• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 года Дело N А53-27874/2011

15АП-2338/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соловьевой М.В. судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.

при участии: от заявителя: представитель не явился, от заинтересованного лица: Кикичева Я.В. по доверенности от 19.12.2011г. N 143,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого страхового акционерного общества «Россия»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2012 по делу N А53-27874/2011 принятого в составе судьи Лебедевой Ю.В. по заявлению открытого страхового акционерного общества «Россия» к заинтересованному лицу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13.12.2011г. N 1130/05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

открытое страховое акционерное общество "Россия" (далее - ОСАО «Россия», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по РО, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13.12.2011г. N 1130/05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что ОСАО «Россия» было отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с чем, действия общества не могли быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, размер недостоверной страховой премии был указан в заявке сотрудником общества по ошибке.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2012г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях ОСАО «Россия» состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Открытое страховое акционерное общество «Россия» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объеме , поскольку согласно представленной ОСАО «Россия» конкурсной документации, размер страховой премии по лоту 1 составил 245 115,61 руб. и был получен в результате ошибочных расчетов, осуществленных сотрудником общества. В результате нарушения требований, предъявляемых к конкурсной документации, ОСАО «Россия» было отказано в допуске к участию в конкурсе, а следовательно действия общества не могли быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии заявителя на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель УФАС по РО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области провел открытый конкурс N0158200000811000018 на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для собственных нужд (лот N 1).

Согласно протоколу вскрытия конвертов N 0158200000811000018-1 от 06.07.2011 заявки на участие в данном кон курсе по лоту N 1 подали семь страховых компаний, в том числе ОСАО «Россия».

Конкурсной документацией установлены критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе «цена контракта».

Расчет страховой премии (цены контракта) для ОСАГО установлен действующим страховым законодательством: - Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»;

- Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 N 263 «Об утверждении правил ОСАГО».

В силу специфики расчета страховой премии (цены контракта) при ОСАГО всеми участниками размещения заказа применяются одинаковые тарифы и коэффициенты, в соответствии с Постановлением N 739, все участники размещения заказа располагают одинаковой информацией об объектах страхования (в соответствии с информацией, представленной Заказчиком в конкурсной документации) и как следствие - у всех участников размещения заказа цена контракта должна быть одинакова.

Конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии (цены контракта) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 739 от 08.12.2005.

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства N 739 и на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 247 354,76 руб. ОСАО «Россия» в заявке на участие в конкурсе предложило заниженную цену контракта 245 115,61 руб.

Занижение цены контракта произошло вследствие неправильного применения ОСАО«Россия» страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N739, а именно: - позиции 25 - 45 (3 квартал 2011) и позиция 25 (4 квартал 2011) Приложения к информационной карте «Перечень транспортных средств» - прицепы.

Страховая премия по транспортному средству - прицеп - в соответствии с пунктом 1 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 определяется по формуле: Т = ТБ* КТ* КС, где ТБ - базовый тариф КТ - коэффициент территории, КС -коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства.

Заказчиком на официальном сайте www. zakupki.gov.ru опубликованы разъяснения относительно категории прицепов (легковые или грузовые) - легковые.

ОСАО «Россия» при расчете страховой премии по указанным транспортным

средствам применило коэффициент КТ равный 0,8 (для грузовых), вместе с тем, как указанные транспортные средства относятся к легковым и применим коэффициент - 1,3.

ОСАО «Россия» так же применило к указанным транспортным средствам помимо указанных, так же коэффициент КО равный 1,7 - количество допущенных к управлению транспортным средством, что привело к занижению страховой премии.

По результатам рассмотрения дела N 1480/05 ОСАО «Россия» было признано нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции.

Предоставление ОСАО «Россия» недостоверных сведений в заявке на участие в конкурсе N 0158200000811000018 послужило основанием для составления протокола N 1130/05 от 15.11.2011 об административном правонарушении в отношении ОСАО «Россия».

ОСАО «Россия» было направлено приглашение на составление протокола об административном правонарушении от 27.10.2011 исх. N 13305/05.

Согласно письму Управления Государственной Фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному Федеральному округу от 02.11.2011 N 1119 указанное приглашение получено ОСАО «Россия» 1 ноября 2011.

15.11.2011 главным специалистом УФАС по РО в отношении ОСАО «Россия» составлен протокол об административном правонарушении N 1130/05. При составлении протокола N 1130/05 об административном правонарушении

присутствовал представитель ОСАО «Россия» по доверенности N 1740 от 29.09.2011 Ковалев Андрей Владимирович - директор филиала ОСАО «Россия» в г. Ростове-на-Дону.

13.12.2011 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного

законодательства, приняла решение о признании ОСАО «Россия», нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.12.2011 N 1130/05, в соответствии с которым ОСАО «Россия», признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

ОСАО «Россия», не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 13.12.2011 N 1130/05 обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании постановления незаконным.

Решением арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2012г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ОСАО «Россия» об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, правомерно и обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - ФЗ "Об ОСАГО") страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Таким образом, указанные правовые нормы не предусматривают возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии.

В соответствии с пунктом 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила ОСАГО), расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Как видно из материалов дела, конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 739 от 08.12.2005.

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства N 739 и на основании информации, представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 247 354, 76 рублей.

Вмененное обществу нарушение выразилось в том, что при расчете цены контракта (страховой премии) -ОСАО «Россия» применило коэффициент территории равный 0,8 (для грузовых) позиции 25-43 ( 3 квартал 2011г.) приложения к информационной карте «Перечень транспортных средств». Вместе с тем, указанные в конкурсной документации автотранспортные средства относятся к легковым и к ним применим коэффициент- 1,3.

Кроме того, общество применило к транспортным средствам коэффициент страховых тарифов равный 1,7 - количество допущенных к управлению транспортным средством (позиция 25 - 4 квартал 2011г.), что привело к занижению страховой премии по лоту N1 вместо 247 354,76 руб. сумма страховой премии составила 245 115,61 руб.

Статьей 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Однако ОСАО «Россия» не воспользовалось своим правом и не направило заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

В целях недопущения недобросовестной конкуренции ОСАО «Россия» при расчете страховой премии имело возможность, получив разъяснения по интересующим его вопросам, рассчитать страховую премию в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Таким образом, действия общества содержат в себе признаки недобросовестной конкуренции, за которую частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц - в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Процедура привлечения ОСАО «Россия» к административной ответственности соблюдена административным органом в полном объеме.

Довод заявителя жалобы о том, что судом не обоснованно, каким образом неправильный расчет страховой премии мог причинить убытки хозяйствующему субъекту при том, что ОСАО «Россия» не было допущено к участию в конкурсе, является несостоятельным. Из смысла положений закона о защите конкуренции следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. При этом фактическое наступление неблагоприятных последствий в результате совершения противоправных действий согласно положениям закона о защите конкуренции не является квалифицирующим признаком при определении "недобросовестной конкуренции".

Ссылка заявителя жалобы на то, что размер недостоверной страховой премии был указан в заявке сотрудником общества по ошибке, правомерно был отклонен судом первой инстанции поскольку сотрудник общества, при расчете страховой премии выступает в качестве представителя юридического лица, поэтому все осуществляемые им действия следует рассматривать как осуществляемые от имени общества. Неисполнение юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах судом правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2012г. по делу N А53-27874/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
М.В.Соловьева
Судьи
Н.Н.Иванова
О.А.Сулименко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-27874/2011
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 апреля 2012

Поиск в тексте