ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 августа 2012 года Дело N А62-2045/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Капустиной Л.А., судей Рыжовой Е.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012 по делу N А62-2045/2012 (судья Алмаев Р.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Коробанова Ильи Алексеевича (ОГРИП 406673116000029, ИНН 673100040451) к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), в отсутствие лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Коробанов Илья Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 15.02.2012 N 2461/08 в обеспечении процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома N 17 предполагаемой площадью 300 кв. метров для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания и обязании направить в администрацию города Смоленска заявление для обеспечения процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома N 17 предполагаемой площадью 300 кв. метров для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания (л. д. 4-7).

До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ от 15.02.2012 N 2461/08 департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, связанный с отказом в обеспечении процедуры выбора земельного участка по ул. Тенишевой возле дома N 17 предполагаемой площадью 154 кв. метра, для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания, и обязать департамент в соответствии с пунктом 5.3 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области городе-герое Смоленске, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, направить в администрацию города Смоленска заявление обращение предпринимателя для обеспечении процедуры выбора земельного участка ул. Тенишевой возле д. N 17, предполагаемой площадью 154 кв. метра, для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания (л. д. 54-55). Судом уточнение принято.

Решением суда от 29.05.2012 заявленные требования удовлетворены (л. д. 70-78). Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств осуществления департаментом мероприятий по выбору земельного участка, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта, до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка. Суд отметил, что департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.

В апелляционной жалобе департамент просит решение отменить. Выражая несогласие с выводом суда о несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка, предусмотренной разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, указывает на направление предпринимателю мотивированного отказа в тридцатидневный срок, ввиду отсутствия вариантов размещения объекта. Считает, что отказ департамента является законным и обоснованным, так как земельный участок площадью 154 кв. метра не достаточен для размещения объекта капитального строительства (здания общественного питания); испрашиваемая территория является территорией общего пользования (выполнено благоустройство и размещена автопарковка); размещение предприятия общественного питания на спорном земельном участке не отвечает требованиям Правил землепользования и застройки города Смоленска; в нарушение правил СНиП 2.05.09.-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» ширина испрашиваемого земельного участка не достигает 20 метров.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением N 17121/з от 01.12.2011 по осуществлению выбора земельного участка площадью 300 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по улице Тенишевой возле дома N 17, для размещения на нем объекта капитального строительства - здания общественного питания (л. д. 34).

Письмом N 19000/08 от 05.12.2011 департамент сообщил о невозможности осуществления выбора земельного участка по следующим обстоятельствам:

- испрашиваемый земельный участок площадью 180 кв. метров (как и 300 кв. метров) не достаточен для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания, ввиду того, что согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» размер земельных участков для строительства предприятий общественного питания, при числе мест до 50, должен составлять 2 000 -2 500 кв. метров;

- испрашиваемый земельный участок фактически является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (на нем выполнено благоустройство и размещается гостевая автопарковка);

- размещение предприятия общественного питания на испрашиваемом земельном участке не отвечает требованиям Правил землепользования и застройки города Смоленска и нарушает СанПиН 2.2.1/2.1.1 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», предусматривающим установление для предприятий общественного питания охранной (санитарно-защитной) зоны в 50 метров;

- испрашиваемый земельный участок прилегает к трамвайным путям, в то время как согласно строительным нормам и правилам СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», минимальное расстояние от оси пути на прямых участках до общественных зданий должно составлять 20 метров. Ширина испрашиваемого земельного участка не достигает 20 метров;

- отсутствует технико-экономическое обоснование проекта строительства к заявлению об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объекта капитального строительства, предусмотренное постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске».

Впоследствии заявитель повторно обратился в департамент с заявлением N 539/з от 19.01.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 154 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по улице Тенишевой возле дома N 17, для размещения на нем объекта капитального строительства - здания общественного питания (л. д. 36).

Письмом N 2461/08 от 15.02.2012 департамент указал на невозможность осуществления выбора земельного участка, поскольку ранее в письме N 19000/08 от 05.12.2011 был дан ответ по существу указанного предпринимателем заявления.

Предприниматель полагая, что отказ департамента в осуществлении процедуры выбора земельного участка не соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению заявителем установленных названными нормами прав, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 N 4224/10).

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе- герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.

Постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 полномочия по распоряжению названными земельными участками возложены на департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден «Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска».

В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 названного Порядка администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.

В целях обеспечения выбора земельного участка администрация в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.

По результатам выбора земельного участка администрация города Смоленска утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган.

В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.

В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.

Анализ названных положений нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган, безусловно, обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление департаментом соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя от 19.01.2012.

Между тем нормами вышеназванных нормативных актов предусмотрена возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов. Мотивированный отказ в удовлетворении заявления направляется заявителю лишь в случае полного отсутствия таких вариантов.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для капитального строительства - здания общественного питания с предварительным согласованием места размещения объекта, представленных органом местного самоуправления, в материалах дела не имеется.

Поскольку департаментом не были осуществлены действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.

Отказ департамента в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка мог иметь место лишь по результатам обеспечения процедуры выбора земельного участка после поступления из администрации г. Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством.

В связи с этим довод заявителя о соблюдении департаментом процедуры обеспечения выбора земельного участка, предусмотренной разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, при отсутствии вариантов размещения объекта, отклоняется судом.

Довод департамента о том, что отказ в обеспечении процедуры выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания является законным и обоснованным, так как земельный участок площадью 154 кв. метров не достаточен для размещения объекта капитального строительства (здания общественного питания); испрашиваемая территория является общего пользования (выполнено благоустройство и размещена автопарковка); размещение предприятия общественного питания на спорном земельном участке не отвечает требованиям Правил землепользования и застройки города Смоленска; в нарушение правил СНиП 2.05.09.-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» ширина испрашиваемого земельного участка не достигает 20 метров и прилегает к трамвайным путям, не может повлиять на правильность судебного акта, поскольку департаментом не соблюдена процедура обеспечения выбора земельного участка, предусмотренная разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012 по делу N А62-2045/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
Судьи
Л.А.Капустина
О.Г.Тучкова
Е.В.Рыжова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка