• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2012 года Дело N А68-3026/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полынкиной Н.А., судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии в судебном заседании от ответчика - Ротарь С.Г. (доверенность от 13.04.2012), в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) на решение Арбитражного суда Тульской области от 20 июня 2012 года по делу N А68-3026/12 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тульская специализированная компания» (ОГРН 1027100966276, ИНН 7107067360) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Тульская специализированная компания» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области N 18/18/8-12 от 29.03.2012 о привлечении ООО «Тульская специализированная компания» к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Тульской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает на наличие вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку ООО «Тульская специализированная компания» более двух лет не предпринимало мер к оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 22.03.2012 на основании распоряжения Управления Росреестра по Тульской области от 19.12.2011 N 2968/11 Управлением в отношении ООО «Тульская специализированная компания» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства по адресу: Тульская обл., п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 14.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу расположено административное здание, площадью 104,9 кв. м, принадлежащее ООО «Тульская специализированная компания» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок площадью 145 кв. м, фактически занимаемый объектом недвижимости, находящийся в границах земельного участка площадью 2610 кв. м с кадастровым номером 71:16:01 05 08:0033, у общества отсутствуют. Земельный участок площадью 2610 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем составлен акт проверки от 22.03.2012 N 18/18/8-12.

По данному факту нарушения уполномоченным сотрудником административного органа в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 22.03.2012.

На основании материалов по делу об административном правонарушении Управлением Росреестра по Тульской области вынесено постановление о назначении административного наказания от 29.03.2012, которым ООО «Тульская специализированная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае отсутствует вина общества, следовательно, и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено принятие обществом мер к получению документов о регистрации земельного участка.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом Арбитражного суда Тульской области об отсутствии вины в действиях общества, исходя из следующего.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, находится в границах земельного участка площадью 2610 кв. м с кадастровым номером 71:16:01 05 08:0033.

По договору N 1 купли-продажи имущества от 10.03.2009, заключенному обществом с сельскохозяйственным государственным предприятием «Одоевская инкубаторно-птицеводческая станция», ООО «Тульская специализированная компания» приобрело объекты недвижимости, находящиеся по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, 14, в том числе, административное здание площадью 104,9 кв. м.

Ранее земельный участок, на котором были расположены указанные в договоре купли-продажи объекты, был предоставлен в бессрочное пользование Одоевской инкубаторно-птицеводческой станции для производственных целей, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 23 от 29.12.1992.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что к ООО «Тульская специализированная компания» перешло право на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках, предоставленных прежнему правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом в силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования обществу не может быть предоставлен, у последнего возникла обязанность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести соответствующие земельные участки в собственность или в аренду по своему выбору.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела следует, что обществом 23.09.2009 в адрес Территориального управления Росимущества в Тульской области было направлено заявление об оформлении земельного участка в собственность (приватизации). На данное заявление ответа не последовало. Впоследствии с повторным заявлением общество обратилось только в 2012 году, после проведения проверки.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Тульская специализированная компания» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению земельного законодательства и не представило доказательства того, что общество принимало меры по оформлению земельно-правовых отношений.

Представленные заявителем доказательства (письмо от 23.09.2009 направленное в адрес Территориального управления Росимущества по Тульской области, на которое ответ не был получен, а также письмо от 28.03.2012 направленное в адрес Территориального управления Росимущества по Тульской области уже после проведения проверки) не исключают его вину в совершении правонарушения. Не располагая уведомлением о получении адресатом письма от 2009 года, а также не получив на него ответа, ООО «Тульская специализированная компания» безосновательно в течение длительного периода с октября 2009 года по март 2012 года не обращалось в уполномоченный исполнительный орган для оформления земельно-правовых отношений, и обратилось повторно только после проведения проверки Управлением Росреестра по Тульской области. Обществом не было оспорено в судебном порядке бездействие Росимущества по обращению заявителя о выкупе земельного участка.

Данные обстоятельства свидетельствует о виновности заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.

В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у ООО «Тульская специализированная компания» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена указанная административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 20 июня 2012 года по делу N А68-3026/12 отменить.

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области N 18/18/8-12 от 29.03.2012 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Тульская специализированная компания» по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции

     Председательствующий
судья
Н.А.Полынкина
Судьи
В.Н.Стаханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А68-3026/2012
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 июля 2012

Поиск в тексте