• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2012 года Дело N А57-23572/11

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой Л.Б., судей: Борисовой Т.С., Жевак И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,

при участии представителей заявителя: Мельниковой А.Г., действующей на основании доверенности от 11 ноября 2011 года N 64 АА 0477213; регистрирующего органа: Молдашевой Г.К., действующей на основании доверенности от 07 июля 2011 года N 04-14/009145, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Белоноговой Валерии Александровны (г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2012 года по делу N А57-23572/2011 (судья Пузина Е.В.) по заявлению Белоноговой Валерии Александровны (г. Саратов) к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (г. Саратов), о признании недействительным решения регистрирующего органа

У С Т А Н О В И Л :

Белоногова Валерия Александровна обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Водовозов».

Решением арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2012 г. в удовлетворении заявленных Белоноговой В.А. требований отказано.

Белоногова Валерия Александровна, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Регистрирующий орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.

Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 26 октября 2011г. Белоногова В.А. приняла решение о создании ООО «Водовоз».

31 октября 2011 г. Белоногова В.А. обратилась в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Водовозов».

Инспекция, 08 ноября 2011 г. отказала Белоноговой В.А. в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Основанием к отказу послужило отсутствие среди представленных для регистрации документов заявления о государственной регистрации юридического лица с достоверным количеством видов экономической деятельности, заявленных в п. 12 и перечисленных в листах «М».

Как следует из материалов дела, 31 октября 2011 г. Белоногова В.А. представила в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова заявление о государственной регистрации юридического лица (созданного единственным учредителем Белоноговой В.А. зарегистрировано за входящим N 2086) с приложением следующих документов:

- заявление о регистрации ф. 11001 - 1 экз.,

- Устав ООО «Водовозов» - 2 экз.,

- решение о создании юридического лица - 1 экз.,

- документ об оплате государственной пошлины - 1 экз.,

ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова был рассмотрен данный пакет документов, по результатам чего 08 ноября 2011 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно: заявления о регистрации, так как, по мнению регистрирующего органа, поданное заявление от 31 октября 2011 г. не может считаться представленным в регистрирующий орган в связи с указанием в нем недостоверных сведений о видах деятельности.

Белоногова В.А. будучи единственным учредителем общества, единоличным исполнительным органом ООО «Водовозов», не согласившись с решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова и полагая, что оно нарушает права и законные интересы лица на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

Дело арбитражным судом рассмотрено в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решений не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если имеются следующие основания:

- не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Оспариваемый акт ненормативного характера, по мнению заявителя, нарушает его права путем создания препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств законности оспариваемого решения возлагается на орган, принявший это решение.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, урегулированы Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ), в том числе в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов

Согласно п. 2 ст. 23 указанного Закона решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Отказывая в удовлетворении требования Белоноговой В.А., суд первой инстанции исходил из того, что заявление, поданное в регистрирующий орган, содержит недостоверные сведения, а, соответственно, не может считаться поданным ненадлежащим образом.

Суд первой инстанции установил обстоятельства дела, указав на то, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Полагая, что строки заявления, содержащие недостоверные сведения, считаются незаполненными, а заявление считается не представленным, суд счел заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Так, Белоноговой В.А. представлено в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова заявление по форме N Р 11001 о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Водовозов», в пункте 12 страницы 03 которого содержатся сведения о 19 видах экономической деятельности, которые перечислены в листе «М» заявления формы Р 11001.

На странице 08 листа «М» заявления формы N Р 11001 Белоноговой В.А. в пункте 5 указан вид экономической деятельности - деятельность агентов по оптовой торговле безалкогольными напитками, код ОКВЭД 51.17.21.

На странице 09 лист «М» в пункте 19 указан вид экономической деятельности - деятельность агентов по оптовой торговле безалкогольными напитками, код ОКВЭД 51.17.21.

Таким образом, вид экономической деятельности - деятельность агентов по оптовой торговле безалкогольными напитками (код ОКВЭД 51.17.21) указан Белоноговой В.А. в заявлении дважды.

Данные обстоятельства регистрирующий орган счел недостоверными, повлекшими принятие решения об отказе в государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

Из представленного заявителем заявления по форме N Р11001 следует, что заявителем фактически указано 18 видов экономической деятельности, которые поименованы на листе «М», вместо, заявленных 19 видов, о чем имеется соответствующая запись в пункте 12 страницы 03 заявления.

Налоговый орган указывает, что общее количество видов экономической деятельности, включаемых в ЕГРЮЛ, составляет не 19 наименований, а 18 наименований.

Из изложенного, по мнению суда первой инстанции, следует, что указание в заявлении на соответствие содержащихся в нем сведений установленным законодательством требованиям не соответствует действительности, а сведения о количестве видов экономической деятельности, являются недостоверными.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании и приложенные к нему документы полностью соответствуют требованиям ст. ст. 9, 12, 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 1 ст. 13 указанного Закона государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Положения ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридического лица повторное указание в пункте 19 на странице 09 листа «М» заявителем в качестве вида экономической деятельности - деятельность агентов по оптовой торговле безалкогольными напитками, код ОКВЭД 51.17.21.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 Федерального закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины. Представленная Белоноговой В.А. расписка объективно подтверждает то обстоятельство, что заявителем были выполнены требования законодательства о регистрации юридических лиц.

В заявлении о государственной регистрации, представленном Белоноговой В.А. указано количество видов деятельности - 19, и дана расшифровка указанных 19 видов деятельности.

По мнению регистрирующего органа, именно данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства.

То обстоятельство, что заявитель дважды указал один и тот же вид деятельности и соответствующий указанному виду деятельности код ОКВЭД - 51.17.21, не свидетельствует о представлении недостоверных сведений, исключающих возможность регистрации юридического лица.

Материалами дела подтверждают, что все, необходимые для регистрации документы были представлены в регистрирующий орган и имелись в распоряжении регистрирующего органа на дату принятия оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 23 Закона о государственной регистрации в редакции, действующей на момент подачи заявления, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении спора подлежат применению положения ст. 9 Закона о государственной регистрации, регулирующего порядок представления документов для государственной регистрации.

В силу пункта 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом. В соответствии с подпунктом 4.1. пункта 4 статьи 9 закона, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, в полномочия регистрирующего органа, исходя из заявительного характера регистрационных действий, не входит проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах.

Доказательств, свидетельствующих о том, что для государственной регистрации ООО «Водовозов», не были представлены все необходимые документы, в материалах дела отсутствуют.

Обжалуемый отказ в регистрации противоречит статье 23 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.Закона о государственной регистрации.

Довод инспекции в той части, что она не имела возможности принять соответствующее решение о государственной регистрации юридического лица и внести соответствующие сведения о юридическом лице в реестр, опровергается собранными по делу доказательствами.

Так, сама инспекция в апелляционной жалобе указывает на то, что уполномоченный регистрирующий орган обязан оценить представленные заявителем документы, не ограничиваться установлением формальных условий применения той или иной нормы.

К заявлению по форме Р 11001 (страницы 03), представленном в Инспекцию для регистрации юридического лица, был приложен лист «М», содержащий информацию о видах деятельности юридического лица, из чего следует, что у Инспекции была возможность внести в государственный реестр все, предусмотренные статьей 5 Закона о государственной регистрации, сведения, в том числе и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пп. "п" п. 1 ст. 5).

Указание дважды одного и того же вида является технической опиской заявителя и не свидетельствует об отсутствии в заявлении кодов ОКВЭД.

Таким образом, виды экономической деятельности были определены заявителем в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст.

Законодательного запрета на возможность использования указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) кодов видов экономической деятельности при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании не установлено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в регистрирующий орган был представлен полный комплект документов, необходимый и предусмотренный Законом для государственной регистрации общества, и оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.

Неправомерный отказ в государственной регистрации общества нарушает право Заявителя на учреждение общества, предусмотренное Федеральным законом от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно ч. 1 ст. 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положений п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, так как регистрацию юридического лица - ООО «Водовозов» осуществлена на основании повторно поданного заявления, по результатам рассмотрения которого регистрирующим органом 18 ноября 2011 г. принято решение о государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - ООО «Водовозов».

Признание незаконным отказа в государственной регистрации влечет обязанность регистрирующего органа возвратить заявителю уплаченную за государственную регистрацию государственную пошлину.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица при его создании не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права.

Судом неправильно применены нормы материального права, и его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение и принимает по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Белоноговой В.А. требования.

Апелляционная жалоба Белоноговой В.А. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2012 года по делу N А57-23572/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным отказ инспекции Федеральной налоговой службы по октябрьскому району г. Саратова в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Водовозов» от 08 ноября 2011 года.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Л.Б.Александрова
Судьи
Т.С.Борисова
И.И.Жевак

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-23572/11
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 марта 2012

Поиск в тексте