ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2012 года Дело N А57-884/12

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Александровой Л.Б., Жевак И.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Спортивно-производственное объединение «Спорт-Сервис» (ОГРН 1036405003656 ИНН 6450011324 г.Саратов),

на решение арбитражного суда Саратовской области от 13 апреля 2012 года по делу N А57-884/2012 (судья Пузина Е.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Спортивно-производственное объединение «Спорт-Сервис», заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г.Саратов), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (г.Саратов), Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (г.Саратов)

о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» N 2141 от 24.10.2011г. и обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Спортивно-производственное объединение «Спорт-Сервис» в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством, для размещения отдельно стоящего объекта торговли до 75 кв.м. общей площади земельный участок, площадью 4 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030458:123 по адресу: г.Саратов, на пересечении улиц им.Чапаева В.И. и им.Киселева Ю.П., при участии в судебном заседании:

от Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - Парамонова Т.Н., доверенность N02-08/05-18532 от 14.12.2011г.,

от администрации муниципального образования «Город Саратов» - Бычкова В.В., доверенность N01-03 от 07.03.2012г.,

в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью Спортивно-производственное объединение «Спорт-Сервис», Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Спортивно-производственное объединение «Спорт-Сервис» (далее - ООО СПО «Спорт-Сервис», общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» N 2141 от 24.10.2011г. и обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация) принять решение о предоставлении ООО СПО «Спорт-Сервис» в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством, для размещения отдельно стоящего объекта торговли до 75 кв.м. общей площади земельный участок, площадью 4 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030458:123 по адресу: г.Саратов, на пересечении улиц им.Чапаева В.И. и им.Киселева Ю.П.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 13.04.2012г. ООО СПО «Спорт-Сервис» отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» N 2141 от 24.10.2011г. и обязании Администрации в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении ООО СПО «Спорт-Сервис» в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством, для размещения отдельно стоящего объекта торговли до 75 кв.м. общей площади земельный участок, площадью 4 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030458:123 по адресу: г.Саратов, на пересечении улиц им.Чапаева В.И. и им.Киселева Ю.П.

Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования общества удовлетворить.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей ООО СПО «Спорт-Сервис», Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.07.2011г. общество обратилось с заявлением в Администрацию о предоставлении земельного участка площадью 4 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Чапаева и Киселева, кадастровый номер 64:48:030458:0123, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду, для целей, не связанных со строительством, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

24.10.2011г. Постановлением Администрации N 2141 обществу отказано в предоставлении в аренду указанного земельного участка, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, расположенных в границах территорий общего пользования, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.

Общество считает постановление незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд Саратовской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества исходил из того, что Администрация правомерно указала в постановлении в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду на то, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении, должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Согласно пункта 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.

В соответствии пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских поселений.

Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. N67-649, Городская Дума по вопросам отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. N27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". В состав указанных Правил включена Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте. Указанное решение опубликовано в газете «Саратовская панорама» от 17.05.2008г. N 54 (303).

С целью соблюдения интересов всех участников градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006г. N363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графических формах.

Таким образом, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления.

Как установлено Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. N27-280, с изменениями, внесенными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010г. N50-595, рассматриваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования.

В соответствии с частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ от 28.12.2009г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010г. N 53-632 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей не связанных со строительством.

Пунктами 3.2, 3.3 указанного Положения установлено, что земельные участки предоставляются для следующих целей, не связанных со строительством:

- для размещения нестационарных торговых объектов;

- для размещения нестационарных аттракционов, луна-парков;

- для размещения автостоянок;

- для размещения оборудованных спортивных площадок, детских площадок;

- для ведения садоводства;