ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2012 года Дело N А56-2067/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.Б. Семеновой судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: А.С. Крыловой при участии: от истца (заявителя): представителя А.И. Савельева (доверенность от 20.04.2011)

от ответчика (должника): представителей С.В. Стеценко (доверенность от 29.12.2011 N19-19/14822), Н.В. Кадыровой (доверенность от 10.01.2012 N19-19/75)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7488/2012) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2012 по делу N А56-2067/2012 (судья И.А. Исаева), принятое

по иску (заявлению) ЗАО "Гринвэй-таможенный брокер" к Пулковской таможне об обязании возвратить излишне уплаченные авансовые платежи в сумме 21118,39 руб.

установил:

Закрытое акционерное общество «Гринвэй-таможенный брокер» (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д.85, лит. А, ОГРН 1027810350270) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Пулковской таможни (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д.7А, ОГРН 1037821027144) (далее - Таможня) возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные авансовые платежи в сумме 21118,39 руб.

Решением суда от 28.02.2012 требование Общества удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению Таможни, судом не учтено, что Обществом в нарушение требований статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных авансовых платежей от 27.09.2011 не приложены необходимые документы, в связи с чем указанное заявление не является распоряжением об использовании авансовых платежей. Таким образом, авансовые платежи, внесенные Обществом по платежному документу от 15.10.2008, зачтены в федеральный бюджет в связи с истечением 3-летнего срока с даты последнего распоряжения об их использовании.

В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество перечислило на счет таможенного органа авансовые платежи в сумме 17754000 руб., 19274320 руб., 580000 руб. по платежным поручениям N 454 от 29.12.2010, N 455 от 29.12.2010, N 243 от 15.10.2008 (л.д.20, 23, 24).

01.08.2011 Общество обратилось в таможенный орган с запросом о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет таможни за период с 01.10.2008 по 01.08.2011.

Согласно полученному отчету от 29.08.2011 по состоянию на 19.08.2011 за указанный период остаток авансовых платежей, внесенных по вышеперечисленным платежным документам, составил 83518,39 руб. (л.д.11).

27.09.2011 Общество обратилось в таможню с заявлением (вх. N 11461 от 27.09.2011) о возврате остатка неиспользованных авансовых платежей в сумме 53518,39 руб. по платежным поручениям N 243 от 15.10.2008, N 455 от 29.12.2010 и с заявлением (вх. N11462 от 27.09.2011) о возврате 30000 руб. по платежному поручению N 454 от 29.12.2010 в связи с прекращением обязательств по одному из брокерских договоров (л.д.12, 15).

Данные заявления возвращены таможенным органом письмами N 08-17/11132 и N 08-17/11114 от 30.09.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ по причине не соблюдения установленной формы заявления и не предоставления необходимых документов (л.д. 13-14, 16-17).

18.11.2011 Общество повторно обратилось в таможню с заявлением о возврате авансовых платежей (исх. N2-15/2011 от 16.11.2011, вх. N 13814 от 18.11.2011) в сумме 83518,39 руб. по платежным поручениям N 243 от 15.10.2008, N454 от 29.12.2010, N455 от 29.12.2010 представив все необходимые документы, запрошенные таможенным органом (л.д.18).

На основании решений таможенного органа о возврате денежных средств от 08.12.2011 N 10221000/081211/BAв-0374/ТС/З и N 10221000/081211/ВАв-0375/-/З Обществу возвращены денежные средства в сумме 62400 руб. платежными поручениями N 85 от 13.12.2011, N 88 от 13.12.2011 (л.д.27-28, 57-58).

В соответствии с письмом от 12.12.2011 N 08-17/14105 Обществу отказано в возврате остатка авансовых платежей по платежному поручению N 243 от 15.10.2008 в сумме 21118,39 руб. в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Закона N З11-ФЗ (л.д.25-26).

Считая отказ Таможни в возврате остатка авансовых платежей, внесенных платежным поручением N243 от 15.10.2008, незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с положениями статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату внесении авансовых платежей по платежному поручению N243 от 15.10.2008) (далее - ТК РФ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (пункт 1); денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса (пункт 3); возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункт 5).

Абзацем 4 пункта 9 статьи 355 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

С 01.10.2009 пункт 5 статьи 330 ТК РФ изложен в новой редакции, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

С 01 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС, письмо Федеральной таможенной службы России от 29.06.2010 N 01-11/31847).

В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу 29.12.2010 (далее - Закон N 311-ФЗ), авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.

Из части 3 этой же статьи следует, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 122 Закона N 311-ФЗ определен порядок возврата авансовых платежей, а также перечень документов, необходимых для представления в таможенный орган в целях осуществления возврата указанных платежей.

В силу части 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

По истечении указанного срока в соответствии с частью 2 статьи 122 Закона N311-ФЗ невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.

Исходя из положений части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.

В то же время, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N311-ФЗ).

Первоначально Общество обратилось в суд с заявлением об обязании Таможни возвратить спорные авансовые платежи, ссылаясь на статью 122 Закона N311-ФЗ, 27.09.2011 - с соблюдением трехлетнего срока с момента последнего распоряжения денежными средствами.

При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали правовые основания для частичного списания денежных средств в федеральный бюджет, поскольку спорная сумма таможенных платежей не являлась невостребованной.

Также судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что о наличии суммы неиспользованных авансовых платежей Обществу стало известно 29.08.2011 из представленного Таможней отчета о расходовании денежных средств. Повторно с заявлением о возврате авансовых платежей Общество обратилось в Таможню 18.11.2011, Решениями от 08.12.2011 Обществу было отказано в возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 21118,39 руб. в связи со списанием данной суммы в федеральный бюджет.

С заявлением в арбитражный суд Общество обратилось 18.01.2012, т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ.

По мнению апелляционного суда, суд в данном случае обоснованно учел правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О, и установленный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности, исчисленный согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ.

Таким образом, суд, исходя из обстоятельств дела, правомерно признал право Общества обратиться в суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей и удовлетворил заявление Общества.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции правомерно взыскал с Таможни в пользу Общества расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в сумме 2000 руб.

По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2012 года по делу N А56-2067/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.Б.Семенова
Судьи
Л.В.Зотеева
И.Г.Савицкая

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка