ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2012 года Дело N А09-1486/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полынкиной Н.А., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Ткачевского Д.В. (доверенность N 21/2 от 26.07.2012), от третьего лица - Прохоренковой Е.А. (доверенность от 18.04.2012), в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу ООО МК «Катюша» (ОГРН 1023200525391, ИНН 3202009019) на решение Арбитражного суда Брянской области от 04 мая 2012 года по делу N А09-1486/2012 (судья Запороженко Р.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью мебельная компания «Катюша» (ОГРН 1023200525391, ИНН 3202009019) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области (ОГРН 1043205502790, ИНН 3202001411), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью мебельная компания «Катюша» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области, о признании недействительным решения N 767 от 27.09.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании предоставить заявителю право на налоговый вычет по НДС в размере 4 494 508 руб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.05.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, ООО МК «Катюша» обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель жалобы указывает, что право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика не ранее выполнения всех предусмотренных Налоговым кодексом требований, одним из которых является наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур с выделенными в них суммами НДС. Спорные счета-фактуры поступили в распоряжение общества в 2010 году, в связи с чем право на налоговый вычет заявлено ООО МК «Катюша» в пределах установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехгодичного срока. Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции ООО МК «Катюша» был заявлен устный довод о неправомерности взыскания решением ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области недоимки.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его частичной отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО МК «Катюша» 29.04.2011 в ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года.

Налоговым органом в порядке ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, в ходе которой было выявлено необоснованное заявление налоговых вычетов по НДС в размере 4 494 508 руб., о чем составлен акт камеральной налоговой проверки N 5533 от 12.08.2011.

Обществом были представлены возражения на акт налоговой проверки в порядке п. 6 ст. 100 НК РФ.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки, возражений налогоплательщика, материалов проверки ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области 27.09.2011 было вынесено решение N 767 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, решением налогового органа было установлено необоснованное заявление ООО МК «Катюша» в составе налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2010 года в сумме 4 494 508 руб., предъявленных обществу согласно счетам-фактурам, выставленным ООО ТЦ «Мальцовский» за период 2003, 2004, 2005 г.г., в связи с истечением трех лет после окончания указанных налоговых периодов.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 24.11.2011 по апелляционной жалобе, поданной заявителем, решение ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 27.09.2011 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 27.09.2011 N 767, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и об обязании налогового органа предоставить заявителю право на налоговый вычет по НДС в размере 4 494 508 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты и возмещение НДС в случае документального подтверждения их обоснованности установлено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и может быть реализовано в пределах трехлетнего срока со дня истечения соответствующего налогового периода по правилам, установленным статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшей в период 2003-2005 г.г.) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежали суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

При этом пунктом 1 статьи 172 НК РФ было определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производились в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Как следует из материалов дела, 29.04.2011 ООО МК «Катюша» в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года. ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области в ходе камеральной проверки данной декларации было установлено, что сумма налоговых вычетов увеличена обществом на 4 494 508 руб.

В письме от 16.06.2011 налогоплательщик пояснил, что данное увеличение основано на включении в состав налоговых вычетов сумм НДС, отраженных в счетах-фактурах, выставленных в адрес ООО МК «Катюша» его контрагентом - ООО ТЦ «Мальцовский» в 2003-2005 гг., но ранее не заявленных обществом.

В подтверждение размера заявленных вычетов обществом представлены в инспекцию: запрос в адрес ООО ТЦ «Мальцовский» от 23.11.2010 N 2077 о представлении дубликатов счетов-фактур за период 2003, 2004 и 2005 г.г. (с указанием их номеров и дат); копии дубликатов счетов-фактур, полученных от ООО ТЦ «Мальцовский» в 4 квартале 2010 года, отраженных в дополнительном листе книги покупок за 4 квартал 2010 года; договор поставки от 13.01.2004 N 4/2, заключенный между ООО ТЦ «Мальцовский» (поставщик) и ООО МК «Катюша» (покупатель); соглашения от 13.01.2004 и от 15.01.2004 о внесении изменений в указанный договор поставки; выписка из журнала учета полученных счетов-фактур за 24.11.2010; акты ввода в эксплуатацию основных средств за период с 13.10.2003 по 30.12.2005, платежные поручения за период 2005-2006 гг.

По итогам проверки налоговым органом было установлено, что представленные дубликаты счетов-фактур датированы с 01.09.2003 по 30.09.2003, с 01.03.2004 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 30.04.2004, с 01.05.2004 по 31.05.2004, с 01.07.2004 по 31.07.2004, с 01.08.2004 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 30.09.2004, с 01.10.2004 по 31.10.2004, с 01.11.2004 по 30.11.2004, с 01.05.2005 по 31.05.2005, с 01.06.2005 по 30.06.2005, с 01.07.2005 по 31.07.2005, с 01.08.2005 по 31.08.2005, с 01.10.2005 по 31.10.2005, с 01.11.2005 по 30.11.2005, с 01.12.2005 по 31.12.2005.

В журналах учета выставленных счетов-фактур ООО ТЦ «Мальцовский», представленных по запросу налогового органа в ходе камеральной проверки, данные счета-фактуры были зарегистрированы в периоды их выставления: 2003-2005 г.г.

Приобретенные ООО МК «Катюша» у ООО ТЦ «Мальцовский» на основании данных счетов-фактур товары, в том числе основные средства, были приняты заявителем на учет в 2003-2005 гг., что подтверждается актами о приеме-передаче основных средств.

Представленные платежные поручения N 398 от 07.02.2006, N 2729 от 12.07.2006, N 4952 от 01.12.2005, N 1288 от 27.04.2005, N 2086 от 16.06.2006 свидетельствуют о том, что приобретенные ТМЦ были оплачены покупателем поставщику в 2005-2006 гг.

Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что право на налоговые вычеты по НДС по указанным затратам возникло у ООО МК «Катюша» в 2005-2006 г.г. Заявлены же данные вычеты были в налоговой декларации за 4 квартал 2010 года, по истечении трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорные счета-фактуры поступили в распоряжение общества в 2010 году, в связи с чем право на налоговый вычет заявлено ООО МК «Катюша» в пределах установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехгодичного срока, является несостоятельным в силу следующего.

В связи с внесением изменений Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2006 изменился порядок предъявления к вычету сумм НДС, согласно которому факт уплаты поставщику сумм НДС не является условием для получения налогового вычета, и установлены правила переходного периода.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 119-ФЗ налогоплательщики НДС по состоянию на 01.01.2006 обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Кодекса.

В силу части 8 статьи 2 Закона N 119-ФЗ плательщики НДС, указанные в части 2 статьи 2 данного Закона, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу Закона N 119-ФЗ, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьями 171 Кодекса, в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.

Таким образом общество в силу изложенных положений законодательства должно было выявить кредиторскую задолженность по приобретенным у ООО ТЦ «Мальцовский» ТМЦ уже на 01.01.2006 (с учетом того, что ТМЦ не были оплачены ООО МК «Катюша» на 01.01.2006 в полном объеме), а соответственно, тогда же обнаружить и факт незаявления им налоговых вычетов по НДС.

Предписанные Законом N 119-ФЗ действия по инвентаризации кредиторской задолженности, имеющейся у общества по состоянию на 31.01.2005, также не были совершены предприятием.

Запрашивая письмом от 23.11.2010 у ООО ТЦ «Мальцовский» именно дубликаты соответствующих счетов-фактур, ООО МК «Катюша» фактически подтверждает, что данные счета-фактуры ранее уже выставлялись поставщиком в его адрес, при том, что налоговым органом в ходе камеральной проверки было установлено, что первоначальные счета-фактуры были отражены обществом ранее в журналах учета за 2003-2005 г.г.

Регистрация дубликатов счетов-фактур обществом в журнале учета полученных счетов-фактур в 4 квартале 2010 года не свидетельствует о правомерности заявления налоговых вычетов по НДС, возникших в 2003-2005 гг., в 4 квартале 2010 года.

В соответствии с вышеуказанным обществом несвоевременно выявлено наличие права на налоговые вычеты по НДС по затратам 2003-2005 гг., тогда как у заявителя имелись все объективные возможности для предъявления НДС к вычету в установленные законом сроки.

Вместе с тем в п. 2 резолютивной части решения ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 27.09.2011 N 767 ООО МК «Катюша» предложено уплатить недоимку с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу в сумме 4 494 508 руб.

Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации содержит понятие недоимки как суммы налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно статье 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», понятие «неуплата или неполная уплата налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из содержания приведенных норм следует, что начисление пени, как и привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ, связано с наличием недоимки по уплате налога.

Решением N 767 от 27.09.2011 общество не было привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, а также не была начислена пеня.

Материалами дела подтверждается, что у общества имелась переплата, превышающая доначисленную сумму.

Как следует из решения налогового органа, заявителем в налоговый орган были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2010 года, в которых он уменьшил налог к уплате на сумму налоговых вычетов.

Представление уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате за счет увеличения сумм налоговых вычетов само по себе не образует недоимки по налогу перед бюджетом, в связи с чем предложение налогового органа уплатить недоимку является необоснованным.

При таких обстоятельствах решение инспекции от 27.09.2011 N 767 является недействительным в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 4 494 508 рублей, в связи с чем решение суда подлежит частичной отмене.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче заявления в суде первой инстанции ООО МК «Катюша» была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. При обращении в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой ООО МК «Катюша» была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб.

При таких обстоятельствах с ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области в пользу ООО МК «Катюша» подлежит взысканию 3000 рублей судебных расходов по уплате госпошлины.

Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 04 мая 2012 года по делу N А09-1486/2012 в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Катюша» о признания недействительным пункта 2 резолютивной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области от 27.09.2011 N 767 отменить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области от 27.09.2011 N 767 в части пункта 2 резолютивной части о предложении обществу с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Катюша» уплатить недоимку по НДС в сумме 4 494 508 рублей с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Катюша» 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
судья
Н.А.Полынкина
Судьи
Г.Д.Игнашина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка