ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2012 года Дело N А32-13924/2011

15АП-7761/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А., при участии:

от истца - Майстровского Р.А. (доверенность от 04.04.2012), Плотниковой И.Е. (доверенность от 06.08.2012),

от ответчиков:

МУП «Динские тепловые сети» - конкурсного управляющего Шатохина А.В. (паспорт),

ООО «Тартуга» - Кирагосьян Э.А. (доверенность от 30.07.2012), от третьих лиц:

ООО «Торговый дом «АТТИКА» - Зайцевой В.А. (доверенность от 01.08.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия «Динские тепловые сети», общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «АТТИКА», общества с ограниченной ответственностью «Тартуга»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 по делу N А32-13924/2011, принятое в составе судьи Корейво Е.В.,

по иску Администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динской район к ответчикам: муниципальному унитарному предприятию «Динские тепловые сети», обществу с ограниченной ответственностью «Тартуга» при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрации муниципального образования Динской район, общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «АТТИКА» о признании недействительными торгов,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Южно-Кубанского сельского поселения Динской район (далее администрация сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию «Динские тепловые сети» (далее МУП «Динские тепловые сети»), обществу с ограниченной ответственностью «Тартуга» (далее ООО «Тартуга») о признании недействительными торгов в форме публичного предложения, проведенных 23 сентября 2009 года, в части продажи нежилого здания котельной N28 с кадастровым номером 23:07:0302000:0:50, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 20в;

признании недействительным договора купли-продажи от 16 октября 2009 года между муниципальным унитарным предприятием «Динские тепловые сети» и обществом с ограниченной ответственностью «Тартуга»;

применении последствий недействительности сделки в виде двухсторонней реституции - приведения сторон в первоначальное положения и аннулирования записи N23-23-31/036/2011-470 от 18 мая 2011 года о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Тартуга» на здание котельной N28 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 02.03.2012 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4 л.д. 8; т.5 л.д.81)).

Исковые требования мотивированы тем, что конкурсным управляющим МУП «Динские тепловые сети» при продаже спорного недвижимого имущества были нарушены положения статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку возможность реализации принадлежащих должнику социально значимых объектов на торгах в форме публичного предложения законом не предусмотрена. Предусмотренная статьями 110, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура продажи имущества должника на торгах путем публичного предложения, в части определения начальной цены продажи имущества, также нарушена при совершении оспариваемой сделки. Торги от 24.09.2009 и заключенный по их результатам договор купли-продажи от 16.10.2009 являются недействительными, поскольку противоречат требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2011, от 11.07.2011 и от 02.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее Управление Росреестра по Краснодарскому краю), Администрация муниципального образования Динской район (далее администрация района), общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «АТТИКА» (далее ООО «ТД «АТТИКА»).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 исковые требования удовлетворены частично; признаны недействительными торги в форме публичного предложения, проведенные 23 сентября 2009 года, в части продажи нежилого здания котельной N28 с кадастровым номером 23:07:0302000:0:50, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 20в, а также договор купли-продажи от 16 октября 2009 года между МУП «Динские тепловые сети» и ООО «Тартуга» г. Краснодар. Судом применены последствия недействительности договора купли-продажи от 16.10.2009 в виде обязания ООО «Тартуга» возвратить МУП «Динские тепловые сети» нежилое здание котельной N28 под литерой А общей площадью 1015,9 кв.м., навес под литерой Г, отмостку под литерой V, замощение под литерой VI, теплотрассу, дымовую трубу Д-350 котельной N28, дымовую трубу котельной N28, оборудование в количестве 29 единиц (автоматика N00000503; воздушная линия 0,4 кВ, инв. N00000949; газопровод, инв. N00000507; газоходы и воздуховоды, инв. N00000506; внутренняя трубная часть, инв. N00001027; газосигнализатор СОУ-1, инв. N00000610; газосигнализатор СОУ-1, инв. N00000607; газосигнализатор СОУ-1, инв. N00000606; котел ДКВР 6.5/13, инв. N00000509; насос К8/18, инв. N00000547; насос К45/302, инв. N00000548; насос К8/18, инв. N00000546; насос ЦНСГ-38-132, инв. N 00000729; насос ЦНСГ 38-154, инв. N00000666; насос ЦНСГ 38-198, инв. N00000662; внутренняя трубная часть, инв. N00000509; пожарное оборудование (мотопомпа), инв. N00000502; теплообменник, инв. N00001029; теплообменник, инв. N00001028; эл. двигатель а200 м2-1М 1081, инв. N00000667; эл. двигатель А-250 М2 1М 1081, инв. N00000720; тепловое силооборудование, инв. N00000504; котел ДКВР 6.5/13, инв. N00000512; котел ДКВР 6.5/13, инв. N00000520; насос, инв. N00000525; насос, инв. N00000530; химводоочистка, инв. N00000505; хим. лаборатория для контроля ВХТС и ГВС, инв. N00000986; трансформаторная подстанция КТП-906 КУ, инв. N00000948), находящиеся на земельном участке площадью 13167 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 20в. МУП «Динские тепловые сети» обязано возвратить ООО «Тартуга» 180000 рублей. В применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) регистрационной записи N23-23-31/036/2011-470 от 18.05.2011 отказано.

Решение суда мотивировано тем, что положения статей 132, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в применимой к отношениям сторон редакции, не предусматривают возможность продажи социально значимого имущества должника в ином порядке, кроме как на торгах в форме конкурса. Продажа спорного недвижимого имущества на торгах в форме публичного предложения признана судом первой инстанции нарушающей требования пункта 4 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», что влечет недействительность торгов. Кроме того, на момент проведения торгов право хозяйственного ведения МУП «Динские тепловые сети» не было зарегистрировано в установленном порядке. Суд пришел к выводу о том, что заинтересованность администрации сельского поселения в обращении за судебной защитой обусловлена необходимостью восстановления нарушенного права публично-правового образования на получение социально значимого объекта в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения, предусмотренных подп. 4 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим, договор купли-продажи от 16.10.2009, как заключенный по результатам недействительных торгов с нарушением требований закона, признан судом первой инстанции недействительным (ничтожным) с учетом разъяснений пункта 32 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N6/8 от 01.07.1996.

Доводы ответчиков о том, что спорное недвижимое имущество утратило статус социально значимого, поскольку не используется по назначению, отклонены судом первой инстанции, так как спорная котельная была реализована как социально значимый объект без разрешения вопроса об утрате имуществом данного статуса. Представленное ответчиками дополнительное соглашение N2 от 27.10.2011 о расторжении договора купли-продажи от 16.10.2009 не принято во внимание судом, поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, а основанные на таких сделках соглашения не порождают у сторон каких-либо прав и обязанностей.

Последствия недействительности ничтожного договора купли-продажи от 16.10.2009 в виде двусторонней реституции применены судом первой инстанции на основании статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. Руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N10/22 от 29.04.2010, суд отказал в применении последствий недействительности сделки в форме аннулирования записи в ЕГРП о праве собственности ООО «Тартуга» на спорное недвижимое имущество.

Муниципальное унитарное предприятие «Динские тепловые сети», общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «АТТИКА» и общество с ограниченной ответственностью «Тартуга» в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявители жалоб указали, что спорная котельная была остановлена и выведена из эксплуатации в 2008 году, в связи с чем, на момент продажи не обладала признаками социально значимого имущества. В решении суда отсутствует оценка доказательствам, свидетельствующим об утрате спорным объектом социальной значимости. Конкурсным управляющим были предприняты меры к исключению спорной котельной из состава социально значимого имущества предприятия, которые не получили положительного эффекта из-за позиции основного кредитора должника. С учетом письма главы администрации МО Динской район N01-30/287 от 25.03.2009 на момент проведения торгов спорный объект уже не являлся социально значимым. Суд первой инстанции также не дал оценки тому факту, что представитель собственника имущества МУП «Динские тепловые сети» - администрации МО Динской район - согласился с реализацией спорного объекта в форме публичного предложения.

Спорная котельная продана на торгах путем публичного предложения, поскольку такой способ продажи был определен собранием кредиторов должника. Условие конкурса по продаже социально значимых объектов (обязанность покупателя содержать и обеспечивать эксплуатацию социально значимого объекта) было включено в утвержденный собранием кредиторов Порядок продажи имущества МУП «Динские тепловые сети». Реализация социально значимых объектов путем публичного предложения является законным способом продажи имущества должника, который не противоречит требованиям статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», что нашло свое отражение в судебной практике. Законность реализации социально значимого имущества должников посредством публичного предложения подтверждается также реестром объявлений публичных предложений о продажах социально значимого имущества, опубликованных в сети Интернет на официальных сайтах ВАС РФ, газеты «Коммерсантъ» и Единого Федерального ресурса сведений о банкротстве. В муниципальную собственность могут быть переданы социально значимые объекты, которые не проданы на торгах, в том числе путем публичного предложения.

Администрация сельского поселения не обосновала, в чем состоит нарушение ее прав оспариваемыми торгами и как они могут быть восстановлены в случае удовлетворения иска (ст.4 АПК РФ). В дело не представлены доказательства того, что реализация спорного имущества на условиях пункта 4 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» негативно повлияла на осуществление мероприятий, связанных с теплоснабжением поселка Южный. Администрация сельского поселения не является заинтересованным лицом, которое в силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает правом на предъявление иска о признании торгов недействительными.

На момент проведения торгов и заключения оспариваемого договора купли-продажи собственником котельной N28 являлась администрация муниципального образования Динской район, в связи с чем, права Администрации Южно-Кубанского сельского поселения не могли быть нарушены указанным договором.

Положения пункта 5 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие требование об утверждении минимальной цены продажи имущества органами управления должника, применимы только в случае продажи предприятия на стадии внешнего управления и не подлежат применению при продаже имущества должника на стадии конкурсного производства, когда управление должником передается конкурсному управляющему.

В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе МУП «Динские тепловые сети» указало, что отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на спорный объект не препятствовало реализации имущества должника на торгах. Необходимость государственной регистрации права хозяйственного ведения ранее возникшего права является обязательным условием государственной регистрации перехода права собственности, но не условием сделки купли-продажи недвижимости. Спорная котельная была передана предприятию в хозяйственное ведение по договорам от 03.07.2003 и от 14.04.2006, являлась предметом исполненного обязательства и не могла быть изъята собственником. Право хозяйственного ведения не могло быть зарегистрировано за предприятием до государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект. В результате произведенного органами местного самоуправления раздела земельного участка, ранее предоставленного для размещения и эксплуатации котельной, спорный объект окончательно утратил свое назначение, поскольку фактически не может использоваться как теплоэнергетический объект. Доводы администрации сельского поселения о том, что передача спорной котельной в собственность Южно-Кубанского сельского поселения является препятствием в совершении сделки по продаже спорного имущества, противоречат абзацу 1 пункта 2 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». МУП «Динские тепловые сети» также указало, что правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ N4104/11 от 19.07.2011 по делу NА48-2714/06-17б(10) не подлежит применению в настоящем споре, поскольку касается только невозможности передачи социально значимых объектов посредством замещения активов предприятия, а не реализации такого имущества путем публичного предложения.

Администрация Южно-Кубанского сельского поселения в отзыве апелляционные жалобы не признала, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Истец указал, что считает решение суда законным и обоснованным, поскольку спорный объект реализован как социально значимое имущество с нарушением требований закона. Право хозяйственного ведения МУП «Динские тепловые сети» на спорный объект зарегистрировано в 2011 году, в то время как торги проводились в 2009 году.

В судебное заседание 14.08.2011 Администрация Южно-Кубанского сельского поселения представила отзывы на апелляционные жалобы МУП «Динские тепловые сети», ООО «ТД «АТТИКА» и ООО «Тартуга», в которых просила оставить решение суда от 05.06.2012 без изменения. В отзывах истец указал, что считает необоснованным доводы заявителей жалобы об утрате котельной признаков социально значимого объекта. Спорная котельная отнесена к социально значимым объектам собранием кредиторов и доказательств свидетельствующих об обратном в материалы дела не представлено. Доводы заявителей жалобы о возможности реализации социально значимого объекта посредством публичного предложения не основаны на требованиях закона (постановление Президиума ВАС РФ N4104/11 от 19.07.2011). Оспариваемое решение не содержит доводов о недопустимости реализации имущества до государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия, в связи с чем, доводы заявителей жалобы в указанной части подлежат отклонению. Заинтересованность администрации сельского поселения в оспаривании сделки купли-продажи спорного имущества обусловлена необходимостью восстановления права на получение социально-значимого объекта, от которого зависит тепло и жизнеобеспечение населения, отнесенное к вопросам местного значения статьей 14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исковые требования о признании недействительными торгов направлены на признание недействительной сделки купли продажи социально значимого объекта, заключенного по результатам торгов, и направлены на восстановление прав истца.

В судебном заседании представители МУП «Динские тепловые сети», ООО «Тартуга» и ООО «ТД «АТТИКА» апелляционную жалобу поддержали, просили решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители администрации сельского поселения апелляционную жалобу не признали, просили решение суда от 05.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление Росреестра по Краснодарскому краю представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МУП «Динские тепловые сети» зарегистрировано постановлением администрации Динского района N288 Р от 13.04.1994 (п. 1.2. устава предприятия 2003 года). Учредителем предприятия является Комитет имущественных отношений Динского района (п.1.3 устава предприятия 2003 года). Согласно пункту 1.4 устава имущество предприятия является муниципальной собственностью Динского района и передается предприятию в хозяйственное ведение (т.4 л.д.145).

Распоряжением главы местного самоуправления Динского района N227-р от 26.06.2000 ЗАО ПФ «Кубанская» было рекомендовано в срок до 01.07.2000 произвести передачу котельной, балансовой стоимостью 2053,7 тыс. руб., тепловые сети балансовой стоимостью 1404,7 руб., а МП «Динские тепловые сети» в срок до 01.07.2000 принять по акту приема-передачи котельную и объекты инженерной инфраструктуры ЗАО ПФ «Кубанская» (т.5 л.д.112).

Постановлением главы местного самоуправления Динского района от 05.02.2001 N43 от ЗАО ПФ «Кубанская» в муниципальную собственность было принято здание котельной п.Южный 1995 года ввода в эксплуатацию. МП «Динские тепловые сети» обязано принять данный объект на свой баланс (т.5 л.д.113). Постановлением главы Южно-Кубанского сельского поселения Динского района N182 от 20.08.2007 объекту недвижимости - котельная N28, согласно адресному плану присвоен почтовый адрес: пос. Южный, ул. Северная, 20в (т.5 л.д.114).

Между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район и МУП «Динские тепловые сети» был подписан договор от 14.04.2006 о взаимоотношении сторон и закреплении муниципального имущества, по условиям которого комитет передает, а предприятие принимает на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество стоимостью 34041557,86 руб. в соответствии с приложением N1 - неотъемлемой частью настоящего договора (т.1 л.д.56). Договор от 03.07.2003 аналогичного содержания был подписан сторонами ранее (т.4 л.д.149).

Из материалов дела следует, что в составе прочего муниципального имущества МУП «Динские тепловые сети» была передана спорная котельная N28.

Законом Краснодарского края N1096-КЗ от 28.07.2006 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Динской район, в состав которого они входят» утверждены перечни имущества, передаваемого муниципальным образованием Динской район вновь образованным сельским поселениям, входящим в его состав, в том числе, Южно-Кубанскому сельскому поселению (т.1 л.д.92-94).

В состав передаваемого Южно-Кубанскому сельскому поселению имущества включено двухэтажное здание котельной N28 литер А площадью 1015,9 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос.Южный.

Акт приема передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район, передаваемого в муниципальную собственность Южно-Кубанского сельского поселения на безвозмездной основе был подписан 09.10.2006 (т.1 л.д.86). Указанный акт содержит сведения о передаче в собственность Южно-Кубанского сельского поселения двухэтажного здания котельной N28 литер А площадью 1015,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос.Южный (т.1 л.д.88).

Решением Совета Южно-Кубанского сельского поселения Динского района от 07.11.2006 N47 перечисленное в акте от 09.10.2006 имущество, включая спорную котельную N28, принято в муниципальную казну Южно-Кубанского сельского поселения (т.1 л.д.66-70).

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 04.12.2006 по делу NА32-10498/2005 муниципальное унитарное предприятие «Динские тепловые сети» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство (т.2 л.д.3-7).

Решением собрания кредиторов МУП «Динские тепловые сети» от 23.12.2008 утверждены «Предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества МУП «Динские тепловые сети», включающие «Положение об открытых торгах в форме аукциона по продаже имущества МУП «Динские тепловые сети», «Положение о порядке организации, сроках и условиях проведения конкурса по продаже социально-значимых объектов МУП «Динские тепловые сети» и «Положение о реализации имущества посредством публичного предложения (т.3 л.д.130-145).

В соответствии с пунктом 2.3 Предложений продаже подлежит следующее имущество должника:

- имущество должника, составляющее конкурсную массу (Приложение «Перечень имущества МУП «Динские тепловые сети» для продажи на открытых торгах в форме аукциона», Приложение «Перечень имущества МУП «Динские тепловые сети» балансовая стоимость которого не превышает 100000 рублей за единицу (для продажи путем заключения прямых договоров купли-продажи по цене не ниже оценочной стоимости имущества)»);

- имущество должника, которое согласно статье 132 Закона о банкротстве не включается в конкурсную массу (Приложение «Перечень имущества МУП «Динские тепловые сети» (социально-значимые объекты) для продажи в форме конкурса»).

В перечень социально-значимых объектов МУП «Динские тепловые сети», утвержденный собранием кредиторов предприятия, включено здание котельной N28 с оборудованием в составе 33 единиц (перечислены в перечне), расположенное по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южной, ул. Северная, 20в (т.1 л.д.28-29).

Из протокола собрания кредиторов МУП «Динские тепловые сети» N13 от 06.04.2009 следует, что кредиторы отказали в утверждении изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, в том числе в исключении из перечня социально значимых объектов спорной котельной N28 (т.2 л.д.133-136).

В материалы дела представлены информационные сообщения, опубликованные в газете «Трибуна» от 19.02.2009 и от 14.04.2009 о проведении торгов в форме конкурса по продаже социально значимых объектов МУП «Динские тепловые сети», в том числе котельной N28 литер А площадью 1015,9 кв.м., навеса литер Г, отмостки литер V, замощения литер VI, теплотрассы, дымовых труб в количестве 2-х шт., оборудования 29 единиц, расположенных по адресу: п.Южный, ул. Северная, с начальной ценой 7030000 рублей. В информационном сообщении изложены условия конкурса, представляющие собой обязательства покупателя по дальнейшей эксплуатации социально значимого объекта недвижимости. Торги в форме конкурса были назначены на 23.03.2009 и 18.05.2009 (т.3 л.д.46-49).

Указанные торги были признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.

В дальнейшем было объявлено о проведении торгов по реализации социально значимого имущества посредством публичного предложения.