ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 года Дело N А72-6935/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Деминой Е.Г., судей Карпова В.В., Шадриной О.Е., при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,

без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 января 2012 года по делу NА72-6935/2011 (судья Д.А. Леонтьев),

по иску товарищества собственников жилья «Прометей» (ИНН 7327023915, ОГРН 1027301487652), Ульяновская область, г. Ульяновск,

к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), Ульяновская область, г. Ульяновск,

при участии третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск,

Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,

о взыскании 774 322 руб. 52 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Прометей» (далее - истец, ТСЖ «Прометей») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис» (далее - ответчик, УМУП «Городской теплосервис») о взыскании 59 189,22 руб., стоимости потерь в тепловых сетях за январь и февраль 2009 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики Ульяновской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 января 2012 года по делу NА72-6935/2011 исковые требования удовлетворены. С УМУП «Городской теплосервис» в пользу ТСЖ «Прометей» взыскано 59 189,22 руб. неосновательного обогащения за январь и февраль 2009 года, 200 руб. расходов по получению выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика и 2367,57 руб. расходов по уплате государственной пошлины (т.2, л.88-91).

Ответчик не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования оставить без удовлетворения.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что в соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии. Количество потребленного тепла подтверждено показаниями прибора учета, который зафиксировал не только расход горячей воды, но и количество тепловой энергии.

По мнению заявителя жалобы вывод суда первой инстанции о том, что ответчик должен был обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение за 2007, 2008 годы, правового значения не имеет, поскольку такие затраты как потери теплоты в трубопроводах ГВС - полотенцесушителях до 05.04.2011 не подлежали включению в утверждаемые тарифы.

Представители сторон, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

15.03.2005 между УМУП «Городской теплосервис» (теплоснабжающая организация), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска (Комитет) и ТСЖ «Прометей» (абонент) заключен договор теплоснабжения N1519.

В соответствии с условиями договора теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1.1. договора).

Согласно п.2.1. договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством РФ. Тариф на теплоноситель определяется на основании калькуляции производителя.

В течение 2008-2011 на основании указанного договора ответчик осуществлял отпуск тепловой энергии истцу, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами (т.1, л.33-67), актами по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (т.1, л.103, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117,119,121,123, 125, 127, 130, 132, 134).

При выставлении счетов-фактур за январь и февраль 2009 года ответчик начислил истцу 59 189,22 руб. (30 537,20 руб. за январь 2009 и 28 652,02 руб. за февраль 2009 года) в счет оплаты расходов тепловой энергии, использованной при циркуляции в трубопроводе системы горячего водоснабжения (расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат и потери в теплосетях).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилами иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (как в случае с УМУП «Городской теплосервис») должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб. метр.

Также, в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб.м).

Кроме того, согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека.

Как следует из п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 25 Правил N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).

Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя.

Таким образом, в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 27 Правил). Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливают органы местного самоуправления (в случаях, указанных в ч.5 ст.4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ).

Поскольку тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были включены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N06-454), предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год, то есть без учета каких-либо иных дополнительных потерь.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что УМУП «Городской теплосервис» необоснованно возложил на истца обязанность по оплате дополнительной величины тепловой энергии на отопление ванных комнат и потерь в теплосетях.

Истец также просил взыскать судебные расходы понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины и поручением выписки из ЕГРЮЛ на ответчика.

Указанные расходы подтверждены истцом письменными доказательствами (т.1, л.23-30, 31), в связи с чем, взысканы с ответчика на основании ст.110 АПК РФ обоснованно.

Довод заявителя жалобы о неправомерности вывода суда первой инстанции о том, что ответчик должен был обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение за 2007, 2008 годы отклоняется, поскольку такой вывод в решении не содержится.

Ссылка ответчика на постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 N 41-12020/11 как на правоприменительную практику по спорному вопросу является несостоятельной, поскольку в указанном постановлении изложенные иные обстоятельства дела.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

При подаче апелляционной жалобы УМУП «Городской теплосервис» предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 2000 руб., которая подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 января 2012 года по делу NА72-6935/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» - без удовлетворения.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), Ульяновская область, г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Демина
Судьи
В.В.Карпов
О.Е.Шадрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка