ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 года Дело N А55-32125/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 16 мая 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 23 мая 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я., с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» - до и после перерыва представителя Альбокринова Д.А. (доверенность от 12.08.2011),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары - до и после перерыва представителя Сизовой Н.В. (доверенность от 23.09.2011 N 04-09/11976), после перерыва Ларионовой Е.Н. (доверенность от 23.11.2011 N 04-09/15076),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ» на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года по делу N А55-32125/2011 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКАНДИ», г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, о признании незаконным решения от 19 декабря 2011 года об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сканди» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары (далее-ответчик) от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что представленный заявителем на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал требованиям закона, поскольку не содержал сведений о фактической задолженности заявителя перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, следовательно, являлся недостоверным.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

По мнению заявителя у налогового органа отсутствовали основания как считать ликвидационный баланс недостоверным, так и для отказа в государственной регистрации ООО «Сканди» в связи с его ликвидацией, поскольку ответчик не заявил ликвидационной комиссии свои требования в срок, предусмотренный ст. 63 ГК РФ. Кроме того, налоговым органом не представлены доказательства обращения к ликвидатору общества с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 14.05.2012 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 25 мин. 16.05.2012, после перерыва рассмотрение дела продолжено. Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

После перерыва представители сторон поддержали ранее изложенные доводы по делу.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Сканди» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1056367043446, ИНН 6367049192 .

13.04.2011 единственным участником ООО «Сканди» принято решение N13/04/2011 о ликвидации в добровольном порядке и назначении ликвидатором Мищанюка В.И., о чем направлено уведомление в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары (т.1, л.д.31-32).

21.04.2011 ИФНС по Железнодорожному району г.Самары в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, за государственным регистрационным номером 2116311020164 и выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 63 N005253843, также внесена запись о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2116311020175 и выдано свидетельство о внесении указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 63 N005253844 (т.1, л.д.12-13).

27.04.2011 в «Вестнике государственной регистрации», часть 1 N16 (323) помещена публикация о ликвидации ООО «Сканди» и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: г. Самара, ул. Л.Толстого, д. 131, оф.3 (т.1, л.д.17).

18.11.2011 решением единственного участника ООО «Сканди» N18/11/2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (т.1, л.д.14,31-39).

25.11.2011 ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2116311059819, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 63 N005242905 (т.1, л.д.15).

Решением от 29.11.2011 N29/11/2011 единственного участника ООО «Сканди» утвержден ликвидационный баланс (т.1, л.д.16).

02.12.2011 в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, в связи с завершением ликвидационной процедуры, ликвидатором ООО «Сканди» по почте направлен в регистрирующий орган предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пакет необходимых документов, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией», форма Р16001, (т.1, л.д.46), который был получен налоговым органом 07.12.2011г. (л.д.40-48).

Факт получения указанных документов именно 07.12.2011г. подтверждается представленной заявителем в материалы дела информацией официального Интернет-портала «Почта России» (http://www.russianpost.ru), отвечающей критерию общеизвестных доказательств по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, почтовые отправления (почтовый идентификатор 44302038128287, который указан в чеке, выдаваемом при приеме почтового отправления- л.д.47) вручен представителю ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары 07.12.2011г. (т.1, л.д.48).

Кроме того, по предложению суда апелляционной инстанции сторонам представить документы, подтверждающие дату поступления в налоговый орган пакета документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, направленного ликвидатором 02.12.2011 года, заявителем представлено письмо УФПС Самарской области-Филиала ФГУП «Почта России» ОСП Самарской области от 15.05.2012 года N 53.1.22.2.4.-02/01-2611, согласно которому письмо N44302038128287, принятое 02.12.2011 года в 20 отделении почтовой связи в адрес : 443093, г. Самара, ул. Мориса Тореза, д.7, ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары, поступило в 93 отделение почтовой связи г.Самара 04.12.2011 года, выдано получателю 07.12.2011.

Налоговый орган в подтверждение своего довода о получении указанного пакета документов 12.12.2011г. сослался на данные внутренней регистрации входящей корреспонденции.

Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, в расписке о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (форма N Р50005) указано, что документы получены 12.12.2011г. -(т.1, л.д.91), тогда как в правом нижнем углу незаверенной ксерокопии заявления (форма N Р16001)-(т.1, л.д.86) указана дата входящей регистрации 13.12.2011 г.

В материалах дела отсутствуют сведения об ознакомлении судом первой инстанции с подлинниками формы N Р50005 и формы N Р16001.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Частью 1 статьи 67, статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В силу частей 1, 8, 9 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него. Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.

Согласно частям 1 - 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

При этом частью 6 названной статьи предусмотрено, что арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Суд апелляционной инстанции предлагал налоговому органу представить документальное подтверждение получения пакета документов 12.12.2011 года, для чего в судебном заседании 14.05.2012, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 25 мин. 16.05.2012. Однако, никакие дополнительные доказательства налоговым органом не представлены.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку представленные налоговым органом в материалы дела доказательства, в подтверждение даты получения пакета документов, противоречивы, налоговым органом документально не обосновано получение пакета документов для государственной регистрации ликвидации именно 12.12.2011 года, тогда как заявителем доказано, что в адрес ответчика документы, согласно описи (т.1, л.д. 46), поступили 07.12.2011г.

По результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию ликвидации документов регистрирующий орган принял решение от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, форма Р50001. Основанием для отказа явилось содержание в ликвидационном балансе недостоверных сведений.

При этом из содержания решения от 19.12.2011 следует, что отказ в государственной регистрации ликвидации ООО «Сканди» заинтересованное лицо обосновывает ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т.1, л.д. 18).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО «Сканди» о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией, исходил из того, что представленный заявителем на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал требованиям закона, поскольку не содержал сведений о фактической задолженности заявителя перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, следовательно, являлся недостоверным.

Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из указанной нормы, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары правомерность принятого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица обосновала ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации юридических лиц, указала на то, что ликвидационный баланс заявителя содержал недостоверные сведения, а потому имелись основания считать указанный документ не представленным. В частности, ответчик привел доводы о проведении ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары выездной налоговой проверки в отношении ООО «Сканди» в период с 24.05.2011г. до 06.09.2011г., вынесение решения N 11-11/023 от 30.09.2011 г., которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также отказ в доступе проверяющим 26.05.2011 г и 27.05.2011 г. на территорию и в помещение обособленного подразделения ООО «Сканди».

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Как усматривается из материалов дела, установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований кредиторов истек 27.06.2011 года.

Налоговый орган, имеющий всю необходимую информацию о ходе ликвидации ООО «Сканди», в том числе проводивший выездную проверку заявителя, своим правом кредитора в установленный законом срок не воспользовался.

Направленное ликвидатору общества по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, 131, оф.3, налоговым органом уведомление от 28.09.2011 (до вынесения решения по результатам выездной проверки), согласно которому ориентировочная сумма задолженности по результатам выездной налоговой проверки составляет 38267000 руб. без учета штрафа и пени, не является требованием кредитора, в смысле, придаваемом п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами (статьи 63 ГК РФ).

На основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ форме N Р50003.

Поскольку ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары с момента публикации объявления 27.04.2011 в «Вестнике государственной регистрации» о ликвидации ООО «Сканди» до 18.11.2011 требования кредиторов не заявлены, 18.11.2011 единственным участником ООО «Сканди» принято решение N18/11/2011 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (т.1, л.д.14,31-39).

25.11.2011 промежуточный ликвидационный баланс, не содержащий никаких сумм задолженности перед бюджетом, утвержден регистрирующим органом, о чем была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2116311059819, свидетельство серии 63 N 005242905.

Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 15 февраля 2012 г. N ВАС-1157/12 указал на то, что анализ положений ст. 63-64 ГК РФ позволяет сделать вывод, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде.