ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 мая 2012 года Дело N А44-6799/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Маховой Ю.В., судей Елагиной О.К. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 февраля 2012 года по делу N А44-6799/2011 (судья Кузема А.Н.),

у с т а н о в и л :

администрация Угловского городского поселения (ОГРН 1105302000770; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис» (ОГРН 1065321093771; далее - Предприятие) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 344 959 руб. 65 коп.

Решением суда от 21 февраля 2012 года с Предприятия в пользу Администрации взыскано 344 959 руб. 65 коп. неосновательного обогащения. В доход федерального бюджета с Предприятия взыскана государственная пошлина в размере 9899 руб. 19 коп.

Предприятие с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что на основании заключенного договора и статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Предприятие обязано было производить расчеты с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), однако ответчик не мог применить данную статью при определении налоговой базы. Указывает, что тарифы для населения установлены не в рамках государственного регулирования, следовательно, Предприятие не может воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 154 НК РФ, и обязано увеличивать налоговую базу на суммы полученной компенсации выпадающих доходов, поскольку получение данных денежных средств связано с мерами социальной поддержки в части оплаты реализованных коммунальных услуг населению в соответствии со статьей 162 НК РФ.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы, изложенные в ней, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Предприятие предоставляет услуги по снабжению тепловой энергией, водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области.

Между Администрацией и Предприятием 01.11.2008 заключен договор, в соответствии с которым Администрация приняла на себя обязательство компенсировать Предприятию выпадающие доходы в связи с установлением Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области тарифов на услуги по тепло - и водоснабжению, оказываемые Предприятием населению, проживающему на территории Угловского городского поселения.

Факт оказания ответчиком коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Угловского городского поселения в период с ноября по декабрь 2008 года, их объем подтверждаются расчетом, представленным истцом, и сторонами не оспариваются.

Платежными поручениями от 16.12.2008 N 524, 525, от 25.12.2008 N 529, 530 в счет исполнения обязательств по договору от 01.11.2008 Администрация перечислила на расчетный счет Предприятия денежные средства в общей сумме 2 262 080 руб.

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.

На основании статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (действовавшей в спорный период) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот Перечень включены услуги по теплоснабжению.

Органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), является Комитет по ценовой и тарифной политике области (пункт 1.1 положения о Комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 08.04.2008 N 123).

В соответствии с вышеназванными нормативными актами Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области принял постановление от 19.11.2007 N 29, которым установил тарифы (без учета НДС) на услуги по тепло- и водоснабжению, оказываемые Предприятием для всех групп потребителей, в том числе и на территории Окуловского района Новгородской области.

Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 26.11.2007 N 30 установлены тарифы (с НДС) на услуги по тепло- и водоснабжению, оказываемые Предприятием населению, в том числе и на территории Окуловского района Новгородской области.

В соответствии с первым и шестым абзацами пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Статьями 1, 11 Областного закона от 06.05.2008 N 293-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления поселений области государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги по тарифам для населения, установленным органами исполнительной власти области, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов области государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги по тарифам для населения, установленным органами исполнительной власти области за счет средств областного бюджета» (далее - Закон N 293-ОЗ) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги по тарифам для населения, установленным органами исполнительной власти области, на срок по 31.12.2008.

В силу статьи 6 названного Областного закона денежные средства, необходимые для осуществления передаваемых государственных полномочий органами местного самоуправления поселений, предусматриваются в областном бюджете в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций бюджетам муниципальных районов.

Методики расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление переданных государственных полномочий приведены в статьях 7-8 Закона N 293- ОЗ.

Поскольку при осуществлении платежей по договору от 01.11.2008 Администрация ошибочно принимала к расчету тариф, установленный постановлением от 19.11.2007 N 29 с учетом суммы НДС, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции.

Объекты налогообложения по НДС определены пунктом 1 статьи 146 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 154 и пункту 2 статьи 162 НК РФ (в редакции от 29.11.2007 N 284-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или/и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что компенсация выпадающих доходов выплачивалась Предприятию за счет субвенции, выделенной истцу из областного бюджета на эти цели.

Таким образом, на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении на стороне Предприятия неосновательного обогащения в сумме 344 959 руб. 65 коп., подлежащего взысканию в пользу Администрации.

Довод ответчика о необоснованном исключении из суммы платежей по договору НДС подлежит отклонению.

Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании с ответчика сумм неосновательного обогащения, составляющих НДС, суд первой инстанции правомерно исходил из положений пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 154, пункта 2 статьи 162 НК РФ, в соответствии с которыми суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и при определении налоговой базы не учитываются.

НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя. Таким образом, суммы субсидий, полученные из бюджета, не являются объектом налогообложения по НДС.

Факт превышения размера выпадающих доходов, подлежащих возмещению Предприятию, на сумму НДС, объективно установлен и подтвержден материалами дела, в связи с чем требования истца были правомерно удовлетворены.

С учетом того, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 февраля 2012 года по делу N А44-6799/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис» - без удовлетворени

     Председательствующий
Ю.В.Махова
Судьи
О.К.Елагина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка