• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 мая 2012 года Дело N А44-6296/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КАШИ» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 февраля 2012 года по делу N А44-6296/2011 (судья Ларина И.Г.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «КАШИ» (ОГРН 1025300800469; далее - Общество, ООО «КАШИ») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - Комитет) о признании незаконным приказа от 21.12.2011 N 3049 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 4604 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187 и о возложении обязанности на Комитет заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 137 481 руб. 20 коп. (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Решением суда от 14 февраля 2012 года в удовлетворении требований отказано. Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что им предоставлен в Комитет весь пакет документов, необходимых для рассмотрения его заявления и принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит административное нежилое здание, общей площадью 138,6 кв. м с кадастровым 53:23:9120000:0187:39805, о чем 25.10.1999 сделана запись регистрации N 53-01/00-02/1999-722.

ООО «КАШИ» 03.11.1999 зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 4604 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187 (свидетельство о государственной регистрации серии НО-А N 032948), на котором расположено указанное здание.

На основании статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» (далее Закон N 137-ФЗ) заявитель обратился 06.09.2011 в Комитет с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 53:23:91200000:187 на право собственности в льготном порядке, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта директора Общества, копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве регистрации юридического лица; копию приказа ООО «КАШИ» от 01.12.2008; копию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на земельный участок; копию выписки из ЕГРП на административное здание; копию кадастрового паспорта земельного участка; копию решения Кречевицкого поселкового Совета народных депутатов г . Новгорода от 24.06.1991 N 39, копию распоряжения администрации Великого Новгорода от 01.11.1999 N 4352рм; перечень строений и сооружений, расположенных на земельном участке.

Для установления отсутствия запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка ответчиком, в соответствии с постановлением администрации Новгородской области от 23.07.2002 N 153 направлены запросы в соответствующие организации, в том числе в Новгородский филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»).

Письмом от 21.10.2011 Новгородский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» сообщило, что на испрашиваемом земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание общей площадью 138,6 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:39805; нежилое здание общей площадью 166,2 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:39807; нежилое строение общей площадью 11,9 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:39811; нежилое строение общей площадью 39,7 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:39812; нежилая пристройка общей площадью 52,7 кв. м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:39812; сооружение площадью застройки 30,2 с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:74137; сооружение протяженностью 310,0 кв.м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:14081; сооружение протяженностью застройки 448,5 кв.м с кадастровым номером 53:23:9120000:0187:14082.

После установления факта нахождения на испрашиваемом земельном участке иных объектов недвижимости Комитет письмом от 11.11.2011 N 8935 предложил Обществу представить правоустанавливающие документы на указанные объекты.

ООО «КАШИ» письмом от 22.11.2011 выразило несогласие с необходимостью представления названных документов и представило сведения об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

В связи с непредъявлением заявителем правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке приказом комитета от 21.12.2011 N 3049 Обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка.

Полагая, что действия Комитета являются незаконными и нарушающими права заявителя, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 3 Областного закона от 29.04.2002 N 39-03 «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществляет администрация области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками.

Пунктами 1.1, 3.31 Положения о Комитете, утвержденного постановлением администрации области от 01.12.2008 N 430, определено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде является Комитет по управлению государственным имуществом области.

В силу пункта 1 статьи 36 названного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

На момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка (26.09.2011) действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов N 370).

В соответствии с пунктом 4 Перечня документов N 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются, в том числе выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Данный перечень документов действовал до 14 октября 2011 года (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов N 475).

В то же время, требования в отношении представления выписок о правах на объекты недвижимости сохранилось.

При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке в том числе, необходимо предоставлять выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1 Перечня документов N 475) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2 Перечня документов N 475).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На основании вышеприведенных норм, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя. При этом, законодательством предусмотрена определенная процедура предоставления земельных участков в собственность, в соответствии с которой на уполномоченный орган возлагается обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в собственность при условии выполнения соответствующих обязанностей лицом, имеющим намерение приобрести земельный участок в собственность.

Согласно материалам дела к заявлению о выкупе спорного земельного участка Общество приложило выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении 1 объекта недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в то время как фактически на участке находится 8 объектов недвижимости. В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка не указано, какие объекты на нем расположены.

В нарушение пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации Общество при обращении в Комитет с заявкой на выкуп не обосновало необходимость предоставления ему в собственность земельного участка площадью 4604 кв. м, который был сформирован для эксплуатации 8 объектов недвижимости.

На запрос ответчика о представлении правоустанавливающих документов на остальные объекты заявителем предъявлены уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения; правоустанавливающие документы на объекты не представлены.

Доказательств временного характера постройки спорных сооружений в материалах дела не имеется.

Отсутствие правоустанавливающих документов на все имеющиеся на участке объекты недвижимости создает неопределенность у уполномоченного органа в отношении прав третьих лиц на эти объекты и земельные участки, необходимые для их эксплуатации, с учетом действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество при обращении с заявлением не подтвердило документально основания для предоставления земельного участка в собственность заявителю.

Доказательства нарушения прав и законных интересов ООО «КАШИ» оспариваемым приказом в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что у Комитета не имелось оснований для принятия решения о предоставлении спорного участка в собственность заявителю.

Следует отметить, что Общество не лишено возможности обратиться в Комитет с новым заявлением о выкупе названного земельного участка с предоставлением всех необходимых документов.

Несоблюдение Комитетом установленного пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ срока совершения действий, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку несоблюдение указанного срока не является существенным и само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя, а доказательства, подтверждающие, что пропуск этого срока лишил ООО «КАШИ» возможности использовать спорный земельный участок, Обществом в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.

Ссылка подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции принципов состязательности процесса и равноправия сторон отклоняется апелляционной инстанцией как не нашедшая своего подтверждения.

Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя жалобы о том, что суд в своем решении необоснованно сослался на постановление администрации Новгородской области от 23.07.2002 N 153, на нормы которого ответчик не ссылался, поскольку в силу части 4 статьи 170 АПК РФ определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, а также имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств относится к компетенции арбитражного суда, рассматривающего дело.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 февраля 2012 года по делу N А44-6296/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КАШИ» - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Ю.Пестерева
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А44-6296/2011
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 мая 2012

Поиск в тексте