ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 марта 2012 года Дело N А72-2698/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Балашевой В.Т.,

судей Карпова В.В., Туркина К.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой А.В.,

с участием:

от истца - представители Бильданова Т.А., доверенность от 23.01.2012, и Беляев В.П., доверенность от 12.01.2012,

от первого ответчика - представитель Губанова Е.Н., доверенность N 23 от 11.01.1012,

от второго ответчика - председатель ликвидационной комиссии Котельников О.А., постановление N 1527 от 11.11.2011,

в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2012 года апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, г. Димитровград, Ульяновская область, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 ноября 2011 года по делу N А72-2698/2011 (судья Степанов Ю.С.),

по иску Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства», г.Димитровград, Ульяновская область, ИНН 7302012020, ОГРН 1027300533149, к Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, г. Димитровград, Ульяновская область, ИНН 7310004921, ОГРН 1027300545832, к Отделу здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, г.Димитровград, Ульяновская область, ИНН 7302032481, ОГРН 1057302052180,

третьи лица: Министерство здравоохранения Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области, г. Ульяновск,

о взыскании 16 714 200 руб. 20 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - истец, больница) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (далее - первый ответчик, администрация) о взыскании 16 714 200 руб. 20 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных по муниципальному контракту N 3 от 26.03.2008.

Определением суда от 18.07.2011 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (далее - второй ответчик, отдел здравоохранения).

Определениями суда от 18.07.2011 и 16.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области (ТФОМС).

Определением от 18.07.2011 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с Отдела здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, а при отсутствии или недостаточности денежных средств с Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области за счет казны муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области задолженность за услуги, оказанные истцом по муниципальному контракту N 3 от 26.03.2008 в сумме 16 714 200 руб. 20 коп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.11.2011 исковые требования удовлетворены частично.

С Отдела здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, а при отсутствии денежных средств или их недостаточности с Муниципального образования «Мелекесский район» в лице Администрации муниципального образования «Мелекесский район» - главного распорядителя бюджетных средств в пользу Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства» взыскано 5 477 913 руб. - задолженность по муниципальному контракту N 3 от 26.03.2008, а также 34 923 руб. 32 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, первый ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.11.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В качестве оснований для отмены судебного акта заявитель жалобы сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.

В отзывах на апелляционную жалобу истец и третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Министерство здравоохранения Ульяновской области в представленном отзыве указало на обоснованность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании представители ответчиков поддержали апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, а представители истца просили оставить решение суда без изменения.

Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

26.03.2008 между отделом здравоохранения (заказчик) и больницей (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 3 (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию медицинских услуг населению муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 2008 года в рамках Территориальной программы государственных гарантий по нормативам объемов амбулаторно-поликлинической помощи (Приложение N 1) и по нормативам объемов стационарной помощи (Приложение N 2). Контракт заключен на основании протокола заседания единой комиссии N 002-02/2008 от 18.03.2008. (т.1 л.д.55-60).

Общая сумма по контракту составляет 6 547 913 руб. (п. 2.1. контракта).

Как предусмотрено п.п. 2.2. - 2.4. контракта, заказчик оплачивает оказанные услуги в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным и возмещает бюджетную составляющую тарифа медицинской услуги в размере 46% согласно Территориальной программе государственных гарантий на 2008 год; оплата за оказанные услуги производится за счет средств бюджета муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на 2008 год.

В пункте 9.1 стороны предусмотрели, что контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2008.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ) под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.

В части 2 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений указанного Федерального закона.

Спорный контракт по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг и регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 указанной статьи правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к договорам оказания медицинских услуг.

В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно части 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в течение 2008 года истец по контракту фактически оказал населению муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области медицинские услуги в рамках Территориальной программы государственных гарантий по нормативам объемов амбулаторно-поликлинической помощи и по нормативам объемов стационарной помощи, что подтверждается справкой о выполнении объемов медицинской помощи, оказанной жителям Мелекесского района за 2008 год, счетами, счет-фактурами (т.1 л.д.73-160), реестрами оказанных медицинских услуг населению муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в 2008 году (т.2 л.д.39-188, т.3 л.д.1-180, т.4 л.д.1-202, т.5 л.д.1-165, т.6 л.д.1-188, т.7 л.д.1-201, т.8 л.д.1-194, т.9 л.д.1- 205), т.10 л.д.1-228, т. 11 л.д.1-188, т.12 л.д.1-199, т.13 л.д.1-166, т.14 л.д.1-193, т.15 л.д.1-197).

Истцом в материалы дела представлены также медицинские карты больных, подтверждающие оказание медицинской помощи в рамках исполнения контракта.

Как следует из материалов дела, отказанные услуги были оплачены частично в размере 1 070 000 руб.

Претензия истца о возмещении произведенных расходов на сумму 16 714 200 руб. 20 коп. (т.1 л.д.65-68) оставлена без ответа.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (абзац 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) учреждений»).

В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление) ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

В абзаце 8 пункта 4 Постановления разъяснено, что взыскание задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

В качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование соответственно (пункта 7 Постановления).

Как следует из материалов дела, собственником имущества Отдела здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области является Муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновской области.

Согласно Уставу муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, п. 1.1. Положения об Отделе здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области учредителем Отдела здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области является Администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, органы местного самоуправления Мелекесского района от имени Мелекесского района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений, в том числе Отдела здравоохранения и фармации администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в соответствии с названными нормами права и обстоятельствами дела, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования частично, исходя из твердой цены контракта и произведенных платежей.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии актов оказанных услуг, были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.

Ссылки заявителя жалобы на то, что истец принимал отдельных граждан без направления участкового врача, на отсутствие в медицинских картах онкобольных необходимых исследований и анализов, на то, что истцом предъявлены к взысканию услуги, не предусмотренные контрактом, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Неполнота оформления медицинских документов не является основанием для отказа от оплаты фактически оказанных услуг, исполнение которых подтверждено представленными в материалы дела реестрами, записями в медицинских картах больных.

Согласно п. 3.1.1. контракта исполнитель обязан оказывать гражданам, проживающим на территории муниципального образования «Мелекесский район» первичную медико-санитарную и амбулаторную специализированную медицинскую помощь, предусмотренную Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными медико-экономическими стандартами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 гражданам Российской Федерации предоставляются первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, а также по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан и проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Оказание медицинской помощи финансируется, в соответствии с разделом I вышеуказанной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой.

За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Территориальной программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из условий контракта и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286, профилактические осмотры, закодированные буквой латинского алфавита 2, подлежащие оплате из средств ОМС, и по которым заказчик обязан возмещать бюджетную составляющую тарифа медицинской услуги в размере 46% в соответствии с п. 2.3., поэтому спорные услуги обоснованно включены в реестр.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.08.2006. N1156-р «Об утверждении перечня организаций, подлежащих обслуживанию ФМБА России и перечня территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России», территория муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области не относится к территории, обслуживаемой истцом.

Оказание вышеуказанных медицинских услуг населению муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, заказчиком которых являлся Отдел здравоохранения.

Требования истца о взыскании услуг за иные осмотры, не подлежащие оплате из средств ОМС, а также услуги, не относящиеся к предмету контракта, в том числе: медицинское обследование Колодяжной О.В., содержание социальных коек для оказания квалифицированной медицинской помощи и уходу за детьми раннего возраста, оставлены судом без удовлетворения, вопреки утверждению заявителя жалобы.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.

На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с переименованием суд считает необходимым произвести замену истца на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства», г. Димитровград, Ульяновская область.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 48, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести замену истца Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства», г. Димитровград, Ульяновская область, на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства», г.Димитровград, Ульяновская область.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 ноября 2011 года по делу N А72-2698/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, г. Димитровград, Ульяновская область, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
В.Т.Балашева
Судьи
В.В.Карпов
К.К.Туркин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка