ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2012 года Дело N А32-35469/2010

15АП-2105/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шимбаревой Н.В. судей Николаева Д.В., Стрекачева А.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирдеевым А.А.

при участии: от МИФНС России N8 по Краснодарскому краю представитель Маркарян А.А. по доверенности от 10.01.2012 г.; от ОАО «Международный аэропорт Сочи» представитель Попов Н.В. по доверенности от 19.10.2011 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23.12.2011 по делу N А32-35469/2010 по заявлению ОАО «Международный аэропорт Сочи» к МИФНС России N8 по Краснодарскому краю, УФНС России по Краснодарскому краю о признании недействительным решения принятое в составе судьи Гонзус И.П.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Международный аэропорт Сочи» (далее - общество) обратилось в суд с требованиями к Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) и Управлению ФНС России по Краснодарскому краю (далее - управление):

о признании недействительным решения инспекции от 18.03.10 N15-15/4370 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении НДС за 4 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб.,

обязании инспекцию принять решение о возмещении НДС за 4 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб.,

о признании недействительным решения инспекции от 18.03.10 N15-15/4370 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 2608775,4 руб.,

обязании инспекцию принять решение о возмещении НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 2608775,4 руб.

В порядке ст. 49 АПК РФ ОАО «Международный аэропорт Сочи» заявило отказ от требований в части отказа в возмещении НДС за 4 квартал 2009 г. в сумме 2608775,4 руб. по пункту 4 статьи 170 НК РФ и обязании принять решение о возмещении данной суммы.

Решением суда от 23.12.2011 г. принят отказ от требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 18.03.10 N15-15/4370 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 2608775,4 руб. и обязании принять решение о возмещении НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 2608775,4 руб. Производство по делу в части отказа от требований прекращено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 18.03.10 N15-15/4370 об отказе в привлечении ОАО «Международный аэропорт Сочи» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении НДС за 4 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной ОАО «Международный аэропорт Сочи» льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5 082 030 руб. Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обязали устранить допущенное нарушение прав заявителя ОАО «Международный аэропорт Сочи».

МИФНС России N8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить в части.

Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно установил наличие льготы согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Инспекция просит отменить решение в части удовлетворения требований общества, ОАО «Международный аэропорт Сочи» не заявлено возражений, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.

Согласно п.6 ст.268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

На основании ст. 18 АПК РФ, распоряжения председателя коллегии, произведена замена судьи Герасименко А.Н. на судью Стрекачева А.Н. После замены состава суда рассмотрение жалобы начато сначала.

В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.

ОАО «Международный аэропорт Сочи» пояснило, что оспаривает решение инспекции в части льготы согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что в рамках дела N А32-33601/10 ОАО «Международный аэропорт Сочи» обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России 8 по Краснодарскому краю, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании недействительным решений налоговых органов от 24.09.2010 года N 16-12-1074, частично недействительным решения от 11.09.2009 года N 15-15/2839, решения от 15.12.2009 года N 15-15/3153, решения от 18.03.2010 года N 15-15/3594, решения от 30.07.2010 года N 15-15/4370 и обязании возместить НДС.

Определением суда от 08.12.2010 г. выделены в отдельные производства:

- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 11.09.2009 N 15-15/2839 в части отказа в возмещении НДС за 1 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 2 379 015,54 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 1 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 293570,52 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 1 кв. 2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 2 379 015,54 руб., о возмещении НДС за 1 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 293570,52 руб.;

- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 N 15-15/3153 в части отказа в возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 3 669 027,28 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 3 669 027,28 руб., о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.;

- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 18.03.2010 N 15-15/3594 в части отказа в возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 9 183 972 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 469579,58 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 9 183 972 руб., о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 469579,58 руб.;

- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 30.07.2010 N 15-15/4370 в части отказа в возмещении НДС за 4 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного Обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 2 608 775,40 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 4 кв. 2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб., о возмещении НДС за 4 кв. 2009 г.

При этом, в рамках дела N А32-35469/2010 заявлены требования лишь к Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю.

Суд апелляционной инстанции полагает, что Управление ФНС России по Краснодарскому в данном деле указано в качестве ответчика вследствие технической ошибки.

Как следует из материалов дела, ОАО «Международный аэропорт Сочи» 04.03.10 г. представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, вынесен акт камеральной налоговой проверки N15-21/18997 от 21.06.10 г.

При участии представителя общества заместителем начальника инспекции 30.07.2010 г. рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки года, по итогам рассмотрения были вынесены решения:

1. решение N 15-15/65 от 30.07.10 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в сумме 102442665 руб. (вручено представителю налогоплательщика 5.08.10 по доверенности N 1 от 12.01.2010 г.)

2. решение N 15-15/73 от 30.07.10 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 8 539 805 руб. (вручено представителю налогоплательщика 5.08.10 по доверенности N 1 от 12.01.10)

3. решение N 15-15/4370 от 30.07.10 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, отказе в возмещении НДС за 4 квартал 2009 г. - 8539805 руб. (вручено представителю налогоплательщика 5.08.2010 г. по доверенности N1 от 12.01.10)

ОАО «Международный аэропорт Сочи» обратилось с жалобой на решение инспекции N 15-15/4370 от 30.07.10 в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.

Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.10 N 16-12-1074 в удовлетворении жалобы отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.

Довод инспекции о нарушении срока на обращение в арбитражный суд отклоняется, в силу части 5 статьи 101.2 НК РФ общество не имело возможности обратиться в арбитражный суд ранее получения решения вышестоящего налогового органа.

Суд первой инстанции, применив положения ст. 198 АПК, правомерно рассмотрел заявление общества, поскольку только по результатам апелляционного обжалования общество приобрело право на обращение в суд.

Как видно из дела, инспекцией ОАО «Международный аэропорт Сочи» отказано в предоставлении освобождения от уплаты НДС по пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации по услугам на сумму 28 233 500,3 руб., на которую начислен НДС по ставке 18% в сумме 5 082 030 руб.

Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом, данной нормой Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

При решении вопроса об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов, применяется Приказ Минтранса России от 02.10.2000 N 110, предусматривающий Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание указанных судов.

Как следует из материалов дела, ОАО «Международный аэропорт Сочи» были оказаны следующие виды услуг: предоставлен автотранспорт для экипажа, бюллетень предполетной информации, осуществлена доставка пассажиров спецрейса, доставка пассажиров от/к ВС, доставка пассажиров по перрону, посадка и высадка пассажиров, осуществлялось коммерческое обслуживание, обслуживание в бизнес-зале, обслуживание пассажиров спецрейса, предоставлялся пассажирский трап литерный, производился расчет полета по маршруту, расчет потребного АвиаГСМ, составлялись флайт-планы.

По мнению налогового органа, указанные услуги не освобождаются от налогообложения НДС, в обоснование своей позиции инспекция ссылается на Письмо МНС РФ от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@.

Инспекция полагает, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется исключительно на услуги, за которые взимаются аэропортовые и аэронавигационные сборы, предусмотренные разд. II и III Перечня; данная позиция основывается на том, что услуги, указанные в разд. IV Перечня, не относятся к обслуживанию воздушных полетов.

Вместе с тем, инспекция не учитывает, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.

Согласно п. 1.1 раздела 1 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» все услуги, указанные в Приказе (в том числе, все услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание), указанные в разделе 4 Приложения 1 к Приказу) относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

Вывод о том, что услуги, указанные в разд. IV Перечня, также относятся к услугам по обслуживанию воздушных судов, подтверждается Письмами Минтранса России от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596 и от 09.10.2007 N 01-01-02/2675, где, в частности, сказано, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в разд. IV Приложения 1 к Приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110.

Позиция о том, что услуги, предусмотренные разд. IV Перечня, подлежат освобождению от обложения НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, также отражена в судебной практике (в частности, Постановление ФАС Московского округа от 23.12.2005 N КА-А40/12548-05, от 16.08.2006 N КА-А40/7197-06).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 07.06.2011 N 17072/10 поддержал вывод о том, что все услуги, указанные в Перечне, утвержденном приказом N 110, относятся к обслуживанию воздушных судов, поскольку представляют собой единый технологический комплекс услуг, направленных на осуществление воздушной перевозки, и не подлежат обложению НДС на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса..

Установлено, что ОАО «Международный аэропорт Сочи» были оказаны следующие виды услуг: автотранспорт для экипажа (п. 4.10 Перечня, Тариф за доставку экипажа); бюллетень предполетной информации (п. 3.1 Перечня, Сбор за взлет-посадку); доставка пассажиров спецрейса, обслуживание пассажиров спецрейса, обслуживание в бизнес-зале (п. 4.6 Перечня, Тарифы за специальное обслуживание пассажиров); доставка пассажиров от/к ВС, доставка пассажиров по перрону (п. 4.4.1 Перечня, Тариф устанавливается за предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна); посадка и высадка пассажиров, пассажирский трап литерный (п. 4.3, п. 4.3.2 Перечня, Тариф за посадку или высадку пассажиров); коммерческое обслуживание, (п. 4.1, 4.2 Перечня, Тариф за обслуживание пассажиров, Тариф за обработку грузов); расчет полета по маршруту, (п. 4.8.1 Перечня, Тариф за предоставление навигационных расчетов); расчет потребного АвиаГСМ, (п. 4.8.5 Перечня, Тариф за расчет потребного количества АвиаГСМ с учетом прогнозируемого ветра); составление флайт-планов. (п. 4.8.2 Перечня, Тариф за составление флайт-планов);

Таким образом, перечисленные выше услуги, оказанные аэропортом, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Инспекция не доказала, что спорные услуги не являлись услугами по обслуживанию воздушных судов.

Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2011 по делу N А32-35469/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.В.Шимбарева
Судьи
Д.В.Николаев
А.Н.Стрекачев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка