договора фрахтования, заключенного ООО «ТЭК Южный Экспресс» с ООО "Нейс-Юг", оценив судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правовой природе данного договора и характере перевозок.

Перевозка пассажиров ООО «ТЭК Южный Экспресс» по своим объемам и характеристикам подпадает под перевозки транспортом общего пользования, осуществляемые на регулярной основе, что подтверждается тем, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, имеется маршрут, путевые листы выданы ООО «ТЭК Южный Экспресс», перевозка на основании данных листов осуществлялась автобусами, принадлежащими обществу.

Данные доказательства в совокупности опровергают ссылку общества на то, что субъектом ответственности в настоящем деле должно быть другое юридическое лицо: ООО "Нейс-Юг". Само по себе наличие билета, выдаваемого пассажирам от имени ООО "Нейс-Юг" (г. Ростов-на-Дону), не опровергает осуществление заявителем жалобы функций перевозчика. Наличие гражданско-правовых договоров не может являться основанием для переложения части обязанностей по соблюдению лицензионных требований на третье лицо и как следствие, освобождением от административной ответственности.

При таких обстоятельствах субъект административного правонарушения определен верно.

Однако, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет 3 месяца со дня обнаружения правонарушения и восстановлению не подлежит.

Вменяемое обществу административное правонарушение не является длящимся и считается оконченным с момента его совершения.

Событие правонарушения выявлено соответственно рапортам 22.09.2011, 01.10.2011, 05.10.2011; акт проверки составлен административным органом 09.11.2011. Решение суда принято 20.01.2012.

Следовательно, на момент изготовления решения суда первой инстанции в полном объеме срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2012 по делу N А53-22409/2011 отменить. В удовлетворении заявления отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при наличии оснований, предусмотренных часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
О.А.Сулименко
Судьи
Т.Г.Гуденица
Л.А.Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-22409/2011
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 апреля 2012

Поиск в тексте