• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2012 года Дело N А12-6914/12

Резолютивная часть постановления объявлена «25» июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» июля 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шалкина В. Б., судей Камериловой В.А., Лыткиной О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушнаренко Г.А., при участии в заседании:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - Кривова Т.Н. доверенность N11 от 13.02.2012, в отсутствии иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июня 2012 года по делу N А12-6914/2012, судья Ю.А.Нехай, по иску открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074),

закрытому акционерному обществу «ГУТА - Страхование» (ИНН 7710006391, ОГРН 1027700357244) третьи лица: ОАО СК «Альянс», ООО «Росгосстрах» о признании недействительными результатов проведения запроса котировок по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и государственного контракта N34 от 07.03.2012

УСТАНОВИЛ:

Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (истец, ОАО «Ингосстрах») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ответчик, Управление Росреестра), закрытому акционерному обществу «ГУТА - Страхование» (ответчик, ЗАО «ГУТА - Страхование») о признании недействительными результатов проведения запроса котировок по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и государственного контракта N34 от 07.03.2012.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Ингосстрах» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, ЗАО «ГУТА - Страхование» неправомерно признано победителем в проведении запроса котировок в связи с тем, что указанное общество подало заявку в 08 час. 59 мин., то есть, до начала времени подачи котировочных заявок, тогда как, ОАО «Ингосстрах» подало заявку своевременно - в 09 час. 00 мин., то есть в указанное в Извещении время.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области объявлен запрос котировок па оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

Начальная цена контракта определена в размере 174 727 рублей 88 копеек.

Источник финансирования запроса котировок - средства федерального бюджета.

Извещение о проведении запроса котировок размещено 16.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.Tu.

Извещением о проведении запроса котировок срок подачи заявок на участие в запросе котировок определен с 9 часов 00 минут 17.02.2012 по 17 часов 00 минут 22.02.3012.

Одним из условий к форме котировочной заявки государственным заказчиком определена подача котировочной заявки в письменной форме или в форме электронного документа.

Процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок была проведена 24.02.2012.

В соответствии с протоколом от 24.02.2012 N 0129100005712000019-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок на момент окончания срока подачи котировочных заявок 22.02.2012 17 часов 00 минут подано четыре котировочные заявки: от закрытого акционерного общества «ГУТА - Страхование» (время поступления 8 часов 59 минут 17.02.2012), от открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» (время поступления 9 часов 00 минут 17.02.2012), от открытого акционерного общества страховая компания «Альянс» (время поступления 9 часов 25 минут 17.02.2012), от общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (время поступления 9 часов 31 минута 22.02.2012).

Победителем в проведении запроса котировок признано закрытое акционерное общество «ГУТА - Страхование», в связи с тем, что его заявка была подана ранее остальных.

Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» обратилось с настоящим иском в суд с требованием о признании недействительными результатов проведения запроса котировок по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и государственного контракта N34 от 07.03.2012.

Требование истца обоснованно тем, что ЗАО «ГУТА - Страхование» подало заявку в 8 час. 59 мин., то есть до начала проведения запроса котировок.

Общественные отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Порядок размещения заказов путем запроса котировок установлен главой 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Так, пунктом 1 статьи 42 указанного закона установлено, что под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с положениями статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать в том числе: наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии); форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа; место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок.

Котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки. Поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом (части 2, 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Согласно требованиям части 1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Согласно требованиям части 4 статьи 47 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта, которого содержит лучшие условия по цепе контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.

Согласно Журналу регистрации поступления котировочных заявок, являющемуся приложением к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 24.02.2012, заявка открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» под номером 2 поступила на бумажном носителе 17.02.2012 в 09 часов 00 минут, а заявка закрытого акционерного общества «ГУТА-Страхование» под номером 1 поступила 17.02.2012 в 08 часов 59 минут в форме электронного документа.

В связи с тем, что всеми участниками размещения заказа предложена в котировочных заявках самая низкая цена услуг, победитель запроса котировок определен по правилам, установленным частью 2 статьи 47 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Победителем признано закрытое акционерное общество «ГУТА-Страхование», чья котировочная заявка поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался следующим.

В пункте 9 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены требования, предъявляемые к запросу котировок, в частности, запрос котировок должен содержать сведения о сроке подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок.

По смыслу вышеуказанной нормы закона время начала подачи котировочных заявок не относится к обязательным сведениям, предусмотренным законом о размещении заказов, которые должен содержать запрос котировок, в связи с этим начало подачи котировочный заявок определяется календарной датой.

Кроме того, из буквального прочтения текста извещения о запросе котировок следует, что время начала представления заявок с 09 часов 00 минут 17.02.2012 установлено для заявок, подаваемых в письменной форме. Для подачи же заявки в форме электронного документа время начала подачи заявок не устанавливается.

Таким образом, единая комиссия заказчика не вправе отклонять поданную в форме электронного документа заявку, направленную ранее установленного в извещении о запросе котировок времени подачи заявок.

Кроме того, при рассмотрении заявки котировочная комиссия должна определить, соответствует ли котировочная заявка, поданная участником размещения заказа, форме котировочной заявки, установленной заказчиком, отвечает ли она всем требованиям, предъявляемым к котировочной заявке.

Учитывая, что заявка закрытого акционерного общества «ГУТА-Страхование» полностью соответствовала форме, установленной заказчиком, котировочная комиссия не имела законных оснований для отклонения указанной заявки от участия в запросе котировок.

Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными по следующим основаниям.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (часть 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).

Несмотря на то, что время начала подачи котировочных заявок не относится к обязательным сведениям, предусмотренным законом о размещении заказов, которые должен содержать запрос котировок, извещением о проведении запроса котировок, время начала подачи котировочных заявок было определено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с 9 часов 00 минут 17.02.2012 по 17 часов 00 минут 22.02.3012.

В связи с чем, котировочная заявка закрытого акционерного общества «ГУТА-Страхование» была подана ранее времени начала подачи котировочных заявок, то есть, не соответствовала форме котировочной заявки, установленной заказчиком и должна была быть отклонена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

В п.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что положение п.1 ст. 449 ГК РФ по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в ч.5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, направлено - в системной связи с п.2 ст. 449 ГК РФ, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июня 2012 года по делу N А12-6914/2012 отменить.

Иск удовлетворить.

Признать недействительными результаты проведения запроса котировок от 24.02.2012 по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

Признать недействительным государственный контракт N34 от 07.03.2012, заключенный между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и закрытым акционерным обществом «ГУТА - Страхование».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в пользу открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» 4000 рублей государственной пошлины по иску и 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Взыскать с закрытого акционерного общества «ГУТА - Страхование» в пользу открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» 4000 рублей государственной пошлины по иску и 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.Б.Шалкин
Судьи
В.А.Камерилова
О.В.Лыткина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-6914/12
12АП-5951/2012
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 27 июля 2012

Поиск в тексте