• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 марта 2012 года Дело N А65-26550/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием в судебном заседании:

представителя закрытого акционерного общества «Инвестиционно-строительная компания «Тандем» - Сабировой Ч.Н. (доверенность от 13.03.2011),

представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 февраля 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2011 года по делу NА65-26550/2011 (судья Хамитов З.Н.),

принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Инвестиционно-строительная компания «Тандем», г.Казань,

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Инвестиционно-строительная компания «Тандем» (ОГРН 1021602853711 ИНН 1655053372) (далее - ЗАО «ИСК «Тандем», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - административный орган) от 14.09.2011 N11-11-346/пн о назначении административного наказания в виде штрафам в размере 100000 руб. и прекращении производства по делу (т.1 л.д.2-4).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2011 года по делу NА65-26550/2011 заявление удовлетворено. Суд постановление административного органа от 14.09.2011 N11-11-346/пн о привлечении ЗАО «ИСК «Тандем» к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признал незаконным и отменил в виду малозначительности совершенного правонарушения, суд объявил устное замечание (т.1 л.д.141-145).

В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-9).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 04.05.2011 N11-11-258/пз на основании ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N317, Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N06-69/пз-н, Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.01.2007 N07-108/пз-н, административным органом проведена плановая выездная проверка деятельности ЗАО «ИСК «Тандем» по соблюдению требований законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также на соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований к раскрытию информации о деятельности организации за период с 21.06.2005 по дату начала проверки.

В ходе проверки выявлены нарушения ЗАО «ИСК «Тандем» требований законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

1. В нарушение требований п. 3.4.5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N27 (далее- Положение о ведений реестра) держатель реестра при ведении журнала учета входящих документов из системы ведения реестра акционеров вносит не всю информацию, предусмотренную законодательством РФ.

Так, например, 04.04.2011 держателю реестра поступил запрос от номинального держателя ЗАО «Первый Специализированный Депозитарий» о предоставлении выписки из реестра акционеров Общества.

Как видно из представленных ЗАО «ИСК «Тандем» документов, 05.04.2011 держатель реестра выдал выписку из реестра (исх. N340/1).

Однако, информация о входящем номере поступившего запроса, дате и номере ответа на поступивший запрос в журнале учета входящих документов из системы ведения реестра отсутствует.

2. Держатель реестра выдавал выписки из реестра акционеров Общества, не соответствующие требованиям законодательства РФ.

Так, например, согласно представленным документам, 16.03.2011 в ЗАО «ИСК «Тандем» поступил запрос от номинального держателя ЗАО «Первый Специализированный Депозитарий» о предоставлении выписки из реестра акционеров Общества по состоянию на 04.03.2011.

Выписка из реестра на запрашиваемую дату держателем реестра была выдана 22.03.2011.

3. В нарушение требований п. 3.4.6, 5 Положения о ведении реестра держатель реестра в проверяемом периоде вносил в реестр записи об операциях, не предусмотренных законодательством РФ.

Так, например. 09.11.2010 держателем реестра в регистрационный журнал внесена запись (N122) о закрытии лицевого счета Юсупова Н.Н.

Последняя операция по лицевому счету Юсупова Н.Н. (списание акций с лицевого счета) произведена 09.11.2010.

По данному факту административным органом 31.08.2011 составлен в отношении ЗАО «ИСК «Тандем» протокол об административном правонарушении N 11-11-407/пр-ап (т.1 л.д.15-18).

14.09.2011 административным органом вынесено постановление N 11-11-346/пн о назначении ЗАО «ИСК «Тандем» административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. (т.1 л.д.9-13).

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административного органа от 14.09.2011 N 11-11-346/пн о назначении административного наказания незаконным.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, посчитав данное правонарушение малозначительным, правильно применил нормы материального права.

Согласно ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушения установленных правил ведения реестра владельцев ценных бумаг держателем реестра либо его должностными лицами, выразившиеся в незаконном отказе или уклонении от внесения записей в систему ведения реестра ценных бумаг, либо внесении в реестр недостоверных сведений, в нарушении сроков выдачи выписки из системы ведения реестра, в невыполнении или ненадлежащем выполнении иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

На основании п.3 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг утверждено Постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра).

В силу п. 3.4.5 Положения о ведении реестра, журнал учета входящих документов должен содержать следующие данные: порядковый номер записи; входящий номер документа (по системе учета регистратора); наименование документа; дата получения документа регистратором; сведения о лице, предоставившем документы, а именно: для юридического лица - наименование организации, предоставившей документы, дата и исходящий номер, присвоенный организацией, фамилия лица, подписавшего сопроводительное письмо; для физического лица (если указаны) - фамилия, имя, отчество, дата, почтовый адрес отправителя; дата отправки ответа (внесения записи в реестр) или направления отказа о внесении записи в реестр; исходящий номер ответа на документы; фамилия должностного лица, подписавшего ответ.

В соответствии с п. 5 Положения о ведении реестра регистратор обязан в том числе исполнять операции по лицевым счетам в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Положением.

Согласно п. 3.4.6 Положения о ведении реестра регистрационный журнал должен содержать следующие данные: порядковый номер записи; дата получения документов и их входящие номера; дата исполнения операции; тип операции, предусмотренный в разделе 7 настоящего Положения (за исключением операций, предусмотренных подпунктами 7.4.4 - 7.4.6 пункта 7.4 и пунктами 7.8, 7.9 настоящего Положения); номера лицевых счетов зарегистрированных лиц, являющихся сторонами в сделке; вид, количество, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг.

Операция по закрытию лицевого счета зарегистрированного лица не предусмотрена разделом 7 Положения о ведении реестра. Возможность проведения операции по закрытию лицевого счета в реестре акционеров появились в связи с вступлением в силу 19.11.2010 Приказа ФСФР России от 29.07.2010 N.10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг».

В соответствии с п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой инстанции правильно указал, что ЗАО «ИСК «Тандем» имело возможность надлежащим образом вести регистр внутреннего учета ценных бумаг.

В формальном смысле вина ЗАО «ИСК «Тандем» в совершении административного правонарушения установлена, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31.08.2011г. N11-11-407/пр-ап и другими материалами дела.

Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Суд находит, что довод Общества о том, что действующее законодательство не содержит запрета на выдачу регистратором информации из реестра владельцев ценных бумаг на запрашиваемую владельцем ценных бумаг дату, является ошибочным, поскольку п. 3 ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что выписка из системы ведения реестра выдается с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки. В тоже время выдача выписки из реестра акционеров 22.03.2011 по состоянию на 04.03.2011 не является правонарушением влекущим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Аналогичным образом суд первой инстанции правомерно признал, что факт отсутствия на выписке информации о входящем номере поступившего запроса, дате и номере ответа на поступивший запрос в журнале учета входящих документов не может создавать существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что внесение в регистрационный журнал записи о закрытии лицевого счета не противоречит действующему законодательству.

Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг устанавливает порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, обязательные для исполнения регистраторами и эмитентами. Пункт 5 Положения о ведении реестра устанавливает требования, согласно которым держатель реестра обязан исполнять операции по лицевым счетам в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно п. 3.4.6 Положения о ведении реестра в регистрационный журнал вносятся записи об операциях, предусмотренных разделом 7 Положения о ведении реестра. При этом, операция по закрытию лицевого счета зарегистрированного лица не предусмотрена разделом 7 Положения о ведении реестра. Возможность проведения операции по закрытию лицевого счета в реестре акционеров предусмотрена Приказом ФСФР России от 29.07.2010 N10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг», вступившим в силу лишь 19.11.2010.

В тоже время внесение указанной записи о закрытии лицевого счета не повлекло и не могло повлечь нарушение чьих-либо прав, в том числе акционеров, соответственно не может создать существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Суд первой инстанции, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного вреда интересам граждан, общества и государств, правомерно признал возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.

На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N116-0., от 05.11.2003 N 349-О.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Суд первой инстанции правильно указал, что составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.

Исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, с учетом того, что 07.04.2011 (до вынесения оспариваемого постановления) ведение реестра акционеров ЗАО «ИСК «Тандем» передано регистратору - ООО «Евроазиатский регистратор», то есть приняло меры направленные на предупреждение совершения новых правонарушений, а также тот факт, что ранее заявитель не привлекался к административной ответственности, выписка из реестра акционеров была предоставлена по запросу номинального держателя и содержала подлинную информацию о состоянии лицевого счета (в том числе на момент выдачи выписки), незначительный характер нарушений, которые не повлекли наступления тяжелых последствий для общества и государства, отсутствие жалоб со стороны акционеров профессионального участника рынка ценных бумаг, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, отсутствие причиненного ущерба акционерам и номинальному держателю ЗАО «ИСК «Тандем», суд первой инстанции сделал правильный вывод о возможности квалификации совершенного заявителем деяния в качестве малозначительного, и руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, правомерно признал возможным освободить общество от административной ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Суд исходит из разъяснения, содержащегося в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которого при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

В силу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2011 года по делу NА65-26550/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.Е.Кувшинов
Судьи
Е.Г.Филиппова
Е.Г.Попова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-26550/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 марта 2012

Поиск в тексте