ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2012 года Дело N А09-7018/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2012 Постановление в полном объеме изготовлено 20.08.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей: Байрамовой Н.Ю., Юдиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмалий Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.04.2012 по делу N А09-7018/2011 (судья Лемешко Г.Е.), принятое по иску Климовского районного потребительского общества, поселок городского типа Климово Брянской области, (ОГРН 1023201321450, ИНН 3216002077), к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области, поселок городского типа Климово Брянской области, (ИНН 3216002920, ОГРН 1023201322528), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Климовского района Брянской области, поселок городского типа Климово Брянской области, (ОГРН 1023201323188, ИНН 3216002782), при участии от Климовского районного потребительского общества - Азаровой Г.А. (доверенность N 1 от 13.01.2012), в отсутствие извещенных представителей ответчика и третьего лица, установил следующее.

Климовское районное потребительское общество с кооперативными участками (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к администрации Климовского района Брянской области (далее - администрация) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью 24583 кв.м, с кадастровым номером 32:12:010601:0002, расположенный по адресу: Брянская область, поселок Климово, улица Октябрьская, 195, в редакции, представленной истцом, установив продажную цену в размере 55 926 руб. 33 коп.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.03.2012 произведена замена ненадлежащего ответчика администрации надлежащим - комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области (далее - комитет), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд понудить комитет заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка общей площадью 24583 кв.м, с кадастровым номером 32:12:010601:0002, расположенным по адресу: Брянская область, поселок Климово, улица Октябрьская, 195, в редакции, представленной истцом, установив продажную цену в размере 55 926 руб. 33 коп. Уточнение судом принято.

Арбитражный суд Брянской области решением от 12.04.2012 исковые требования общества удовлетворил: понудил комитет заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка общей площадью 24583 кв.м, с кадастровым номером 32:12:010601:2, расположенного по адресу: Брянская область, Климовский район, поселок городского типа Климово, улица Октябрьская, 195, в редакции проекта, предложенного истцом. Суд изложил пункт 2.1 договора в следующей редакции: «2.1. Продажная цена составляет 55 926 руб. 33 коп», также взыскал с комитета в пользу общества 4 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя позицию, заявитель ссылается на неверное трактование судом положений п. 1, п. 2 ст. 1 Закона Брянской области N 152-З от 08.11.2007, указывает на то, что право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке возникло у Климовского РайПо после регистрации права собственности на спорные объекты, а не с момента подписания акта приема передачи этих объектов, в связи с чем у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения иска.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, объекты недвижимого имущества: здание хлебобулочного цеха с пристройками площадью 1477,2 кв.м, склад колбасного цеха площадью 98,5 кв.м, здание колбасного цеха площадью 258,8 кв.м, здание рыбного и безалкогольного цеха площадью 463,6 кв.м, здание кондитерского цеха 487,3 кв.м, расположенные по адресу: Брянская область, п.г.т. Климово, ул. Октябрьская, 195, по акту приема передачи от 03.08.1993 переданы от ООО «Надежда» в собственность Климовский Райпотребсоюз.

На основании указанного акта истец зарегистрировал право собственности на вышеперечисленные объекты недвижимости в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области в установленном законом порядке, о чем были выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 32 АБ N 118996, N 118997, N 118998, N 118999, N 119000 от 31.08.

2004.

На основании постановления Администрации Климовского района Брянской области N 458/1 от 20.09.2002, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района (арендодатель) и Климовским районным потребительским обществом (арендатор), заключен договор аренды земельного участка N 30 от 02.06.2003, по условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, общей площадью 24583 кв.м, кадастровый номер 32:12:010601:0002, расположенный в границах, указанных в кадастровой карте (плане), прилагаемой к настоящему договору, по адресу: Брянская область, п.г.т. Климово, ул. Октябрьская, 195 (п.1 договора аренды). Договор аренды земельного участка прошел в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области государственную регистрацию, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 32 АБ N 032624.

21.06.2011 истец обратился в Администрацию Климовского района с заявлением N 248 о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ в собственность указанного земельного участка.

Постановлением Администрации Климовского района Брянской области N 681 от 22.08.2011 было принято решение о передаче за плату в размере 337 082 руб. 50 коп. в собственность Климовскому районному потребительскому обществу земельного участка общей площадью 24 583 кв.м, с кадастровым номером 32:12:010601:2, расположенного по адресу: Брянская область, Климовский район, п.г.т. Климово, ул. Октябрьская, 195.

В связи с несогласием с размером выкупной цены за спорный земельный участок, 05.09.2011 истец направил ответчику проект договора купли- продажи земельного участка, по условиям которого продажная цена составляет 55 926 руб. 33 коп. (п. 2.1 договора) земельного участка.

Ответчик в письме N 1813 от 22.09.2011 указал на необоснованность данной суммы.

Ссылаясь на не достижение соглашения с ответчиком по выкупной цене спорного земельного участка, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Согласно п. 2.2 ст. 3 указанного Федерального закона N 137 ФЗ собственники зданий строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном ст. 445 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно справке истца представленной в материалы дела (л.д. 8, т. 1) Климовский райпотребсоюз реорганизован в Климовское РайПо на основании протокола собрания уполномоченных пайщиков от 12.10.1985. Климовское РайПо реорганизовано в Климовский Райпотребсоюз на основании протокола собрания уполномоченных пайщиков от 24.03.1988.

