• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 года Дело N А55-32125/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 16 мая 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 23 мая 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я., с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» - до и после перерыва представителя Альбокринова Д.А. (доверенность от 12.08.2011),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары - до и после перерыва представителя Сизовой Н.В. (доверенность от 23.09.2011 N 04-09/11976), после перерыва Ларионовой Е.Н. (доверенность от 23.11.2011 N 04-09/15076),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года по делу N А55-32125/2011 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ», г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, о признании незаконным решения от 19 декабря 2011 года об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сканди» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары (далее-ответчик) от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что представленный заявителем на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал требованиям закона, поскольку не содержал сведений о фактической задолженности заявителя перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, следовательно, являлся недостоверным.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

По мнению заявителя у налогового органа отсутствовали основания как считать ликвидационный баланс недостоверным, так и для отказа в государственной регистрации ООО «Сканди» в связи с его ликвидацией, поскольку ответчик не заявил ликвидационной комиссии свои требования в срок, предусмотренный ст. 63 ГК РФ. Кроме того, налоговым органом не представлены доказательства обращения к ликвидатору общества с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 14.05.2012 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 25 мин. 16.05.2012, после перерыва рассмотрение дела продолжено. Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

После перерыва представители сторон поддержали ранее изложенные доводы по делу.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Сканди» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1056367043446, ИНН 6367049192 .

13.04.2011 единственным участником ООО «Сканди» принято решение N13/04/2011 о ликвидации в добровольном порядке и назначении ликвидатором Мищанюка В.И., о чем направлено уведомление в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары (т.1, л.д.31-32).

21.04.2011 ИФНС по Железнодорожному району г.Самары в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, за государственным регистрационным номером 2116311020164 и выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 63 N005253843, также внесена запись о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2116311020175 и выдано свидетельство о внесении указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 63 N005253844 (т.1, л.д.12-13).

27.04.2011 в «Вестнике государственной регистрации», часть 1 N16 (323) помещена публикация о ликвидации ООО «Сканди» и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: г. Самара, ул. Л.Толстого, д. 131, оф.3 (т.1, л.д.17).

18.11.2011 решением единственного участника ООО «Сканди» N18/11/2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (т.1, л.д.14,31-39).

25.11.2011 ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2116311059819, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 63 N005242905 (т.1, л.д.15).

Решением от 29.11.2011 N29/11/2011 единственного участника ООО «Сканди» утвержден ликвидационный баланс (т.1, л.д.16).

02.12.2011 в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, в связи с завершением ликвидационной процедуры, ликвидатором ООО «Сканди» по почте направлен в регистрирующий орган предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пакет необходимых документов, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией», форма Р16001, (т.1, л.д.46), который был получен налоговым органом 07.12.2011г. (л.д.40-48).

Факт получения указанных документов именно 07.12.2011г. подтверждается представленной заявителем в материалы дела информацией официального Интернет-портала «Почта России» (http://www.russianpost.ru), отвечающей критерию общеизвестных доказательств по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, почтовые отправления (почтовый идентификатор 44302038128287, который указан в чеке, выдаваемом при приеме почтового отправления- л.д.47) вручен представителю ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары 07.12.2011г. (т.1, л.д.48).

Кроме того, по предложению суда апелляционной инстанции сторонам представить документы, подтверждающие дату поступления в налоговый орган пакета документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, направленного ликвидатором 02.12.2011 года, заявителем представлено письмо УФПС Самарской области-Филиала ФГУП «Почта России» ОСП Самарской области от 15.05.2012 года N 53.1.22.2.4.-02/01-2611, согласно которому письмо N44302038128287, принятое 02.12.2011 года в 20 отделении почтовой связи в адрес : 443093, г. Самара, ул. Мориса Тореза, д.7, ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары, поступило в 93 отделение почтовой связи г.Самара 04.12.2011 года, выдано получателю 07.12.2011.

Налоговый орган в подтверждение своего довода о получении указанного пакета документов 12.12.2011г. сослался на данные внутренней регистрации входящей корреспонденции.

Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, в расписке о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (форма N Р50005) указано, что документы получены 12.12.2011г. -(т.1, л.д.91), тогда как в правом нижнем углу незаверенной ксерокопии заявления (форма N Р16001)-(т.1, л.д.86) указана дата входящей регистрации 13.12.2011 г.

В материалах дела отсутствуют сведения об ознакомлении судом первой инстанции с подлинниками формы N Р50005 и формы N Р16001.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Частью 1 статьи 67, статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В силу частей 1, 8, 9 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него. Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.

Согласно частям 1 - 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

При этом частью 6 названной статьи предусмотрено, что арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Суд апелляционной инстанции предлагал налоговому органу представить документальное подтверждение получения пакета документов 12.12.2011 года, для чего в судебном заседании 14.05.2012, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 25 мин. 16.05.2012. Однако, никакие дополнительные доказательства налоговым органом не представлены.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку представленные налоговым органом в материалы дела доказательства, в подтверждение даты получения пакета документов, противоречивы, налоговым органом документально не обосновано получение пакета документов для государственной регистрации ликвидации именно 12.12.2011 года, тогда как заявителем доказано, что в адрес ответчика документы, согласно описи (т.1, л.д. 46), поступили 07.12.2011г.

По результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию ликвидации документов регистрирующий орган принял решение от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, форма Р50001. Основанием для отказа явилось содержание в ликвидационном балансе недостоверных сведений.

При этом из содержания решения от 19.12.2011 следует, что отказ в государственной регистрации ликвидации ООО «Сканди» заинтересованное лицо обосновывает ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т.1, л.д. 18).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО «Сканди» о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией, исходил из того, что представленный заявителем на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал требованиям закона, поскольку не содержал сведений о фактической задолженности заявителя перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, следовательно, являлся недостоверным.

Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из указанной нормы, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары правомерность принятого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица обосновала ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации юридических лиц, указала на то, что ликвидационный баланс заявителя содержал недостоверные сведения, а потому имелись основания считать указанный документ не представленным. В частности, ответчик привел доводы о проведении ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары выездной налоговой проверки в отношении ООО «Сканди» в период с 24.05.2011г. до 06.09.2011г., вынесение решения N 11-11/023 от 30.09.2011 г., которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также отказ в доступе проверяющим 26.05.2011 г и 27.05.2011 г. на территорию и в помещение обособленного подразделения ООО «Сканди».

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Как усматривается из материалов дела, установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований кредиторов истек 27.06.2011 года.

Налоговый орган, имеющий всю необходимую информацию о ходе ликвидации ООО «Сканди», в том числе проводивший выездную проверку заявителя, своим правом кредитора в установленный законом срок не воспользовался.

Направленное ликвидатору общества по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, 131, оф.3, налоговым органом уведомление от 28.09.2011 (до вынесения решения по результатам выездной проверки), согласно которому ориентировочная сумма задолженности по результатам выездной налоговой проверки составляет 38267000 руб. без учета штрафа и пени, не является требованием кредитора, в смысле, придаваемом п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами (статьи 63 ГК РФ).

На основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ форме N Р50003.

Поскольку ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары с момента публикации объявления 27.04.2011 в «Вестнике государственной регистрации» о ликвидации ООО «Сканди» до 18.11.2011 требования кредиторов не заявлены, 18.11.2011 единственным участником ООО «Сканди» принято решение N18/11/2011 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (т.1, л.д.14,31-39).

25.11.2011 промежуточный ликвидационный баланс, не содержащий никаких сумм задолженности перед бюджетом, утвержден регистрирующим органом, о чем была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2116311059819, свидетельство серии 63 N 005242905.

Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 15 февраля 2012 г. N ВАС-1157/12 указал на то, что анализ положений ст. 63-64 ГК РФ позволяет сделать вывод, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 2 статьи 224 Закона N 127-ФЗ установлено, что при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В силу пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Таким образом, анализ положений ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 63-64 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающих процедуру ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов позволяет сделать вывод о том, что обязательным является не только обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, но и, в случае отказа в удовлетворении требования, оспаривание такого отказа в суд.

Как следует из материалов настоящего дела, налоговым органом в установленный срок соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица не предъявлялись, ликвидационной комиссией не выносились решения об отказе в удовлетворении требований кредитора.

В материалах дела отсутствуют сведения об исполнении налоговым органом обязанности по оспариванию действий ликвидационной комиссии, связанных с отказом в удовлетворении требований кредитора.

Следовательно, у ликвидационной комиссии отсутствовали основания ликвидации ООО «Сканди» в ином, нежели предусмотрено ст. 61-64 ГК РФ, порядке.

В силу п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Единственный участник ООО «Сканди» решением от 29.11.2011 N29/11/2011 утвердил ликвидационный баланс и с пакетом необходимых документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 02.12.2011 направил в адрес ответчика почтой, который был получен налоговым органом 07.12.2011г.

По мнению налогового органа указанная в решении N 11-11/023 от 30.09.2011 г. о привлечении ООО «Сканди» к ответственности за совершение налогового правонарушения задолженность должна быть отражена в ликвидационном балансе заявителя, что исключило бы нарушение прав ответчика как кредитора.

Однако, суд апелляционной инстанции считает, что утверждение о налоговой задолженности является предположительным, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1).

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

Из статей 54, 80, 101 НК РФ следует, что факт и размер налогового обязательства устанавливается на основании налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, или решения, вынесенного налоговым органом по результатам налоговой проверки, и подтверждается первичными документами, в том числе регистрами бухгалтерского учета, материалами проверки и иными документальными данными.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Таким образом, основанием для уплаты налога могут являться мероприятия, но как следует из статьи 101 НК РФ, после вынесения решения и вступления его в законную силу.

Решение ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары N 11-11/023 от 30.09.2011 г. о привлечении ООО «Сканди» к ответственности за совершение налогового правонарушения получено заявителем 03.10.2011 года (т.1, л.д.120) и уже 17.10.2011 года вышестоящим налоговым органом принята апелляционная жалоба на указанное решение (т.1, л.д.124).

Пунктом 3 ст. 140 Кодекса установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании названного пункта не более чем на 15 рабочих дней для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов.

Таким образом, вышестоящий налоговый орган в течение месяца со дня получения жалобы (с 17.10.2011г.) должен был принять по ней решение.

В установленный срок УФНС по Самарской области решение не вынесено.

18.11.2011 единственным участником ООО «Сканди» утвержден промежуточный ликвидационный баланс, не содержащий никаких сумм задолженности перед бюджетом, который 25.11.2011 утвержден регистрирующим органом, располагающим полной информацией о ликвидационной процедуре заявителя, в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2116311059819 внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серии 63 N 005242905.

По состоянию на 29.11.2011 утвержден ликвидационный баланс, также в отсутствие сведений о наличии оснований для включения в него каких либо сумм задолженности и требований кредиторов.

Из представленного заявителем в регистрирующий орган ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета ООО «Сканди», следует, что по состоянию на 29.11.2011 у данного общества отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пени и штрафов.

Таким образом, ни на момент составления промежуточного ликвидационного баланса, ни на момент составления ликвидационного баланса оснований для уплаты налогоплательщиком налога не имелось, что свидетельствует об отсутствии у налогового органа оснований для вывода о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе по состоянию на 29.11.2011.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у ликвидационной комиссии отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и их выплаты налоговому органу.

Суд апелляционной инстанции считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что общество, достоверно располагая сведениями о наличии задолженности перед бюджетом, составило ликвидационный баланс, содержащий недостоверные данные об отсутствии у заявителя задолженности по обязательным платежам в бюджет.

На дату представления заявителем ликвидационного баланса на регистрацию, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары от 30.09.2011 N 11-11/023 не вступило в законную силу.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 2069 ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары было выставлено ООО «Сканди» только 14.12.2011 и направлено заявителю 16.12.2011 года, то есть через полгода после истечения срока на предъявление требований кредитора. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства того, что требование об уплате налога получено заявителем.

Ссылка ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары на отказ в доступе проверяющим 26.05.2011 г и 27.05.2011 г. на территорию и в помещение обособленного подразделения ООО «Сканди» не является обстоятельством, которое само по себе могло бы послужить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, кроме того, не имеется оснований считать, что данное обстоятельство послужило препятствием для реализации налоговым органом как кредитором ликвидируемого юридического лица права на предъявление своих требований в порядке, установленном законом.

Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку по мнению суда апелляционной инстанции ООО «Сканди» представило в налоговый орган все предусмотренные ст.21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, отказ в регистрации ликвидации общества по мотиву недостоверности ликвидационного баланса неправомерен.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Закона о регистрации регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов должен осуществить государственную регистрацию.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что факт осуществления ООО «Сканди» хозяйственной деятельности не доказан регистрирующим органом, поскольку достоверность информации, содержащейся в декларации по НДС за IV квартал 2011 года, предоставленной регистрирующим органом, ставиться под сомнение принятой налоговым органом уточненной налоговой декларацией по НДС за IV квартал 2011 года с нулевыми показателями, предоставленной заявителем.

Исходя из изложенного, решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года по настоящему делу следует отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью «Сканди», признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары от 19 декабря 2011 года об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года по делу NА55-32125/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары от 19 декабря 2011 года об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары в пользу общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» судебные расходы в сумме 3000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.С.Драгоценнова
Судьи
В.С.Семушкин
Е.Г.Филиппова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-32125/2011
11АП-3948/2012
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 мая 2012

Поиск в тексте