• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 марта 2012 года Дело N А55-8038/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А., при участии в заседании:

от истца - не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика - Сафонова Л.В., представитель по доверенности от 15.11.2010 г.,

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья «Сокольи горы», г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2011г. по делу N А55-8038/2011 (судья Пономарева О.Н), по иску Товарищества собственников жилья «Сокольи горы» (ОГРН 1056313024305), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (ОГРН 1026301421068), г. Самара, третьи лица:

1. Федеральная служба по тарифам, г. Москва,

2. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, о взыскании 1 423 626 руб. 71 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Сокольи горы» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о взыскании с ООО «Газпром межрегионгаз Самара» неосновательного обогащения в сумме 1 423 626,71 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 27 236, 27 руб. и судебных издержек за период поставки газа с апреля 2008 года по декабрь 2010 года.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по тарифам, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы, заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, взаимоотношения сторон в спорный период обусловлены договорами поставки и транспортировки газа N 45-К-0307/08 от 28.11.2007 года, N 45-К-0307/09 от 28.11.2008 года, N 45-4-1465/09 от 28.02.2009 г. и 45-4-3662/10 от 11.12.2009 г., по условиям которых ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обязуется поставлять (реализовывать) Товариществу собственников жилья «Сокольи горы» газ природный на крышную отопительную котельную и оказывать снабженческо-сбытовые услуги, а истец обязуется принимать газ и оплачивать стоимость газа и оказанных услуг, в порядке, установленном указанными договорами.

В период с апреля 2008 года по февраль 2009 года поставка газа на котельную истца осуществлялась по договорам поставки и транспортировки газа N 45-К-0307/08 от 28.11.2007 г. и 45-К-0307/09 от 28.11.2008 г.

Согласно пункту 2.1. указанных договоров, поставленный газ произведён из сырья, добытого независимой организацией, не являющейся аффилированным лицом акционерных обществ «Газпром», «Якутскгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатскгазпром», «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».

Пунктами 5.1.1. - 5.1.4 указанных договоров поставщик и покупатель согласовали договорную цену на товар.

В период с марта 2009 года по декабрь 2010 года поставка газа на котельную истца осуществлялась по договорам поставки и транспортировки газа N 45-4-1465/09 от 28.02.2009 г. и 45-4-3662/10 от 11.12.2009 г.

Судом установлено, что согласно разделу 5 «Цена и порядок расчетов» указанных договоров при расчетах за поставленный газ и оказанные услуги между истцом и ответчиком применялись оптовые цены (тарифы), установленные соответствующими приказами Федеральной службы для «прочих» потребителей, а не установленные Правительством Самарской области для населения (физических лиц).

Посчитав, что со стороны ответчика имеется неосновательное обогащение в виде разницы между суммой, начисленной Обществом по тарифу установленному для прочих потребителей, и суммой, рассчитанной Товариществом по тарифу, установленному для населения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции не учел следующего.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.

В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8 Закона о газоснабжении).

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 ТСЖ «Сокольи горы» является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям- жильцам жилого дома по адресам: г. Самара, ул. Парижской коммуны , дома NN 19а и 21.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства ТСЖ «Сокольи горы» отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.

Судебной коллегией установлено, что ТСЖ «Сокольи горы» не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в лице товарищества собственников жилья вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод соответствует нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике (постановление ФАС ПО от 11.10.2011 по делу N А55-23397/2010).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что исходя из приведенного требования пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчет размера платы за приобретение ТСЖ «Сокольи горы» газа должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Судебная коллегия считает обоснованным довод ответчика о том, что истцом в расчет неосновательного обогащения неправомерно включена стоимость услуг по транспортировке газа в сумме 723 037, 81 руб. за период с апреля 2008 года по декабрь 2010 года, поскольку стоимость услуг по транспортировке газа в стоимость поставленного ответчику газа не входит.

При расчете неосновательного обогащения, судебной коллегией исключена из расчета неосновательного обогащения площадь нежилых помещений, расположенных в спорных домах, используемых для коммерческих целей, которая составляет 10, 88 % от общей площади домов. При этом, соотношение 89, 12 % и 10, 88% правомерно определено истцом из данных инвентарного дела «Ростехинвентаризация».

С учетом изложенного размер неосновательного обогащения за период с апреля 2008 года по декабрь 2010 года составляет 779 255, 41 руб. (874 388 руб. х 89, 12 %).

Ссылка ответчика, что газ, поставленный на котельную истца с апреля 2008 по февраль 2009, произведен из сырья, добытого независимой организацией, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Довод ответчика о том, что плата за газ должна рассчитываться исходя из условий вышеуказанных договоров (пункты 5.1.1. - 5.1.4 договоров) является необоснованным, поскольку исходя из толкования норм права п. 2 ст. 157 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п.1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в их взаимосвязи плата за газ для бытовых нужд населения, в том числе используемый для отопления жилища рассчитывается по тарифу, установленному органом государственной власти. В связи с чем, условия договоров в той части, в которой они предусматривают приобретение газа по коммерческим «нерегулируемым» ценам, но для бытовых нужд противоречат указанным нормам права.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права, и подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» в пользу Товарищества собственников жилья «Сокольи горы» неосновательного обогащения в размере 779 255, 41 руб.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2011г. по делу N А55-8038/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (ОГРН 1026301421068), г. Самара, в пользу Товарищества собственников жилья «Сокольи горы» (ОГРН 1056313024305), г. Самара, неосновательное обогащение в размере 779255 руб. 41 коп., а также судебные расходы по иску в размере 14908 руб. 41 коп. и по апелляционной жалобе в размере 1094 руб. 80 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Н.Ю.Пышкина
Судьи
Е.М.Балакирева
С.Ш.Романенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-8038/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 марта 2012

Поиск в тексте