Климовский Райпотребсоюз реорганизован в производственно -коммерческую ассоциацию «Стар» 08.06.1992 на основании протокола учредительного собрания N 1 от 08.06.1992 (л.д. 113-124,т. 3).

Далее ПКА «Стар» реорганизована в Климовский районный союз потребительских обществ на основании протокола общего собрания представителей потребительских обществ N 1 от 01.02.1993 (л.д. 140-147, т. 3).

После этого, Климовский Райпотребсоюз реорганизован в Климовское районное потребительское общество на основании протокола общего собрания представителей пайщиков от 22.02.1994 (л.д. 102-11, т. 3), которое реорганизовано в Климовское районное потребительское общество с кооперативными участками на основании протокола собрания уполномоченных представителей пайщиков от 03.04.1998 (л.д. 77-85, т. 3).

Таким образом, материалами дела подтверждается правопреемство истца, начиная с 1988 года до настоящего времени.

Объекты недвижимого имущества, а именно, здания хлебобулочного цеха с пристройками площадью 1477,2 кв.м, склада колбасного цеха площадью 98,5 кв.м, здание колбасного цеха площадью 258,8 кв.м, здание рыбного и безалкогольного цеха площадью 463,6 кв.м, здание кондитерского цеха 487,3 кв.м, расположенные по адресу: Брянская область, п.г.т. Климово, ул. Октябрьская, 195, по акту приема передачи от 03.08.1993 переданы от ликвидированного предприятия ТОО «Надежда» в собственность Климовский Райпотребсоюз.

Как усматривается из материалов дела, ТОО «Надежда» является правопредшественником Климовского потребительского общества (л.д. 40-48, л.д. 72-76, т. 3). В свою очередь ТОО «Надежда» являлась пайщиком производственно -коммерческой ассоциации «Стар» реорганизованной из Климовского Райпотребсоюза в 08.06.1992 (л.д. оборот 119,т. 3).

В силу статьи 40 ГК РСФСР (действующего в тот момент), имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной кооперативной или другой общественной организации, используется, если иное не установлено законом, для возврата паевых или иных подлежащих возврату взносов. Оставшаяся часть передается вышестоящей кооперативной или другой общественной организации, а при отсутствии ее - соответствующему государственному органу.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной межколхозной, государственно-колхозной или иной государственно-кооперативной организации, распределяется между ее участниками пропорционально их взносам.

На предприятия, культурно-бытовые здания, учреждения, сооружения, иное имущество, относящееся к основным средствам кооперативной организации не может быть обращено взыскание кредиторов.

Согласно пунктов 1, 4 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Потребительские общества для выполнения своих уставных целей могут создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, отвечающие уставным целям потребительских обществ, а также могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками в товариществах на вере.

Учитывая изложенное, в силу ст. 40 ГК РСФСР ТОО «Надежда» передало Климовскому РПС в целях удовлетворения интересов пайщиков в собственность имущество, что, было обусловлено реорганизационными мероприятиями и созданием районного потребительского союза потребительских обществ каковым и является Климовский РПС.

Кроме того, книгами по счету N 01 «Основные средства» Климовского хлебозавода, который согласно уставу являлся предприятием Климовского Райпотребсоюза (в настоящее время Климовское РАЙПО) на 1994, 1997-1998, подтверждается что указанные здания, находились на балансе истца.

Впоследствии на основании акта сдачи-приемки зданий от 03.08.1993, истец зарегистрировал право собственности на вышеперечисленные объекты недвижимости в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области в установленном законом порядке, о чем были выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 32 АБ N 118996, N 118997, N 118998, N 118999, N 119000 от 31.08.2004. Из представленных Росреестром регистрационных книг в отношении указанных объектов недвижимости (л.д. 149-200, т. 3), следует, что основанием для регистрации права собственности за истцом послужил акт сдачи-приемки зданий от 03.08.1993.

В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данный Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.

Согласно Постановлению Администрации Брянской области от 13.04.1999 N 184 создан Брянский областной комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о возникновении права собственности у истца с момента передачи ему в собственность по акту сдачи-приемки зданий от 03.08.1993, то есть до вступления в силу Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997, поскольку факт отсутствия государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости до 31.08.2004, в силу ч.1 ст.6 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 не может свидетельствовать об отсутствии у истца права собственности на данные объекты.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции, руководствуясь п.1 ст.2 Федерального закона N137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п.1 ст.1 Закона Брянской области N 152-З от 08.11.2007, пришел к правомерному выводу, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть определена в пределах 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка (2 237 053 руб.), что составляет 55 926 руб. 33 коп., в связи с чем удовлетворил исковые требования.

Таким образом, нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

Учитывая, что заявитель апелляционной жалобы освобожден от оплаты госпошлины и она при подаче апелляционной жалобы им не уплачивалась, апелляционная инстанция судебные расходы не распределяет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7018/2011 от 12.04.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.Г.Сентюрина
Судьи
Н.Ю.Байрамова
Л.А.Юдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка