ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2012 года Дело N А32-39870/2011

15АП-4776/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смотровой Н.Н. судей М.В. Соловьевой, О.А. Сулименко

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.

при участии: от заявителя: представитель не явился (уведомление от 28.04.12 N 49315); от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 27.04.12 N 49316);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23.03.2012 по делу N А32-39870/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РусТранс" к заинтересованному лицу Южному акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни о признании незаконными действий, о признании недействительным решения, о признании недействительным требования, принятое в составе судьи Орловой А.В.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "РусТранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни (далее - таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10009242/0305011/0000354; о признании недействительным решения о зачете денежного залога от 07.09.11 N 100009240/070911/ЗДз-0122 на сумму 121013,31 руб.; о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 07.09.11 N 10009240/66 на сумму пени 4257,82 руб.

Решением суда от 23.03.11 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие оспариваемых им действий таможни действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов. Таможня, в свою очередь, не доказала, что оспариваемые действия были вынесены в соответствии с действующим законодательством РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что проведенная таможней корректировка таможенной стоимости правомерна, поскольку организацией была использована произвольная, документально не подтверждённая величина стоимости.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Таможня и общество, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.

Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и общества.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 08.04.11г. N006/2011 на сумму 31500 Евро (приложение N1 от 08 апреля 2011г.), заключенным между обществом (Россия) и «MAX HANDELSONDERNEMING» (Нидерланды) на условиях EXW Хавелте (в соответствии с Инкотермс 2010) в мае 2011 г. на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз бывшего в эксплуатации колесного экскаватора одноковшового поворотного CASE WX 185 2004 г.в. Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении на Южном Акцизном таможенном посту Центральной акцизной таможни по декларации на товары (далее ДТ) N 10009242/030511/0000354.

При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенного и оформленного по ДТ N 10009242/030511/0000354 товара была заявлена обществом 1 Методом таможенной оценки, с учетом добавления к стоимости сделки расходов по доставке товара до пересечения границы Таможенного союза.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по данным ГТД, обществом были представлены следующие документы:

контракт от 08.04.11г. N 006/2011 на сумму 31500 Евро (приложение N 1 от 08.04.11);

коммерческий инвойс от 11.04.2011 г. N011089 с проформой от 08.04.2011 г.;

CMR, Carnet Tir;

Письмо-пояснение о формировании суммы транспортных расходов от 28.04.2011 N 28-04/2011-1;

Валютное платежное поручение N32 от 11.04.2011 г.;

Заявка на транспорт N11 от 13.04.2011 к договору N1 от 18.08.2010 г.;

Счет -фактура от 19.04.2011 N2007749 за перевозку;

Прайс-лист;

Экспортная декларация.

В ходе таможенного оформления таможня не согласилась с заявленным 1 методом таможенной оценки в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10009242/030511/0000354 и в процессе таможенного оформления приняла решение о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации.

В адрес общества по ДТ N 10009242/030511/0000354 таможней было направлено Решение о проведении дополнительной проверки от 05.05.11 с указанием причин принятия такого Решения, с указанием Расчета обеспечения уплаты таможенных платежей, а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в срок до 01.07.11 г., а именно: письменные пояснения и соответствующие документы относительно изложенных вопросов и замечаний касательно таможенной стоимости товаров; договор на оказание транспортных услуг N 1 от 18.08.10; банковские платежные документы по оплате транспортировки товара; пояснения перевозчика о расстоянии и стоимости перевозки товара (из расчета 1 км) по маршруту Хавелте- Ростов-на-Дону (от Хавелте до Лиепая, от Лиепая до границы таможенного союза и далее до места доставки товара);Техническая документация (технический паспорт) на товар; Бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); документы относительно реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ; коммерческие предложения, счета, договоры других продавцов аналогичных товаров в стране вывоза; иные документы, для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

После внесения обществом обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 121913,30 рублей товар был выпущен таможней в свободное обращение 11.05.11.

Обществом при подаче декларации были представлены таможне все необходимые пояснения и документы, разъясняющие в том числе заданные таможенным органом вопросы.

06.07.11 таможней по ДТ N 10009242/030511/0000354 было принято решение о корректировке таможенной стоимости, т.к. обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными и должным образом не подтверждены. О принятом решении таможней было сообщено обществу путем направления Решения о корректировке таможенной стоимости от 06.07.11.

В связи с отказом общества (заявление от 07.07.11 г. N 08-07/2011-1) откорректировать таможенную стоимость, таможней самостоятельно была осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10009242/030511/0000354, 6 Методом таможенной оценки (Резервного метода) в рамках 3 метода (по стоимости сделки с однородными товарами), заполненный бланк КТС был направлен таможней обществу.

В результате корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10009242/030511/0000354, в адрес общества было направлено Решение о зачете денежного залога от 07.09.11 г. N10009240/070911/ЗДз-0122 на сумму 121913,31 рублей и Требование об уплате таможенных платежей от 07.09.11 г. N 10009240/66 на сумму пени 4257,82 рублей.

Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно произвела корректировку ввезённого обществом товара ввиду следующего.

В соответствии со ст. 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства -членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.10.

Порядок контроля таможенной стоимости товаров, устанавливается нормами ТК ТС, соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.08 г. «О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости, товаров перемещаемых через таможенную границу таможенного союза».

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со ст. 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).

Согласно ч. 2 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010 (далее соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).

Как следует из ст. 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов Таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

В п. 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться Сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для отказа таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.

В соответствии с ч. 3 ст. 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанной ДТ подлежали применению нормы Приложения N1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».

Судом первой инстанции правильно установлено, что общество оплатило компании ««MAX HANDELSONDERNEMING» (Нидерланды, денежных средств за колесный одноковшовый поворотный экскаватор CASE WX 185 2004 г.в., оформленный по ДТ N 10009242/030511/0000354, в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанной таможенной декларации. В соответствии с п.3.2 Раздела II Инструкции ЦБ России N117-И от 15.06.04 г. паспорт сделки не составляется.

Однако указанная декларантом в ДТ N 10009242/030511/0000354 таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом при проведении таможенного контроля в процессе таможенного оформления.

В соответствии со ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.

Также по смыслу Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.

Обществом в процессе таможенного оформления были даны все необходимые пояснения и представлены запрашиваемые документы. Конкретных критериев недостаточности подтверждения заявленных сведений таможенным органом не приводится.

В соответствии с п.1 ст.4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» установлен исчерпывающий перечень ограничений, при выявлении которых метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.