АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2012 года Дело N А51-13596/2012

Резолютивная часть решения от 25.07.2012

Полный текст решения изготовлен 31.07.2012 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Е.Тур

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС» (ИНН 2540055512, ОГРН 1022502265686, дата государственной регистрации 06.12.2011) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель Дегтярева Т.И. на основании доверенности от 05.07.2012;

от таможни - уполномоченный по ОВД Гурьева Т.М. на основании доверенности от 12.01.2012 N12, старший государственный инспектор Коробчук И.А. на основании доверенности от 10.01.2012 N2

установил: общество с ограниченной ответственностью «НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления таможни от 04.06.2012 по делу об административном правонарушении N 10702000-208/2012.

Общество в судебном заседании заявленное требование поддержало, указав на то, что доказательством того, что таможенная процедура переработки вне таможенной территории изменялась обществом на таможенную процедуру выпуск товара для внутреннего потребления, является таможенная декларация, поданная обществом во Владивостокскую таможню 15.03.2012 вместе с документами, необходимыми для помещения судна «Танир» под таможенную процедуру выпуск товара для внутреннего потребления. Владивостокская таможня приняла декларацию, документы и присвоила таможенной декларации идентификационный номер N10702030\150312\0015659, но не выпустила товар. Кроме того, общество в соответствии с требованиями ТК ТС по прибытии судна представило таможне генеральную декларацию, в которой указано, что с 20.12.2011 по 04.02.12 судно находилось в порту КНР на ремонте. У таможни отсутствуют доказательства того, что срок был продлен в связи с необходимостью завершения таможенного досмотра товаров, поскольку уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра, акт таможенного досмотра по результатам таможенного досмотра обществу не направлялся и не вручался.

Также заявитель указал на то, что судно находилось под таможенным контролем с 25.02.2012, действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории заканчивалось 15.03.2012, в связи с чем у таможенного органа было достаточно времени для проведения таможенного досмотра и выпуска судна в максимально короткие сроки после подачи таможенной декларации и документов. На основании изложенного, заявитель считает, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества в связи с незаконным привлечением общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, оспариваемое постановление не основано на доказательствах, документах, не соответствует закону, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ.

Владивостокская таможня в судебном заседании заявление отклонила. Возражая по существу заявленных требований, таможня указала, что собранным административным материалом доказан факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ.

Таможня полагает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении и при вынесении оспариваемого постановления нарушений закона не допущено, в связи с чем, просит в удовлетворении заявления отказать.

Из материалов дела судом установлено, что 08.12.2011 ООО «НОРФЕСТ-МАРИН СЕРВИС» подана декларация на товар N 10702030/081211/0084979 - морское судно для перевозки генеральных грузов «Танир», в которой заявлена таможенная процедура -переработка товаров вне таможенной территории таможенного союза. Срок завершения таможенной процедуры установлен ООО «НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС» до 15.03.2012.

15.03.2012 ООО «НОРФЕСТ-МАРИН СЕРВИС» на указанный товар подана ДТ N 10702030/150312/0015659, в которой была заявлена таможенная процедура - выпуск товаров для внутреннего потребления.

15.03.2012 срок выпуска товара, заявленных обществом по ДТ N 10702030/150312/0015659 был продлен и.о. начальника таможенного поста «МПВ» Владивостокской таможни до 24.03.2012 в связи с проведением таможенного досмотра товара.

В установленный срок (до 15.03.2012) таможенная процедура переработки вне таможенной территории таможенного союза в отношении товара «морское судно для перевозки генеральных грузов «Танир», не завершена (обратный ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза не осуществлен, таможенная процедура переработки вне таможенной территории на иную таможенную процедуру не изменялась), декларант с заявлением о продлении сроков переработки не обращался.

22.03.2012 Владивостокской таможней было вынесено определение N 10702000-208/2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

04.06.2012 по окончании административного расследования заместителем начальника Владивостокской таможни Д.Б. Шевелевым был составлен протокол N10702000-208/2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 04.06.2012 Владивостокской таможней было вынесено постановление N10702000-208/2012, которым ООО «НОРФЕСТ-МАРИН СЕРВИС» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, на общество был наложен штраф в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Владивостокской таможни, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности ООО «НОРФЕСТ-МАРИН СЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив законность оспариваемого постановления в полном объеме, в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, - наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

На основании части 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Статьей 204 ТК ТС предусмотрено, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 252 ТК ТС предусмотрено, что переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 253 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории допускается при условии: предоставления документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 257 настоящего Кодекса.

Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории является их ремонт, в качестве документа, указанного в части первой настоящего подпункта, может использоваться таможенная декларация.

В пункте 3 статьи 254 ТК ТС указано, что операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают, в том числе: ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.

Пункт 2 статьи 256 ТК ТС предусматривает, что срок переработки товаров вне таможенной территории включает в себя: 1) продолжительность производственного процесса переработки товаров; 2) время, необходимое для фактического ввоза продуктов переработки и их помещения под таможенные процедуры, завершающие действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.

Согласно пункта 1 статьи 260 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 ФЗ N311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ N311-ФЗ) проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

Часть 1 статьи 220 ФЗ N311-ФЗ предусматривает, что если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 220 ФЗ N311-ФЗ продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается исключительно в случаях: - проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.

Материалами дела установлено, что 08.12.2011 ООО «НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС» подана декларация N 10702030/081211/0084979 на товар - морское судно для перевозки генеральных грузов т/х «Танир», в которой заявлена таможенная процедура - переработка товаров вне таможенной территории таможенного союза. Срок завершения таможенной процедуры установлен до 15.03.2012.

25.02.2012 судно «Танир» прибыло на таможенную территорию ТС и было помещено Владивостокской таможней во временную зону таможенного контроля по месту стоянки судна, таможенный орган осуществил таможенный досмотр судна по его прибытию, должностному лицу таможни даны письменные объяснения капитаном судна о сроках и составе ремонтных работ, должностным лицом таможни с борта судна были сняты документы по проведенному ремонту судна, о чем сделана отметка в грузовой декларации.

15.03.2012 обществом на указанный товар подана ДТ N 10702030/150312/0015659, в которой была заявлена таможенная процедура - выпуск товаров для внутреннего потребления.

15.03.2012 на основании служебной записки N04-2-15/6091 срок выпуска товара, заявленных обществом по ДТ N 10702030/150312/0015659 был продлен и.о. начальника таможенного поста «МПВ» Владивостокской таможни до 24.03.2012 в связи с проведением таможенного досмотра товара.

На основании поручения на досмотр от 16.03.2012 N10702030/150312/0000001688 был проведен досмотр товара (акт таможенного досмотра от 16.03.2012 N10702030/160312/001688). Выпуск товара был разрешен 23.03.2012.

Как установлено материалами дела, таможенная процедура - переработки вне таможенной территории изменялась обществом на таможенную процедуру - выпуск товара для внутреннего потребления, что следует из декларации на товары, которая была поданная обществом во Владивостокскую таможню 15.03.2012 вместе с документами, необходимыми для помещения судна «Танир» под таможенную процедуру выпуск товара для внутреннего потребления. Владивостокская таможня приняла декларацию, документы и присвоила таможенной декларации идентификационный номер N10702030\150312\0015659, но не выпустила товар (судно «Танир»).

Таможенным органом не представлено доказательств, что срок выпуска товара был продлен в связи с необходимостью завершения таможенного досмотра товаров, поскольку уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра, акт таможенного досмотра по результатам таможенного досмотра обществу не направлялся и не вручался.

Кроме того, продление таможенным органом срока выпуска товара, находящегося под процедурой переработки товаров за пределами таможенной территории, в том числе для осуществления таможенного досмотра, как указано в оспариваемом постановлении, законом не установлено.

Исходя из выше изложенного, суд соглашается с доводом общество об исполнении им обязанности по завершению действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, поскольку общество 25.02.2012 осуществило ввоз товара (судна); с 25.02.2012 судно находилось под таможенным контролем; 15.03.2012 до истечения заявленного срока переработки товаров, общество поместило товар (судно) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается принятием таможенным органом таможенной декларации, отсутствием отказа в принятии декларации; с момента помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершено.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует как объективная сторона административного правонарушения, которая должна выражаться в виновном противоправном бездействии по невыполнению обязанности по завершению таможенной процедуры, так и субъективная сторона нарушения, которая должна выражаться в непринятии мер по соблюдения норм и правил. По мнению суда, обществом осуществлены обоснованные и достаточные действия для завершения таможенной процедуры.

В связи с изложенным у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры переработки вне таможенной территории Таможенного союза.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления от по делу об административном правонарушении от 04.06.2012 N10702000-208/2012.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 10702000-208/2012 от 04.06.2012, вынесенное Владивостокской таможней в отношении ООО «НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка