• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 мая 2012 года Дело N А53-25419/2011

15АП-4389/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ереминой О.А. судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца - представитель Пруцев С.В. по доверенности N 92 от 13.01.2011;

от ответчика - директор Стрекоз Н.И., приказ от 23.04.2010; представитель Братухина И.Д. по доверенности от 16.01.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Управляющая компания "Социальный Коммунальный Центр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2012 по делу N А53-25419/2011 по иску ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго"

к ответчику - ООО Управляющая компания "Социальный Коммунальный Центр"

при участии третьего лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области

о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами принятое в составе судьи Корецкого О.А.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей «Теплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском взыскании с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Социальный Коммунальный Центр» о взыскании задолженности в размере 4934882 руб. 97 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 137812 руб. 38 коп. (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 128-129, 141-145).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Региональная служба по тарифам Ростовской области (определение от 11.01.2012 - т. 1 л.д. 137-138).

Решением от 11.03.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 4934882 руб. 97 коп. задолженности, 137893 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решение мотивировано тем, что ответчиком не оплачена поставленная истцом тепловая энергия. В связи с отсутствием в жилых домах, находящихся в управлении ответчика общедомовых приборов учета, количество энергии определено по нормативам потребления, установленным постановлением мэра г. Таганрога и по тарифам, установленным постановлением Региональной службы по тарифам от 30.11.2011 N 23/12. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате задолженности, к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что расчет взысканной задолженности произведен неверно. Истцом взыскивается задолженность за тепловую энергию, поставленную в период с июля по сентябрь 2011 года в количестве 798,560 Гкал на сумму 1137573 руб. 80 коп. В указанный период ответчиком оплачено 2357137 руб. 58 коп., в связи с чем задолженность отсутствует. По мнению заявителя, при расчете взыскиваемой суммы применен завышенный на сумму налога на добавленную стоимость тариф на тепловую энергию.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.

Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изожженным в отзыве.

Представитель третьего лица - Региональной службы по тарифам

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 01.12.2010 между сторонами заключен договор теплоснабжения N 402 (т. 1 л.д. 11-18) с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий и протоколом разногласий к протоколу согласования (т. 1 л.д. 35-38), согласно которому ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей «Теплоэнерго» (поставщик) обязалось подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети ООО Управляющая компания «Социальный Коммунальный Центр» (потребитель) и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации с максимальным часовым отпуском в зависимости от технических возможностей котельных, пропускной способности трубопроводов, а потребитель обязался принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

В пункте 4.2 договора предусмотрено, что определение количества полученной потребителем тепловой энергии производится на основании показаний коммерческих приборов учета, установленных у потребителя в соответствии с пунктом 4.9 настоящего договора. В объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту, включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных тепловых сетях потребителя, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1), определяемые поставщиком расчетным способом (пункт 4.9).

В соответствии с пунктом 4.6 договора при наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии, либо выходе из строя прибора учета у потребителя, количество тепловой энергии, полученной потребителем, определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105). Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненные поставщиком, принимаются потребителем и отражаются в акте поставки тепловой энергии, который предоставляется потребителю в порядке и сроки, определенные настоящим договором (пункт 4.10).

Согласно пункту 5.4 договора оплата за потребленную тепловую энергию потребителем производится в следующем порядке: до 15 числа текущего месяца, следующего за отчетным оплачивается 60 % фактически потребленной тепловой энергии в предыдущем месяце; окончательный расчет за фактически принятую тепловую энергию производится до 25 числа месяца следующего за отчетным, путем акцепта платежного требования поставщика, предъявленного в банк потребителя до 7 числа месяца, следующего за отчетным.

По дополнительным соглашениям к договору сторонами согласованы графики планируемого отпуска тепловой энергии (т. 1 л.д. 19-34).

Во исполнение настоящего договора поставщик поставил в период июль-сентябрь 2011 года потребителю тепловую энергию на сумму 6092020 руб. 55 коп.

