• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2012 года Дело N А57-2006/11

Резолютивная часть постановления объявлена «05» июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «13» июня 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Жевак И.И., судей Александровой Л.Б., Шараева С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афониной Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морозова Сергея Федоровича (г.Саратов)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от «26» марта 2012 года по делу NА57-2006/2011 (судья Землянникова В.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Морозова Сергея Федоровича (г.Саратов), заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов» (410012, г.Саратов, ул. Первомайская, д.78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (410028, г.Саратов, ул.Провиантская, д.16, ОГРН 1066450114741, ИНН 6452921054) , Прокуратура Саратовской области (410002, г.Саратов, ул.Григорьева, д.33/39), Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области (410040, г.Саратов, Вишневый проезд, д.2, ОГРН 1026403675099, ИНН 6455029082), Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» (410012, г.Саратов, ул.Чапаева, д.68, ОГРН 1046405508918, ИНН 6455038129), о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Город Саратов» и обязании устранить допущенные нарушения прав, при участии в судебном заседании:

от Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» - Захарова В.В. по доверенности от 19.08.2011 N02-08/05-12531,

от Администрации муниципального образования «Город Саратов» - Чеконов Е.Ф. по доверенности от 07.03.2012 N01-03/19,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Морозов Сергей Федорович (далее - Морозов С.Ф., заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация), направленных на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 2 572 кв.м с кадастровым номером 64:48:020324:39, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14 и обязании Администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов - принять меры к постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2 572 кв.м, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14, для размещения спортивно-оздоровительного комплекса с благоустройством территории.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2011 года признаны незаконными действия Администрации, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 2 572 кв.м с кадастровым номером 64:48:020324:39, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14. Кроме того, на Администрацию возложена обязанность устранить нарушение прав путем осуществления действий, направленных на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2 572 кв.м, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14, предварительно согласованного Морозову С.Ф. распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.01.2009 г. N Т-232-р.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2011 года по делу NА57-2006/2011 оставлено без изменения.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 09.11.2011 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2011 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 года по делу N А57-2006/2011 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Решением суда первой инстанции от 26.03.2012 года произведена замена заинтересованного лица - ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления - отказано. В удовлетворении заявленных требований также отказано.

Морозов С.Ф. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт.

Морозов С. Ф., общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», Прокуратура Саратовской области, Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29.04.2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения КУИ Саратовской области от 29.01.2009 NТ-232-р был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения спортивно-оздоровительного комплекса с благоустройством территории на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Пономарева, 9/14, Заводской район, площадью 0,2572 га Морозову С.Ф. (т.1, л.д. 20)

07.04.2009 сведения о земельном участке площадью 2 572 кв.м по указанному адресу внесены в государственный кадастр недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 64:48:020324:39 (т.1, л.д. 21). Указанный земельный участок учтен в кадастре как временный земельный участок.

08.02.2010 постановлением Администрации N427 обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее - ООО «Стройкомплект») утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения фитнес-центра на земельном участке площадью 2 765 кв.м, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, напротив дома N12 (т.1, л.д. 138).

27.02.2010 Администрация обратилась в ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14, Заводской район, площадью 0,2572 га, с кадастровым номером 64:48:020324:39 (т.1, л.д.84).

16.03.2010 на основании указанного заявления ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области сняла данный земельный участок с кадастрового учета (т.1, л.д. 82).

По заявлению ООО «Стройкомплект» от 22.03.2010 на основании представленного межевого плана на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 64:48:020324:44 поставлен земельный участок площадью 2765 кв.м, расположенный по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, напротив дома N12 (т.1, л.д. 121).

Считая данные действия Администрации незаконными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями. При этом, Морозовым С.Ф. заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Администрация была вправе обратиться с заявлением о снятии земельного участка расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Пономарева, 9/14, Заводской район, площадью 0,2572 га с кадастрового учёта, поскольку данный земельный участок относится к землям, на которые государственная собственность не разграничена распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделена Администрация. Кроме того, суд первой инстанции установил, что заявителем пропущен срок для обжалования действий по снятию земельного участка с кадастрового учёта.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом N221-ФЗ.

Сформированный земельный участок площадью 0,2572 га имел статус временного и земли, из которых был сформирован данный участок, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании пунктов 4, 5 статьи 24 Закона N221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Законом Саратовской области от 07.10.2009 N144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» признана утратившей силу статья 4 Закона «О земле», на основании которой Комитет по управлению имуществом Саратовской области, наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также по предварительному согласованию на земельных участках мест размещения объектов. С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделена Администрация муниципального образования "Город Саратов".

Администрация является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления и наделена правом осуществлять распоряжение земельными участками на территории муниципального образования, согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления могут распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, без государственной регистрации права собственности.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции заявитель не обращался в кадастровую палату с заявлением о регистрации вещного права на временно сформированный земельный участок.

На момент принятия кадастровой палаты решения о снятии спорного земельного участка с кадастрового учёта права на него заявителем не зарегистрированы.

Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он обращался с заявлением о предоставлении права на предварительно согласованный земельный участок.

В рассматриваемом случае ФГУ "Кадастровая палата" по Саратовской области снимая с кадастрового учёта земельный участок площадью 2 572 кв.м с кадастровым номером 64:48:020324:39 действовала на основании заявления Администрации и в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона N221-ФЗ. Требования закона уполномоченным органом при совершении указанных действий не нарушены.

Как правильно указал суд первой инстанции, в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области с заявлением о снятии земельного участка с учёта обратилось лицо, уполномоченное распоряжаться данными землями. Суд первой инстанции, разрешая вопрос о наличии прав у администрации распоряжаться спорным земельным участком, правильно установил, что земельный участок относится к землям, на которые государственная собственность не разграничена.

Учитывая, что право Администрации на обращение в орган кадастрового учёта с заявлением, в том числе о снятии данного участка с кадастрового учёта вытекает из её полномочий, а также, принимая во внимание обязательный для органа кадастрового учёта характер правила, установленного пункта 53 Порядка, вывод суда первой инстанции о правомерном снятии с кадастрового учёта по заявлению его собственника до истечения двухлетнего срока спорного земельного участка, имеющего статус "временного", является верным.

Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в восстановлении срока на обжалование действий по снятию земельного участка с кадастрового учёта про следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданине, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий государственных органов начинает исчисляться с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Судебными инстанциями установлено, что Морозов С.Ф. 15.11.2010 года обратился в Прокуратуру города Саратова с жалобой, в которой указывал на имеющуюся у него информацию, полученную из ФБУ «Земельная кадастровая палата» об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 64:48:020324:39, что подтверждается жалобой на действия органа местного самоуправления (т.1, л.д. 63).

Таким образом, суд считает, что о нарушении своих прав и законных интересов, заявителю было известно с 15.11.2010 года.

Заявление Морозов С.Ф. направил в арбитражный суд 22.02.2011, т.е. по истечении трёхмесячного срока, установленного законом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал срок пропуска подачи заявления в суд значительным, а причины пропуска срока на обжалование неуважительными и обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства в его восстановлении.

Поскольку пропуск срока и отсутствие уважительных причин к восстановлению пропущенного для подачи заявления в суд срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

По мнению судебной коллегии, приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы, были предметом изучения суда первой инстанции и им дана правильная юридическая оценка, поэтому они не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.03.2012 года по делу NА57-2006/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции

     Председательствующий
И.И.Жевак
Судьи
Л.Б.Александрова
С.Ю.Шараев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-2006/11
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 июня 2012

Поиск в тексте