• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 марта 2012 года Дело N А55-15670/2011

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С., с участием:

от заявителя - извещен, не явился;

от Министерства имущественных отношений Самарской области - Жалнин С.Н., доверенность от 21 декабря 2011 г. N 470; от третьих лиц:

от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;

от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «МАКС», г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2011 г.

по делу N А55-15670/2011 (судья Стенина А.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МАКС» (ИНН 6319001112, ОГРН 1036300886896), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МАКС» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 19 мая 2011 г. N 12-1/0783/11-с, выразившегося в непредоставлении в собственность земельного участка площадью 10 886 кв.м., расположенного по адресу: Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха «Авиатор», и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ему проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в установленный законом срок.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда.

Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

В компетенцию заинтересованного лица не входят полномочия по распоряжению спорным лесным участком.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе указывает, что испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0801001:611. Согласно кадастровому паспорту земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. При этом в кадастровом паспорте отсутствуют какие-либо указания на отнесение земельного участка или его части к территории общего пользования.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. по делу N А55-15555/2008 признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, выразившиеся в изготовлении планов лесных участков от 18 июля 2008 г. NN 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21 июля 2008 г. NN 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795, как не соответствующие положениям Лесного кодекса Российской Федерации. При этом суд обязал Департамент лесного хозяйства Самарской области исключить из государственного лесного реестра записи NN 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07, в том числе и на участок Самарского лесничества, квартал N 76, где расположен испрашиваемый земельный участок.

Вышеуказанный судебный акт является обязательным для исполнения Министерством природопользования Самарской области, который является правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области.

Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении спорного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда.

Спорный земельный участок, входящий в состав Самарского лесничества, согласно данным государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов, что позволяет отнести данный лесной участок в соответствии с ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к категории «городские леса».

Расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.

Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не содержит запрет на приватизацию земельных участков, занятых городскими лесами.

Доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, суду не представлено. Отнесение его к городским лесам не является основанием для запрета в его приватизации.

На спорном земельном участке располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности заявителю, в связи с чем исключается принцип общедоступности спорного земельного участка.

Следовательно, заявитель обратился с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в уполномоченный орган.

Проект границ спорного земельного участка утвержден распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07 сентября 2010 г. N 930. Следовательно, в момент формирования испрашиваемого земельного участка его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением объектов.

Представитель заинтересованного лица считает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания литер А, площадью 268,60 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N 364484.

Указанное здание находится на земельном участке, площадью 10 866 кв.м., расположенном по адресу: Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха «Авиатор». Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 24 ноября 2010 г. с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0801001:611.

24 марта 2011 г. в порядке ст. 36 ЗК РФ заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о приобретении в собственность указанного выше земельного участка.

Письмом от 19 мая 2011 г. N 12-1/0783/11-с заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.

В обоснование оспариваемого отказа заинтересованное лицо сослалось на письмо Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 20 июля 2010 г. N 27-05-02/1843, согласно которому испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра, относится к землям лесного фонда, находится в границах квартала N 76 Самарского лесничества, т.е. является лесным участком.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ч. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки может предоставляться лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования.

Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2011 г. по делу N А55-4337/2011 и от 23 марта 2011 г. по делу N А55-13209/2010.

В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Подпунктом 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом земельные участки в составе земель лесного фонда.

Нахождение испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Самарского лесничества, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30 декабря 2008 г. N 435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ», Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 149.

Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для передачи в собственность заявителя спорного земельного участка, который является лесным участком.

Арбитражный апелляционный суд признает несостоятельной ссылку заявителя на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. по делу N А55-15555/2008, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2011 г. по делу N А55-4337/2011 признан законным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО «Пески» в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база «Авиатор». Данный участок расположен в том же квартале Самарского лесничества, что и испрашиваемый по настоящему делу земельный участок.

При этом Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2012 г. N ВАС-82/12 отказано в передаче дела N А55-4337/2011 для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2011 г.

Необоснованной является и ссылка заявителя на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 10520/09 по делу N А55-11287/2008, поскольку по указанному делу ВАС РФ не рассматривалась ситуация о возможности приобретения в собственность лесных участков.

Положением о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. N 34, к полномочиям данного органа отнесено предоставление в аренду лесных участков, заключение соответствующих договоров аренды, в том числе проведение аукционов по продаже права на заключение таких договоров.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области не входит распоряжение спорным лесным участком.

Довод заявителя о том, что спорный земельный участок согласно кадастровому паспорту относится к землям населенных пунктов, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку сам по себе факт нахождения лесного участка в составе административных границ городского округа Самара не является достаточным основанием для возникновения права на распоряжение им у Министерства имущественных отношений Самарской области.

Кроме того, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.

Заявитель просит передать в собственность земельный участок площадью 10 866 кв.м., что значительно превышает размеры земельного участка, занятого объектом недвижимости.

В силу п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта.

Противоположное толкование ведет к тому, что, злоупотребляя положениями ст. 36 ЗК РФ, можно без аукциона приобрести в собственность участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации, исключительное право на приобретение участка, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами ст. 33 ЗК РФ.

Указанная правовая позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 21 января 2011 г. N ВАС-15489/2010, от 09 февраля 2011 г. N ВАС-16301/2010.

В рассматриваемом случае заявитель не доказал права отчуждения в собственность земельного участка в заявленном размере, поскольку не представил надлежащих доказательств в подтверждение соответствия испрашиваемой площади земельного участка установленным действующим законодательством нормам отвода земель для конкретного вида деятельности.

При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого отказа заинтересованного лица незаконным не имеется, а суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2011 г. по делу N А55-15670/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МАКС», г. Самара, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Т.С.Засыпкина
Судьи
В.В.Кузнецов
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-15670/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 марта 2012

Поиск в тексте