• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 мая 2012 года Дело N А53-24666/2011

15АП-4203/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ереминой О.А. судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 17.12.2010;

от ответчика - представитель Репях Е.С. по доверенности от 28.12.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Таганрогский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2012 по делу N А53-24666/2011

по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение

к ответчику - ОАО "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании платы за пользование вагонами и процентов за пользование чужими денежными средствами принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Таганрогский морской торговый порт» о взыскании платы за пользование вагонами в размере 2796359 руб. 84 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 173604 руб. 54 коп.

Решением от 28.02.2012 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1990027 руб. 63 коп. основного долга и 121301 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Решение мотивировано тем, что ответчиком допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием вагонов на подъездные пути по причинам отсутствия складских емкостей и занятости фронтов выгрузки. Неблагоприятные погодные условия, вследствие которых введен запрет на движение судом по Таганрогскому каналу, а также тяжелые навигационные условия при отсутствии договоров на перегрузку грузов непосредственно на суда-танкеры прямым вариантом, не является обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку отсутствие достаточного объема для выгрузки мазута не может быть признано таким обстоятельством. Требование о взыскании платы за пользование вагонами с углем в период с 07 час. 30 мин. 22.02.2011 до 04 час. 00 мин. 28.02.2011 оставлено без удовлетворения, так как выгрузка вагонов портальными кранами при штормовом ветре со скоростью 15 метров в секунду и больше запрещена, что является обстоятельством непреодолимой силы. Ответчиком не представлено доказательств того, что вагоны, простаивавшие в ожидании разгрузки в период после окончания действия обстоятельств непреодолимой силы, не могли быть обработаны исключительно по причине имевших место ранее неблагоприятных погодных условий. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате пользования вагонами, к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом размера задолженности, подлежащей взысканию.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указан на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что задержка вагонов на станционных путях произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а именно неблагоприятных погодных условий, движение судов в Таганрогском канале было запрещено. Кроме того, в период со второй декады февраля по вторую декаду марта 2011 года отмечалась низкая температура воздуха, что увеличивало вязкость перевозимого мазута и время на его разгрузку. В период с февраля по июнь 2011 ода в порту сложились тяжелые навигационные условия. По мнению заявителя, указанные обстоятельства являются обстоятельствами непреодолимой силы, основания для взыскания платы отсутствуют.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал, представил контррасчет задолженности, составленный на основании памяток приемосдатчиков.

Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 10.02.2009 между сторонами заключен договор N 102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Таганрогский морской порт» при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 14-17), по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 2 к железнодорожному пути необщего пользования открытого акционерного общества «Приазовье» станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги, локомотивом перевозчика.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 и 11 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению круглосуточно. Уведомление о подаче вагонов передается за 2 часа до подачи вагонов маневровым диспетчером станции Таганрог сменному диспетчеру ОАО «Таганрогский морской порт» (владелец). Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 6 условных вагонов. Сдача и прием грузов и вагонов производится на местах выгрузки.

В пункте 12 договора предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологическое время на выполнение разгрузочных операций с грузовыми вагонами - 2 часа и вместимость вагонов у мест выгрузки топлива нефтяного (мазут) - 6 вагонов. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева после предоставления владельцем паспорта перевозимого груза, технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного технологического времени на разогрев и слив в теплый период года: для грузов 1, 2 группы вязкости - 3,0 часа; 3, 4 группы - 4,0 часа; в холодный период года: для грузов 1 группы вязкости - 4,0 часа, 2 группы вязкости - 6,0 часов, 3 группы вязкости - 8,0 часов, 4 группы вязкости -10,0 часов.

Согласно подпункту «б» пункта 15 договора владелец уплачивает ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Сборы и платы вносятся перевозчику через лицевой счет владельца за время нахождения вагонов на путях владельца, либо ожидания их подачи по вине владельца. Плата за пользование вагонами вносится также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Факт задержки оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата пользования вагонами по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 (пункт 16).

Во исполнение названного договора в декабре 2010 года, в период с февраля по март 2011 года и в июле 2011 года перевозчик оказывал услуги владельцу по перевозке грузов на станции Таганрог.

В связи с задержкой вагонов с грузом - мазут на станционных путях в связи с отсутствием складских емкостей, перевозчиком составлены акты общей формы актах общей формы N 52, 53, 671, 144, 145, 1635, 146, 147, 1703, 148, 1728, 17, 49/1, 603, 16, 48/1, 640, 14, 47, 644, 13, 46, 380, 151, 152, 1728, 142, 143, 1629, 15, 48, 558, 49, 12, 18, 44, 592, 46, 50, 51, 685, 54, 689, 149, 150, 1739, 33, 34, 35, 43, 28, 29, 30, 42, 41, 40, 39, 36, 37, 38, 31, 32, 24, 23, 22, 20, 21, 25, 26, 27, 105, 104, 103, 102, на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 001052, 001144, 001146, 001017, 001016, 001014, 001013, 010151, 010142, 010015, 001012, 001050, 010149, 000036, 000031, 000022, 000020, 000025, 000256, 000257, 000039, 000028, 000033 о начислении платы за пользовании е вагонами в общей сумме 957529 руб. 64 коп.

В связи с задержкой вагонов с углем на путях общего пользования станции Таганрог в связи с занятостью фронтов загрузки в период с февраля по март 2011 года перевозчиком составлены акты общей формы N 33, 34, 35, 43, 28, 29, 30, 42, 41, 40, 39, 36, 37, 38, 31, 32, 24, 23, 22, 20, 21, 25, 26, 27, 105, 104, 103, 102, на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов о начислении платы за пользование вагонами в сумме 742616 руб. 59 коп.

В связи с задержкой на промежуточной станции Хотунок по причине отсутствия складских емкостей и занятости фронтов разгрузки поезда N 2806 (31 вагон) и на станции Гниловская поезда N 2817 (26 вагонов) владельцу начислена плата за пользование вагонами в размере 501993 руб. 12 коп. и 420615 руб. 95 коп. соответственно.

Поскольку владелец отказался уплатить плату за пользование вагонами, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя от подписания документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, грузополучатель должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

В данном случае составленные перевозчиком акты общей формы со стороны ОАО «Таганрогский морской торговый порт» не подписаны. Отказ от подписания актов зафиксирован в соответствующих актах.

Согласно представленным в материалы дела актам общей формы N 52, 53, 671, 144, 145, 1635, 146, 147, 1703, 148, 1728, 17, 49/1, 603, 16, 48/1, 640, 14, 47, 644, 13, 46, 380, 151, 152, 1728, 142, 143, 1629, 15, 48, 558, 49, 12, 18, 44, 592, 46, 50, 51, 685, 54, 689, 149, 150, 1739, 33, 34, 35, 43, 28, 29, 30, 42, 41, 40, 39, 36, 37, 38, 31, 32, 24, 23, 22, 20, 21, 25, 26, 27, 105, 104, 103, 102 в связи с непринятием вагонов на подъездные пути по причинам отсутствия складских емкостей и занятости фронтов выгрузки произошла задержка вагонов с грузом мазут на станционных путях.

На основании актов общей формы перевозчиком составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 001052, 001144, 001146, 001017, 001016, 001014, 001013, 010151, 010142, 010015, 001012, 001050, 010149, 000036, 000031, 000022, 000020, 000025, 000256, 000257, 000039, 000028, 000033 о начислении платы за пользование вагонами в размере 957529 руб. 64 коп. (с НДС).

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в период с декабря 2010 года по март 2011 года имели место неблагоприятные погодные условия в Таганрогском заливе Азовского моря в виде штормового ветра, низкого уровня воды, тумана, в связи с чем движение судов по Таганрогскому подходному каналу в эти периоды было запрещено. В результате запрета на движение судов был невозможен вывоз мазута на экспорт.

Неблагоприятные погодные условия в виде штормового ветра, низкого уровня воды, тумана, подтверждены представленными ответчиком письмами администрации морского порта Таганрог от 22.12.2011 N 1352/009, от 15.02.2011 N 182/009, от 01.03.2011 N 246/009 (т. 2 л.д. 69-71), справами Таганрогской межрайонной Торгово-промышленной палаты (т. 2 л.д. 72-76).

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 3 названной статьи).

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

По смыслу указанной нормы обстоятельства непреодолимой силы, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, являющиеся основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами железной дороги, должны носить внешний характер по отношению к предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Воздействие таких явлений происходит извне, непредотвратимо и не зависит от воли людей.

Вместе с тем, мазут, находящийся в вагонах-цистернах планировался к выгрузке в резервуары комплекса по перегрузке мазута с последующей погрузкой на морские суда - танкеры для вывоза на экспорт. Договор по перегрузке мазута непосредственно на морские суда-танкеры прямым вариантом, без хранения в наземных резервуарах с ответчиком не заключался. Ответчик должен был выгрузить мазут в резервуары ОАО «ТМТП». Каким образом неблагоприятные погодные условия и запрет навигации препятствовали разгрузке вагонов в резервуары порта, заявитель жалобы не пояснил.

Задержка выгрузки вагонов произошла по причине отсутствия у ОАО «ТМТП» достаточного объема резервуаров для выгрузки мазута. Однако, недостаточный объем производственных мощностей ОАО «ТМТП» не может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы и не является основанием освобождения ОАО «ТМТП» от платы за пользование вагонами. В данном случае ответчик несет риски, вытекающие из своей предпринимательской деятельности, в связи с чем данный довод ответчика правомерно отклонен судом первой инстанции.

По актам общей формы N 33, 34, 35, 43, 28, 29, 30, 42, 41, 40, 39, 36, 37, 38, 31, 32, 24, 23, 22, 20, 21, 25, 26, 27, 105, 104, 103, 102 на станции Таганрог произошла задержка вагонов, прибывших в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» с углем, в связи с загрузкой фронтов выгрузки. От подписания актов общей формы представитель грузополучателя отказался, отказ от подписания актов отражен в соответствующих актах общей формы.

На основании актов общей формы перевозчиком составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 000036, 000031, 000022, 000020, 000025, 000256, 000257,000039, 000028, 000033 и начислена плата за пользование вагонами в размере 742616 руб. 59 коп. (с НДС).

В данной части требования истца удовлетворены судом первой инстанции частично в размере 109888 руб. 92 коп., в связи с тем, что в период с 07 час. 30 мин. 22.02.2011 по 04 час. 00 мин. 28.02.2011 на территории порта наблюдался штормовой ветер - более 15 м/с, что подтверждено названными выше справками администрации порта и Межрайонной торгово-промышленной палатой г. Таганрога. При таких погодных условиях эксплуатация портовых кранов запрещена.

Указанные обстоятельства правомерно признаны судом первой инстанции обстоятельствами непреодолимой силы, в связи с чем в данной части в удовлетворении требований за пользование вагонами в указанный период отказано. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы в иные периоды, за которые взыскивается плата за пользование вагонами с углем за задержку на станционных путях, не представлено.

На промежуточной станции Хотунок на основании приказа N 18 от 02.03.2011 задержан поезд N 2806, состоящий из 31 вагона, направляющихся в адрес ОАО «ТМТП». Задержка вагонов произошла вследствие невозможности приема их станцией Таганрог, в связи с занятостью станционных путей вагонами с грузами, прибывшими в адрес порта.

Факт задержки вагонов в период с 02.03.2011 по 13.03.2011 отражен в актах общей формы N 1/1135 и N 1/1134, на основании актов составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 0001134, плата за пользование вагонами составила 501993 руб. 12 коп.

На промежуточной станции Гниловская на основании распоряжения N нр9 от 01.03.2011 задержан поезд N 2817, состоящий из 26 вагонов, направляющихся в адрес ОАО «ТМТП». Задержка вагонов произошла вследствие невозможности приема их станцией Таганрог, в связи с занятостью станционных путей вагонами с грузами, прибывшими в адрес порта.

Факт задержки вагонов в период с 01.03.2011 по 12.03.2011 отражен в актах общей формы N 1/1083 и N 1/1082, на основании актов составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 0001082, плата за пользование вагонами составила 420615 руб. 95 коп.

Ссылка заявителя жалобы на то, что задержка указанных вагонов произошла в связи с тем, что в предыдущий период имелись обстоятельства непреодолимой силы, не признается судом апелляционной инстанции.

Как указано выше, недостаточный объем производственных мощностей ОАО «ТМТП» (резервуаров для выгрузки мазута) не может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы и не является основанием освобождения ОАО «ТМТП» от платы за пользование вагонами.

Ответчиком не представлено доказательств, что иные вагоны, простаивавшие в ожидании разгрузки, не могли быть обработаны истцом исключительно по причине имевших место ранее неблагоприятных погодных условий. Ответчиком не представлено доказательств принятия мер по разрешению сложившейся ситуации, предупреждению контрагентов о приостановке отгрузки груза.

Довод заявителя жалобы о том, что в условиях длительного воздействия низкой температуры воздуха повышалась вязкость перевозимого в вагонах-цистернах мазута марки М-100, что увеличивало время разгрузки данного груза, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.

В соответствии с пунктом 12 спорного договора установлено дополнительное технологическое время на разогрев и слив мазута в холодный период года, которое для грузов 4 группы вязкости составляет 10,0 часов. Расчет времени задержки вагонов-цистерн с мазутом произведен перевозчиком исходя из условий пункта 12 спорного договора.

Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 173604 руб. 54 коп.

Ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрена в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами произведен исходя из периодов просрочки оплаты и размера платы за пользование вагонами без учета налога на добавленную стоимость. Судом первой инстанции требование о взыскании процентов удовлетворено частично в размере 121301 руб. 18 коп. с учетом подлежащей взыскании суммы задолженности.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.

Ссылка заявителя жалобы на судебную практику, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как указанные заявителем судебные акты приняты по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Представленный в судебном заседании апелляционной инстанции контррасчет задолженности не принимается во внимание, поскольку данный документ суду первой инстанции не представлялся, возражения относительно методики определения заявленной к взысканию суммы ответчиком не заявлялись.

Кроме того, сумма задолженности определена в соответствии с актами общей формы согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2012 по делу N А53-24666/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Еремина О.А.
Судьи
Кузнецов
С.А.Чотчаев
Б.Т.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-24666/2011
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 05 мая 2012

Поиск в тексте