• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июня 2012 года Дело N А57-1699/12

Резолютивная часть постановления объявлена «07» июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен «07» июня 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (ОГРН 1046405041880, ИНН 6452907243, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Железнодорожная, 61/69)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от «29» марта 2012 года по делу N А57-1699/2012 (судья Огнищева Ю.П.) по заявлению открытого акционерного общества «Саратовский комбинат хлебопродуктов» (ОГРН 1026403342019, ИНН 6454017140, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Набережная, д.18) заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (ОГРН 1046405041880, ИНН 6452907243, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Железнодорожная, 61/69) об отмене решения налогового органа N 12 от 15.12.2011 о принятии обеспечительных мер, при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - Ваничкина О.Ю., действующая на основании доверенности от 09.09.2011;

налогового органа - Ергалиев Н.Ж., действующий на основании доверенности от 26.07.2010,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Саратовский комбинат хлебопродуктов» (далее - заявитель, ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов», Общество) с заявлением об отмене решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова от 15.12.2011 N 12 о принятии обеспечительных мер в отношении ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова).

Решением от «29» марта 2012 года Арбитражный суд Саратовской области признано недействительным решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Саратова N 12 от 15.12.2011 о принятии обеспечительных мер в отношении ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов».

Суд также взыскал с ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в пользу ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Кроме того, суд выдал ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» справку на возврат из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» требований отказать.

ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав пояснения представителей заявителя и налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в т.ч. налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц.

Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 26.07.2011 N 025/11.

30 сентября 2011 года ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в отношении организации ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 025/11.

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, Общество обратилось в УФНС России по Саратовской области с апелляционной жалобой.

Решением от 21.11.2011 УФНС России по Саратовской области апелляционная жалоба ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» в части доначисления НДС в размере 4 908 147 руб., налога на прибыль в размере 16845146 руб., соответствующие суммы пени и штрафа по контрагенту ООО «Каскад» - удовлетворена. Решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова от 30.09.2011 N 025/11 в части доначисления НДС в размере 4 908 147 руб., налога на прибыль в размере 16 845 146 руб., завышении убытков в сумме 1 036 359 руб., отказа в возмещении НДС в размере 2 285 538 руб., соответствующие суммы пени и штрафы по контрагенту ООО «Каскад» - отменено, производство о налоговом правонарушении в указанной части прекращено.

В остальной части решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова от 30.09.2011 N 025/11 - утверждено.

УФНС России по Саратовской области также обязало ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова произвести перерасчет пени и штрафов по НДС и налогу на прибыль с учетом настоящего решения.

15 декабря 2011 года ИФНС России по Октябрьскому район г. Саратова, считая, что ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» надлежащим образом не исполняет своевременно обязанности по уплате налогов, увеличило задолженность на 14438 тыс. руб., ссылаясь на то, что непринятие обеспечительных мер в рамках статьи 101 НК РФ может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения N 025/11 от 30.09.2011«О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в случае непринятия обеспечительных мер исполнение решения N 025/11 от 30.09.2011 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» может быть затруднено, исполнение вышеуказанного решения может быть невозможным, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба бюджету Российской Федерации, руководствуясь ст. 31 и п. 10 ст. 101 НК РФ, - приняла решение N 12 о наложении запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов».

Не согласившись с принятым решением налогового органа N 12 от 15.12.2011 о принятии обеспечительных мер в отношении ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов», считая, что права и интересы нарушены, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов», поскольку принятие налоговым органом обеспечительных мер без достаточных на то оснований не позволяет предприятию свободно распоряжаться своим имуществом, что ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности и негативно отражается на хозяйственной деятельности предприятия.

Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов.

Также запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из содержания оспоренного решения налогового органа в качестве обстоятельств, послуживших основанием для принятия обеспечительных мер, налоговым органом указаны следующие обстоятельства:

- в отношении ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности N 025/11 от 30.09.2011, в соответствии с которым обществу начислено 14438 тыс. руб., в том числе налог - 10011 тыс. руб., пени -2381 тыс. руб., штраф - 2046 тыс. руб.;

- ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» увеличило задолженность на 14438 тыс. руб., что, по мнению налогового органа, свидетельствует о нестабильности финансово-хозяйственной деятельности, в связи, с чем непринятие обеспечительных мер в рамках статьи 101 НК РФ, может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения N 025/11 от 30.09.2011 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»;

- согласно бухгалтерскому балансу за 9 месяцев 2011 г. у ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» числится основных средств по остаточной стоимости на сумму 64968 тыс. руб., запасы на сумму 28218 тыс. руб.;

- в случае непринятия обеспечительных мер, исполнение решения N 025/11 от 30.09.2011 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» может быть затруднено, или исполнение вышеуказанного решения может быть невозможным, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба бюджету Российской Федерации.

Необходимость принятия обеспечительных мер должна быть обусловлена наличием достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Таким образом, решение о принятии обеспечительных мер должно быть мотивированным и отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, и законности, поскольку данное решение затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.

В соответствии со статьей 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговом органе лежит бремя доказывания того, что непринятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова N 025/11 от 30.09.2011.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при принятии оспариваемого решения налоговый орган такими доказательствами не располагал и на их наличие в оспариваемом решении не ссылался.

Из текста решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова N 12 от 15.12.2011 о принятии обеспечительных мер не следует, что налоговым органом исследовались обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что исполнение Обществом в будущем решения о доначислении налогов, пеней и штрафов будет невозможно или затруднено. Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие таких обстоятельств, и в частности, совершения Обществом умышленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, налоговым органом в материалы дела не представлены.

Ссылка налогового органа в оспариваемом решении на решение N 025/11 от 30.09.2011 не является безусловным основанием для принятия обеспечительных мер. Инспекция не учитывает, что наличие недоимки по налогам, установленной по результатам проведения выездной налоговой проверки, само по себе не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем исполнения указанного решения.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что обращение в УФНС России по Саратовской области с апелляционной жалобой, а в последующем в суд с заявлением об оспаривании решения N 025/11 от 20.09.2011 в силу пункта 10 статьи 101 НК РФ, не является основанием для принятия обеспечительных мер.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод налогового органа, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения налогового орган свидетельствует снижение оборотных активов (запасов) Общества по сравнению с предыдущим годом, валютного баланса и рост кредиторской задолженности.

Прежде всего, как следует из текста оспариваемого решения инспекции о принятии обеспечительных мер, данные доводы не были положены в его основу.

Кроме того, данные доводы сами по себе не свидетельствуют о невозможности или затруднительности в будущем исполнения указанного решения.

Как пояснил представитель Общества суду апелляционной инстанции, финансовое положение Общества является стабильным, по сравнению с прошлым годом произошло увеличение основных средств в связи с покупкой здания, реализации основных средств не было; решением арбитражного суда по делу NА57-25000/2011, не вступившим в законную силу, решение налоговой инспекции в обжалуемой части признано недействительным; в остальной части решение налоговой инспекции Обществом исполнено.

Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.

Кроме того, как следует из материалов дела, оспариваемое решение о принятии обеспечительных мер было принято налоговым органом в период действия обеспечительных мер по делу N А57-25000/2011, установленных определением суда от 06 декабря 2011 года в виде приостановления исполнения решения N 025/11 от 30.09.2011 Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова в части: доначислений налога на прибыль в сумме 7 413 285,00 руб.; доначисления НДС в сумме 2 575 085,00 руб.; уменьшения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в сумме 1 082 900,00 руб.,; начисления пени в сумме 2 326 850,00 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 2 046 202,00 руб., до вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Согласно пункту 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что принятие налоговым органом обеспечительных мер без достаточных на то оснований нарушает права и законные интересы ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов», поскольку не позволяет Обществу свободно распоряжаться своим имуществом, что ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности и негативно отражается на хозяйственной деятельности предприятия.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от «29» марта 2012 года по делу N А57-1699/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение

     Председательствующий
Ю.А.Комнатная
Судьи
С.А.Кузьмичев
Н.Н.Пригарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-1699/12
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июня 2012

Поиск в тексте