АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2012 года Дело N А51-537/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпачевым М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Раджапова Азамата Раимовича (ИНН 250362421712, ОГРН 311250318000031)

к администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - ООО «Соломон» о признании незаконным решения

при участии в заседании: от заявителя - Рык А.В. - представитель по доверенности от 14.02.12 нотариальная, сроком действия 3 года; от ответчика - Черенкова А.Е. - главный специалист по доверенности от 22.03.2012 N 12-289 сроком на 1 год, Казанцев А.А. - начальник управления архитектуры и градостроительства по доверенности от 04.04.2012 N 12-381; от третьего лица - Рык А.В. - представитель по доверенности 01.11.2011 N 008/2011 сроком 1 год, Бархударов В.Н. - представитель по доверенности от 15.11.2011 N 009/201 сроком 1 год

установил: индивидуальный предприниматель Раджапов Азамат Раимович (далее - предприниматель) обратился с заявлением к администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень (далее - администрация) о признании незаконным решения N16-953 от 19.10.2011 об отказе в предварительном согласовании и предоставлении земельного участка общей площадью 0,3га (3000 кв.м.), расположенного примерно в 55 м по улице Гагарина в г.Большой Камень, об обязании оформить и выдать акт выбора земельного участка для выбора земельного участка под строительство автостоянки площадью 3000 кв.м (с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации).

Предприниматель требования поддержал, указав на то, что отказ администрации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создаются препятствия в получении земельного участка под строительство автостоянки. Полагает, оспариваемый отказ администрации не соответствующим статье 31 Земельного кодекса РФ, поскольку предприниматель обратился с заявлением с соблюдением требований статьи 31 Земельного кодекса РФ.

Заявитель не согласен с доводом администрации, положенным в основу отказа в предоставлении в аренду земельного участка, о том, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрено строительство многоквартирного дома. Полагает, что для целей строительства многоквартирного дома администрация должна была зарезервировать земельный участок в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса РФ и соблюсти порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд, предусмотренный постановлением Правительства N561 от 22.07.2008. В рассматриваемом случае, как указывает заявитель, спорный земельный участок не зарезервирован для целей строительства многоквартирного дома, в связи с чем не исключен из оборота и свободен от прав третьих лиц.

Заявитель также указал на то, что в отношении спорного земельного участка получено разрешение на условно-разрешенный вид использования - размещение автостоянки на 100 единиц транспорта, в связи с чем, полагает, решение администрации незаконным.

Ответчик возражает против заявленных требований, указал на то, что предприниматель не обращался в администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, а обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство, в связи с чем, полагает необоснованным вывод заявителя о том, что ему было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Ответчик указал на то, что в заявлении предпринимателя отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка, расчетов к заявлению не прилагалось.

Кроме того, ответчик пояснил, что в настоящее время спорный земельный участок используется на праве аренды ООО «Соломон» на основании договора аренды от 06.07.2009 N48/09. Данный договор аренды признан решением Арбитражного суда Приморского края от 12.03.2012 по делу NА51-1764/2012 возобновленным на неопределенный срок.

Администрация считает, что указанные заявителем цели использования участка противоречат документации по планировке территории. Ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж2-В. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденными решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 10.01.2010 N 420, строительство крытой автостоянки не относится к основным видам разрешенного использования земельный участок и объектов капитального строительства в зоне Ж2-В.

При этом в настоящее время утвержден проект границ земельного участка под строительство многоквартирного дома, который накладывается на земельный участок, испрашиваемый заявителем. Строительство многоквартирного дома, как указывает ответчик, будет осуществляться в соответствии с проектом планировки N5, разработанного в 1982 году, после проведения аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка.

Третье лицо - ООО «Соломон», полагает, что в случае удовлетворения требований предпринимателя, его законные интересы не будут нарушены.

Из материалов дела судом установлено, что Раджапов Азамат Раимович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.06.2011 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю, о чём выдано свидетельство серии 25 N 003341934 и внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 311250318000031.

22.09.2011 года предприниматель обратился в администрацию с заявлением (вх.N16-7134) о предоставлении сроком на 5 лет в аренду земельного участка, расположенного примерно в 55 метрах от дома N 16 по ул. Гагарина, под строительство крытой автостоянки, общей площадью 0.3 га (3000 кв. м.). В заявлении предприниматель просил провести информирование население и публичные слушания по вопросу предоставления земельного участка.

19.10.2011 администрация письмом N16-953 отказала предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно проекта планировки микрорайона N 5 на территории предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома

Не согласившись с отказом администрации, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону и нарушает права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо наличие двух указанных признаков в совокупности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном ЗК РФ.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и состоит из выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

После обращения с названным заявлением орган местного самоуправления по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 4 статьи 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Исходя из системного толкования норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что начальным этапом предоставления земельных участков под строительство является выбор земельного участка под строительство и места размещения объекта строительства с учетом градостроительного зонирования, иных условий. При этом уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления распоряжаются землями, свободными от прав третьих лиц.

Как установлено судом из материалов дела, предприниматель обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 55 метрах от дома N16 по ул.Гагарина в ЗАТО Большой Камень, под строительство крытой автостоянки, общей площадью 0,3 га.

Из представленного в материалы дела договора аренды N48/09 земельного участка от 06.07.2009 судом установлено, что земельный участок общей площадью 0,3 га, с кадастровым номером 25:36:0102001:1144, расположенный в 55 метрах от дома N16 по ул.Гагарина в ЗАТО Большой Камень, предоставлен администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень в аренду под размещение автомобильной стоянки вместимостью 100 единиц транспорта обществу с ограниченной ответственностью «Соломон».

Решением Арбитражного суд Приморского края от 12.03.2012 по делу NА51-1764/2012 данный договор аренды признан возобновленным на неопределенный срок, что не оспаривается третьим лицом - ООО «Соломон» и ответчиком.

Таким образом, на момент обращения предпринимателя с заявлением от 22.09.2011 и на момент принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под строительство, данный земельный участок не был свободен от прав третьих лиц.

Кроме того, из представленного в материалы дела заявителем постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 23.04.2008 N582, судом установлено, что ООО «Соломон» был согласован условно-разрешенный вид использования земельного участка - размещение автомобильной стоянки на 100 единиц транспорта.

Из представленной в материалы дела карты территориального планирования (Приложение N1 к Правилам землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень) судом установлено, что испрашиваемый заявителем участок располагается в территориальной зоне Ж2-В- зона застройки многоквартирных домов.

Решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14.01.2010 N 420 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Правила).

В силу пункта 12 статьи 38 Правил, зона застройки жилыми домами Ж2-В выделена для обеспечения правовых условий застройки жилых микрорайонов многоквартирными жилыми домами до 9 этажей. Строительство крытой автостоянки не отнесено к основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж2-В. Стоянки постоянного хранения автомобильного транспорта отнесены к условно разрешенным видам использования.

Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Пунктом 4 данной статьи определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.

На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Такие публичные слушания в отношении испрашиваемого заявителем в аренду земельного участка, расположенного примерно в 55 метрах от дома N16 по ул.Гагарина в ЗАТО Большой Камень, для целей строительства крытой автостоянки, не проводились.

Первичное предоставление земельного участка ООО «Соломон» на основании постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 23.04.2008 N582 под условно разрешенный вид использования - автомобильная стояка, не связанного со строительством, не может служить основанием для предоставления того же земельного участка для целей строительства крытой автостоянки.

Кроме того, постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 23.04.2008 N582 о предоставлении ООО «Соломон» условно разрешенного вида использования земельного участка - размещение автомобильной стоянки принято до принятия Правил землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, которые утверждены 14.01.2010.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует виду разрешенного использования территориальной зоны, утвержденной Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень.

Как следует из текста оспариваемого решения, основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка под строительство крытой автостояки в городском округе ЗАТО Большой Камень в 55 метрах от жилого дома N16 по ул.Гагарина, явился тот факт, что согласно проекта планировки микрорайона N5 на данной территории предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома.

Из представленной в материалы дела пояснительной записки к градостроительной документации, подписанной начальником управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, судом установлено, что проект планировки микрорайона N5 разработан в 1983 году заказчиком- застройщиком заводом «Звезда».

Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 08.05.2008 N618 утвержден проект границ земельного участка N522, расположенного в ЗАТО Большой Камень в 43 метрах на юго-восток от жилого дома N19 по ул.Гагарина, с разрешенным использованием - строительство многоквартирного 9-этажного жилого дома.

Как следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 23.04.2008 N36/08-0542 данный земельный участок в размере 15700+-88 кв.м с разрешенным использованием под строительство многоквартирного 9-этажного жилого дома, поставлен на кадастровый учет за N 25:36:0102001:1086.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Как указано выше, земельный участок, сформированный в соответствии с постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 08.05.2008 N618, с разрешенным использованием - строительство многоквартирного 9-этажного жилого дома, поставлен на кадастровый учет, его границы определены, в связи с чем по смыслу положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным.

Из представленной в материалы дела выкопировки из проекта планировки микрорайона N5, выполненной начальником управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, судом установлено, что границы земельного участка, испрашиваемого заявителем (фактически это границы земельного участка, предоставленного ООО «Соломон) и границы земельного участка, сформированные под строительство многоквартирного жилого дома в соответствии с проектом планировки микрорайона N5, частично налагаются.