В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате поставленной энергии в полном объеме, ОАО «Теплоэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).

В данном случае потребителем энергии является управляющая организация, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников помещений дома.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».

Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В пункте 8 Правил предоставления услуг граждан установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Изложенная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии со статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.

Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (обще домовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов, учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 7 и 19 Правил оказания коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета, количество отпущенной тепловой энергии на отопление определяется исходя из норматива потребления, установленному органом местного самоуправления.

Определение количества тепловой энергии иным способом, не предусмотренным законом и Правилами, противоречит статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Правил оказания коммунальных услуг.

В данном случае в спорном договоре сторонами предусмотрен иной порядок определения количества тепловой энергии - по методическим указаниям на выработку тепловой энергии в соответствии с температурой наружного воздуха, что противоречит указанным выше нормам, данные условия договора являются ничтожными и не могут применяться при определении количества потребленной энергии и задолженности.

Многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО УК «Социальный Коммунальный Центр», общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы, в связи с чем истец произвел расчет количества потребленной энергии исходя из нормативов потребления. При расчете истец исходил из общеполезной площади многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, количества жителей, проживающих в этих домах, и использовал тариф на тепловую энергию для поставщика, утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области, постановлением от 10.11.2010 N 15/3 в размере 1207 руб. 23 коп. за Гкал без НДС или 1424 руб. 53 коп. с учетом НДС 18 %.

Нормативы потребления установлены администрацией г. Таганрога и составляют для отопления - 0,013 Гкал в месяц на 1 м куб. отапливаемой площади (из расчета оплаты в течение 12 месяцев в году); для ГВС - 3,19 (105 л/чел/сут.), 2,43 (80 л/чел/сут.), 0,045 -норматив на подогрев 1 м.куб.

Довод заявителя жалобы о том, что при определении суммы задолженности применен норматив, установленный неуполномоченным органом, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг определяются органами местного самоуправления.

При расчете задолженности применены норматив, утвержденные администрацией г. Таганрога.

Размер взыскиваемой задолженности за спорный период определен истцом с учетом оплаты в размере 1157137 руб. 58 коп.

В материалы дела представлены платежные поручения, свидетельствующие о перечислении потребителем в период с июля по октябрь 2011 года 3850000 рублей (т. 1 л.д. 90-107). Однако, с учетом указанного плательщиком назначения платежа в погашение задолженности, возникшей в спорный период, по платежным поручениям N 322 от 09.08.2011, N 330 от 11.08.2011, N 381 от 02.09.2011, N 389 от 06.09.2011, N 394 от 08.09.2011, N 397 от 09.09.2011, N 411 от 15.09.2011, N 468 от 18.10.2011 (т. 1 л.д. 99-105) перечислено 1150000 рублей. При этом задолженность уменьшена на большую сумму, что не нарушает права ответчика.

Ссылка заявителя жалобы на применение завышенного на сумму НДС тарифа, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.

В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

При расчетах между управляющей организацией и энергоснабжающей организацией (налогоплательщиком) подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС.

В данном случае для ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» тариф установлен Региональной службой по тарифам Ростовской области от 15.10.2009 N 12/6. В постановлении тариф установлен за 1 Гкал без НДС.

Поскольку истец является плательщиком НДС, тариф определен для истца без НДС, в данном случае правомерно включение в тариф, используемый для расчета количества потребленной тепловой энергии суммы налога.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги» указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. 2. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из отзыва третьего лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области следует, что при установлении тарифа для ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» НДС не учтен (т. 1 л.д. 147-149). Следовательно, применение тарифа увеличенного на сумму налога, в данном случае правомерно.

При таких условиях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, сумма задолженности определена с учетом частичной оплаты, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2012 по делу N А53-25419/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Еремина О.А.
Судьи
Кузнецов
С.А.Чотчаев
Б.Т.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-25419/2011
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 05 мая 2012

Поиск в тексте