ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2012 года Дело N А57-15760/11

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Борисовой Т.С., Жевак И.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2012 года по делу NА57-15760/2011 (судья Лескина Т.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лавр» (ОГРН 1036405006153 ИНН 6450008515 г. Саратов) заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г. Саратов), комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1046405508918 ИНН 6455038129 г. Саратов), комитет по управлению имуществом Саратовской области (ОГРН 1026402196622 ИНН 6450000788 г.Саратов) комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405012346 ИНН 6450067310 г.Саратов) о признании незаконным бездействия, при участии в судебном заседании:

от администрации муниципального образования «Город Саратов» - Чеконов Е.Ф. доверенность N01-03/19 от 07.03.2012г.,

от комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - Захарова В.В. доверенность N02-08/05-12531 от 19.08.2011г., в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Лавр», комитета по управлению имуществом Саратовской области, комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Решением арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2012 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация), выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лавр» (далее - ООО «Лавр», общество) в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, площадью 5889 кв.м., с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92. Суд обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по заявлению общества о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, площадью 5889 кв.м., с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92. С Администрации в пользу общества взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Администрация не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Согласно представленного отзыва ООО «Лавр» считает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции оставить в силе.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей ООО «Лавр», комитета по управлению имуществом Саратовской области, комитета по архитектуре и градостроительству Администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации N180-112 от 18.04.1994г. между Администрацией и Индивидуальной частной фирмой Дементьева А.В. «Лавр» был заключен договор аренды земельного участка N453 от 02.06.1994г., кадастровый номер 64:48:030219:0092, площадь 5889 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, 6-ой Соколовогорский проезд, б/н, сроком на 15 лет, занимаемый платной автостоянкой.

Индивидуальная частная фирма Дементьева А.В. «Лавр» была реорганизована в общество с ограниченной ответственностью «Лавр» (далее - ООО «Лавр», общество), в результате чего общество стало правопреемником ИЧФ Дементьева А.В. «Лавр», что подтверждается свидетельством N2158 о государственной регистрации, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N89138 от 05.09.2011г.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 22.09.2006г., 01.02.2007г., выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N17/021/2011-018 от 18.03.2011г., N17/021/2011-017 от 18.03.2011г., N17/141/2011-181 от 18.03.2011г. обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- здание - продовольственный магазин площадью 78,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д.14, литер В,

- здание - магазин автозапчастей, площадью 43,2 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д.14, литер Б,

- здание административно-управленческого назначения площадью 307,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д.14, литер А.

Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92, с разрешенным видом использования для размещения гаражей и автостоянок, находящемся в государственной собственности, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке N6448/201/10-13510 от 06.09.2010г.

14.08.2009г. общество обратилось в Администрацию с заявлением N102 о предоставлении на основании ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92, расположенного по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд.

31.08.2009г. Комитет по земельным ресурсам Администрации направил в адрес общества письмо N01-16101-22909 о том, что обществу необходимо предоставить к заявлению N102 от 14.08.2009г. документы, подтверждающие наличие правопреемства между ООО «Лавр» и ИЧФ Дементьева А.В. «Лавр».

29.09.2010г. обществом в Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации к заявлению был представлен кадастровый паспорт от 21.09.2010г. вышеуказанного земельного участка.

28.10.2010г. Комитет по землепользованию и градостроительству администрации направил в адрес общества письмо N02-07/05-16855 о том, что обществу необходимо предоставить документы на автостоянку, как объект, определяемый СНиП 21-02-99, а также выписку из ЕГРП на земельный участок с содержанием актуальной информации.

15.09.2011г. общество обратилось в Комитет по землепользованию и градостроительству с обращением N177 о сообщении результатов рассмотрения заявления N102 от 14.08.2009г.

07.10.2011г. письмом N02-06/06-14677 Комитет по землепользованию и градостроительству администрации сообщил о том, что вышеуказанное заявление рассмотрено, о чём в адрес общества были направлены письма N01-16/01-22909 от 31.08.2009г. и N02-07/05-16855 от 28.10.2010г.

В связи с тем, что Администрацией не принимается никакого решения по заявлению N102 от 14.08.2009г. общество обратилось в суд с указанными требованиями.

Общество до принятия судом решения обратилось с заявлением об уточнении заявленных требований в части, а именно о признании незаконным бездействия Администрации, выраженного в уклонении от принятия решения по заявлению о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, 6-ой Соколовогорский проезд, площадью 5889 кв.м. с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92. Суд принял уточненные требования.

Суд первой инстанции, удовлетворил заявленные требования, признав незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: А57-15760/11 г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, пл.5889 кв.м., с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, бездействие подлежит признанию незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Арбитражным процессуальным законодательством установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании бездействия органа местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого бездействия и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которое совершило оспариваемое бездействие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое бездействие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемого бездействия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемого бездействия, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого бездействия, возлагается на орган или лицо, которое совершило бездействие.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании бездействия незаконным.

В резолютивной части решения должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в установленный судом срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами не предусмотрена возможность продления или приостановления срока рассмотрения заявлений в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в течение месячного срока должно быть принято решение о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве либо решение об отказе в таком предоставлении.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Законом Саратовской области от 07.10.2009г. N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» признана утратившей силу статья 4 Закона «О земле» в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.

С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования «Город Саратов». Согласно ст. 22 Устава города Саратова, утв. решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. Администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.

Из материалов дела усматривается, что общество 14.08.2009г. обратилось в Администрацию с заявлением N102 о предоставлении земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92 под размещение автостоянки, на котором находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, приложив необходимые документы.

Администрация указала на то, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку с вышеуказанным заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общество обратилось в неуполномоченный орган, поскольку до 17.10.2009г. компетенция органов местного самоуправления определялась ст.4 Закона Саратовской области «О земле» и распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществлял Комитет по управлению имуществом Саратовской области.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст.10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Администрацией заявление N102 от 14.08.2009г. не было возвращено обществу в связи с обращением в неуполномоченный орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, заявление находилось в стадии рассмотрения, что подтверждается письмами от 31.08.2009г. N01-16101-22909, от 28.10.2010г. N02-07/05-16855 Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации о необходимости предоставления обществом дополнительных документов по заявлению N102 от 14.08.2009г.

Согласно ст.2 Закона Саратовской области от 07.10.2009г. N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» указанный закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Закон Саратовской области от 07.10.2009г. N 144-ЗСО был опубликован в Собрании законодательства Саратовской области" (N 23 (часть II), сентябрь-октябрь, 2009) 13.10.2009г.

Поскольку с момента вступления в силу изменений в Закон Саратовской области «О земле» Законом Саратовской области от 07.10.2009г. N 144-ЗСО правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация, именно с этой даты (с 24.10.2009г.) следует исчислять месячный срок, предусмотренный ст.36 ЗК РФ, для принятия Администрацией решения по заявлению общества о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:03 02 19:92.

Однако, в нарушение требований вышеуказанных правовых норм решение по обращению общества в установленный ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок с 24.10.2009г. Администрацией не было принято, по существу заявление не рассмотрено, что свидетельствует о неправомерном бездействии Администрации и нарушении права общества на приобретение вышеуказанного земельного участка в аренду.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нерассмотрении и непринятии Администрацией в установленный законом месячный срок решения о предоставлении земельного участка в аренду, тем самым нарушены права и законные интересы общества в осуществлении предпринимательской деятельности.